Отчёт по самообразованию "Развитие сенсорных способностей детей 2-й группы раннего возраста"
материал (младшая группа)

Марина Билюкова

     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

              «Детский сад комбинированного вида № 218»

 

 

 

 

              Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей    детей 2-й группы раннего возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Воспитатель: Билюкова  М.А.

 

 

 

 

 

 

 

                                        Саратов 2020г

Отчет:  Самообразования.

Тема: «Развитие сенсорных способностей детей 2-й группы раннего возраста»»

Я решила взять тему по самообразованию « Сенсорное развитие 2-й группы раннего возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования». Свою работу по теме я начала со 2-й группы раннего возраста.
Составила личный перспективный план по самообразованию.
Изучила методическую литературу по данной теме.

1. Развитие сенсорных способностей 2-й группы раннего возраста / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424с.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006. - 434 с.

3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.

4. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. - 276 с.

5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. - 203 с.

6. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011.

7. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс (ав. - сост. Л. В. Годовникова и др.) - Волгоград.: Учитель, 2013

8. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.

9. Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №1. - С.38-45.

10. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 - с. 303-310.

11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

12. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В.
 

Определила:

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» - это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие - главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;

восприятие величины;

цветовое восприятие;

восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;

временное восприятие;

восприятие телесных манипуляций;

восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.

и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Для практической части поставила следующие задачи:
Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.

Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им, обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

Учить детей называть свойства предметов.

В течении года мы с малышами учились:

Выделять различные признаки и свойства объектов и явлений;

Сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству;

Устанавливать отношения сходства и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения);

Осуществлять классификацию по одному признаку;

Осущесвлять сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку);Различать количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т.д.

 

С целью изучения и обогащения опыта детей создала дидактические пособия:

 

-Волшебные макароны

-Чудесные пуговицы

-Разноцветные ленточки

-Спрячь зайку

 

 

  Для накопления опыта работала над созданием методических папок:

-Подвижные игры

-Сюжетно ролевые игры

-Пальчиковые игры

-Дидактические игры

-Картотека игр   по ФЭМП

-Настольно печатные игры


Работая над данной  темой самообразования, сделала следующие выводы:
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило   полноценно, необходимо организовать целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка. Его следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т.

Большинство ученых считают, что именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

В рамках поставленных задач в работе было проведено обширное рассмотрение теории сенсорного воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе. Необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют значительные наработки в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане сенсорного воспитания. Однако существует проблема более результативного его осуществления в образовательном процесс

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей детей 2-й группы раннего возраста».

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности,углубление знаний по разным методикам, овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикойповышение общекультурного уровня педагога по теме: «Сенсорное развитие  детей 2-й группы раннего возраста».

Тема самообразования «Сенсорное развитие  детей 2-й группы раннего возраста». Выбрана мною не случайно.  Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

 В настоящее время работаю с детьми в возрасте 2-3лет по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Выбор мною темы «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста » для всестороннего изучения не случаен, так как она является актуальной в период раннего и младшего дошкольного возраста. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия у детей. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Для меня, как педагога, эта тема очень важна и интересна, так как дети, которые приходят из дома это малыши двухлетки. Поэтому очень важно научить ребёнка познавать мир, себя, помочь сформировать личность путём многообразия форм, красок и других свойств предметов.                      Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой.И поэтому, целью моей работы в данном направлении сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

-формирование у детей систем сенсорных эталонов;

-формирование у детей умений самостоятельно применять системы  действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

В своей работе я наметила следующие условия для выполнения этих задач:

создание предметно-развивающей средыспособствующей обогащению сенсорного опыта малышей;

использование дидактических игр по сенсорике во время совместной деятельности детей и педагога;

повысить компетентность родителей в сенсорном воспитании детей.

Одним из важнейших условий моей работы по развитию сенсорных способностей является учёт их возрастных особенностей.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями. Познавательная активность ребёнка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмыслительной предметной деятельности.

На каждом возрастном этапе ребёнок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Моя роль в сенсорном развитии маленького ребёнка заключается в том, чтобы раскрыть ему те стороны явлений, которые могут остаться для него не замеченными, выработать отношение к ним.

Наиболее эффективными приёмами и методами в моей педагогической работе с детьми считаю следующее:

наглядный (рассматривание, сравнение предметов);

привлечение внимания (применение волшебного мешочка, игрушек со звуковым эффектом);

показ и объяснение;

эмоционально-речевое воздействие, изменение интонации голоса, ласковый взгляд;

тактильное воздействие (поглаживание);

поощрение (похвала, сюрприз).

Диагностика уровня сенсорного развития детей, проводимая мною в начале каждого учебного года, показывает, что приходя в детский сад:

— у детей слабо развита мелкая моторика рук;

большинство детей не умеют самостоятельно различать и называть основные цвета;

не могут различать предметы по величине ;

плохо различают плоскостные геометрические фигуры (особенно путают круг и овал, квадрат и прямоугольник);

различают шар, кубик, кирпичик только с помощью взрослого;

не могут самостоятельно сложить разрезную картинку;

не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем порядке по величине колец.

 

При организации воспитательно-образовательного процесса по сенсорному воспитанию я стараюсь обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Так с детьми я провожу различные дидактические игры, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Ознакомление со свойствами предметов посредством дидактических материалов играет определяющую роль.

Считаю, что педагогическая ценность дидактических игр, обусловлена тем, что в дидактической игре перед детьми ставятся практические и умственные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий.                                                                                  При решение поставленных задач применяются следующие методы и приемы работы:

Таким образом, руководствуясь дидактическими играми, я предусматриваю отбор и продумывание их программного содержания, чётко определяю задачи, роль и место в целостном воспитательном процессе. Направляя, на развитие познавательной активности детей, поощряю самостоятельность и инициативу детей. Между участниками проявляются доброжелательные отношения, готовность прийти на помощь. Заканчивая игру, я стараюсь вызвать интерес к её продолжению.

Дидактические игры и занятия способствуют уточнению знаний о свойствах и качествах предметов и явлений окружающего мира. На этих занятиях дети учатся разъединять целое на части и из частей собирать целое; у них развиваются движения пальцев, глазомер; они учатся согласовывать движения рук со словами взрослого. Во время этих занятий развиваются тактильные ощущения (гладкий, твёрдый, мягкий, тяжёлый и др.)Развивается мышление, внимание, речь, память. При проведении этих занятий соблюдаю принцип повторности. Например: уточнение представлений о цвете может быть на нескольких занятиях, но на каждом из них я беру разный материал: шарики, кубики, флажки, палочки, домики.

В своей работе например, для того чтобы познакомить ребёнка с цветом, сначала происходит презентация нового свойства- малышу демонстрируется табличка красного цвета, я называю цвет. Затем предлагаю ребёнку различные задания на закрепление осваиваемого понятия«Найди предметы красного цвета»«Положи красный кубик в корзинку»«Постучи красным молоточком по столу». Наконец, третья ступень предлагает самостоятельное называние освоенного понятия«Как называется этот цвет/форма?».

Но не нужно забывать, что сенсорное развитие у разных детей будет отличаться. У некоторых детей сильнее развито зрение. Такие дети легче запоминают образы, охотнее рассматривают, чем слушают, они любят рисовать, рано начинают писать. Другие, воспринимают всё на слух, любят музыку, слушают чтение взрослого, они рано начинают говорить, хорошо запоминают стихи. Следующая группа детей изучает всё на ощупь, находятся в постоянном движении, такие дети любят, чтобы их гладили и целовали, то есть к ним надо часто прикасаться, они активны в движениях и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Поэтому, я стараюсь уделить внимание всем детям, как сильным, так и слабым.

Я считаю, сенсорному развитию необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Для непрерывного сенсорного развития я считаю необходимым регулярно обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, то есть подкреплять знания практическими упражнениями и наблюдениями. Повторять и закреплять изученное лучше всего в игровой форме. Это могут быть игры «Что бывает круглое?»«Найди предметы похожие на треугольник». Эти игры концентрируют внимание, обостряют восприятие.

Игры с прищепками очень нравятся малышам, учу их прикреплять прищепки на шнурки, верёвочки, предлагаю сделать лучики солнышку, иголки ёлке.

Играя с крупой разного размера, трогая и пересыпая её, у детей развивается тактильное восприятие, они получают хороший массаж. В таз насыпать пшено, поместить в него предметы различных по форме и величине, но знакомых детям, предложить найти предметы на ощупь.

М. Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем человек более способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство.

Для развития сенсорики у детей в группе создана соответствующая развивающая среда. Оформлен «Сенсорный уголок», в котором представлены различные дидактические игры и пособия«Сенсорный куб»«Разложи фигуры по местам»«Бусы»«Подбери чашки к блюдцам»«Заплети косичку»«Собери узор»«Чудесный мешочек»«Пирамидки»«Матрёшки» и многие другие. А также мозаика, конструктор, шнуровка, разрезные картинки, бусины разной формы и цвета, логический куб, лабиринт.

При подборе дидактического материала обращаю внимание на чистоту цветовых тонов и их яркость.

Чувство вкуса и запаха я развиваю во время еды, когда ребёнок непосредственно обоняет разные запахи, а также с помощью баночек с различными запахами. Для развития слуха- звучащие предметы, шумящие баночки с различными наполнителями, колокольчики.

Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у детей появляются такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремлённость, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

 Цель моей работы с родителями: ознакомить родителей со значением сенсорного воспитания детей дошкольного возраста; оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка.

Уже во время пребывания ребёнка в группе, на прогулке в период адаптации я предлагаю родителям использовать в общении с детьми потешки, прибаутки, сказки, пальчиковые игры, что способствует развитию фонематического восприятия. Для развития слухового внимания рекомендую родителям изготавливать совместно с детьми, приобретать различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие предметы:

банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, пуговицами;

шуршалки из бумаги, полиэтилена;

шумящие морские раковины;

свистки, дудочки из глины и дерева.

Особое место занимают игры со строительным материалом: форма, величина предмета. Также рекомендую родителям использовать сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина). Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции игрушки: собирая пирамидку путём нанизывания ребёнок сам видит правильность или наглядную ошибку, развивается его глазомер.

В своей работе я попыталась показать, как необходимо для развития ребёнка сенсорное воспитание.  Если на начало работы с детьми подавляющее большинство имели низкий уровень развития, то к концу таких детей почти не осталось. Большая часть из них показала средний, а некоторые даже высокий уровень достижений.

Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи стараюсь выполнять.

В своей педагогической деятельности  уделяю повышению своего профессионального уровня.

Принимаю  участие в мероприятиях детского сада.

В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую продолжать работу по самообразованию, посещать семинары, курсы повышения квалификации, участвовать в районных и областных конкурсах, а также делиться полученным опытом с коллегами.



 

     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

              «Детский сад комбинированного вида № 218»

 

 

 

 

              Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей    детей 2-й группы раннего возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Воспитатель: Билюкова  М.А.

 

 

 

 

 

 

 

                                        Саратов 2020г

Отчет:  Самообразования.

Тема: «Развитие сенсорных способностей детей 2-й группы раннего возраста»»

Я решила взять тему по самообразованию « Сенсорное развитие 2-й группы раннего возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования». Свою работу по теме я начала со 2-й группы раннего возраста.
Составила личный перспективный план по самообразованию.
Изучила методическую литературу по данной теме.

1. Развитие сенсорных способностей 2-й группы раннего возраста / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424с.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006. - 434 с.

3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.

4. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. - 276 с.

5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. - 203 с.

6. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011.

7. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс (ав. - сост. Л. В. Годовникова и др.) - Волгоград.: Учитель, 2013

8. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.

9. Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №1. - С.38-45.

10. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 - с. 303-310.

11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

12. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В.
 

Определила:

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» - это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие - главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;

восприятие величины;

цветовое восприятие;

восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;

временное восприятие;

восприятие телесных манипуляций;

восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.

и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Для практической части поставила следующие задачи:
Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.

Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им, обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

Учить детей называть свойства предметов.

В течении года мы с малышами учились:

Выделять различные признаки и свойства объектов и явлений;

Сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству;

Устанавливать отношения сходства и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения);

Осуществлять классификацию по одному признаку;

Осущесвлять сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку);Различать количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т.д.

 

С целью изучения и обогащения опыта детей создала дидактические пособия:

 

-Волшебные макароны

-Чудесные пуговицы

-Разноцветные ленточки

-Спрячь зайку

 

 

  Для накопления опыта работала над созданием методических папок:

-Подвижные игры

-Сюжетно ролевые игры

-Пальчиковые игры

-Дидактические игры

-Картотека игр   по ФЭМП

-Настольно печатные игры


Работая над данной  темой самообразования, сделала следующие выводы:
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило   полноценно, необходимо организовать целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка. Его следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т.

Большинство ученых считают, что именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

В рамках поставленных задач в работе было проведено обширное рассмотрение теории сенсорного воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе. Необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют значительные наработки в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане сенсорного воспитания. Однако существует проблема более результативного его осуществления в образовательном процесс

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей детей 2-й группы раннего возраста».

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности,углубление знаний по разным методикам, овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикойповышение общекультурного уровня педагога по теме: «Сенсорное развитие  детей 2-й группы раннего возраста».

Тема самообразования «Сенсорное развитие  детей 2-й группы раннего возраста». Выбрана мною не случайно.  Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

 В настоящее время работаю с детьми в возрасте 2-3лет по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Выбор мною темы «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста » для всестороннего изучения не случаен, так как она является актуальной в период раннего и младшего дошкольного возраста. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия у детей. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Для меня, как педагога, эта тема очень важна и интересна, так как дети, которые приходят из дома это малыши двухлетки. Поэтому очень важно научить ребёнка познавать мир, себя, помочь сформировать личность путём многообразия форм, красок и других свойств предметов.                      Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой.И поэтому, целью моей работы в данном направлении сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

-формирование у детей систем сенсорных эталонов;

-формирование у детей умений самостоятельно применять системы  действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

В своей работе я наметила следующие условия для выполнения этих задач:

создание предметно-развивающей средыспособствующей обогащению сенсорного опыта малышей;

использование дидактических игр по сенсорике во время совместной деятельности детей и педагога;

повысить компетентность родителей в сенсорном воспитании детей.

Одним из важнейших условий моей работы по развитию сенсорных способностей является учёт их возрастных особенностей.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями. Познавательная активность ребёнка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмыслительной предметной деятельности.

На каждом возрастном этапе ребёнок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Моя роль в сенсорном развитии маленького ребёнка заключается в том, чтобы раскрыть ему те стороны явлений, которые могут остаться для него не замеченными, выработать отношение к ним.

Наиболее эффективными приёмами и методами в моей педагогической работе с детьми считаю следующее:

наглядный (рассматривание, сравнение предметов);

привлечение внимания (применение волшебного мешочка, игрушек со звуковым эффектом);

показ и объяснение;

эмоционально-речевое воздействие, изменение интонации голоса, ласковый взгляд;

тактильное воздействие (поглаживание);

поощрение (похвала, сюрприз).

Диагностика уровня сенсорного развития детей, проводимая мною в начале каждого учебного года, показывает, что приходя в детский сад:

— у детей слабо развита мелкая моторика рук;

большинство детей не умеют самостоятельно различать и называть основные цвета;

не могут различать предметы по величине ;

плохо различают плоскостные геометрические фигуры (особенно путают круг и овал, квадрат и прямоугольник);

различают шар, кубик, кирпичик только с помощью взрослого;

не могут самостоятельно сложить разрезную картинку;

не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем порядке по величине колец.

 

При организации воспитательно-образовательного процесса по сенсорному воспитанию я стараюсь обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Так с детьми я провожу различные дидактические игры, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Ознакомление со свойствами предметов посредством дидактических материалов играет определяющую роль.

Считаю, что педагогическая ценность дидактических игр, обусловлена тем, что в дидактической игре перед детьми ставятся практические и умственные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий.                                                                                  При решение поставленных задач применяются следующие методы и приемы работы:

Таким образом, руководствуясь дидактическими играми, я предусматриваю отбор и продумывание их программного содержания, чётко определяю задачи, роль и место в целостном воспитательном процессе. Направляя, на развитие познавательной активности детей, поощряю самостоятельность и инициативу детей. Между участниками проявляются доброжелательные отношения, готовность прийти на помощь. Заканчивая игру, я стараюсь вызвать интерес к её продолжению.

Дидактические игры и занятия способствуют уточнению знаний о свойствах и качествах предметов и явлений окружающего мира. На этих занятиях дети учатся разъединять целое на части и из частей собирать целое; у них развиваются движения пальцев, глазомер; они учатся согласовывать движения рук со словами взрослого. Во время этих занятий развиваются тактильные ощущения (гладкий, твёрдый, мягкий, тяжёлый и др.)Развивается мышление, внимание, речь, память. При проведении этих занятий соблюдаю принцип повторности. Например: уточнение представлений о цвете может быть на нескольких занятиях, но на каждом из них я беру разный материал: шарики, кубики, флажки, палочки, домики.

В своей работе например, для того чтобы познакомить ребёнка с цветом, сначала происходит презентация нового свойства- малышу демонстрируется табличка красного цвета, я называю цвет. Затем предлагаю ребёнку различные задания на закрепление осваиваемого понятия«Найди предметы красного цвета»«Положи красный кубик в корзинку»«Постучи красным молоточком по столу». Наконец, третья ступень предлагает самостоятельное называние освоенного понятия«Как называется этот цвет/форма?».

Но не нужно забывать, что сенсорное развитие у разных детей будет отличаться. У некоторых детей сильнее развито зрение. Такие дети легче запоминают образы, охотнее рассматривают, чем слушают, они любят рисовать, рано начинают писать. Другие, воспринимают всё на слух, любят музыку, слушают чтение взрослого, они рано начинают говорить, хорошо запоминают стихи. Следующая группа детей изучает всё на ощупь, находятся в постоянном движении, такие дети любят, чтобы их гладили и целовали, то есть к ним надо часто прикасаться, они активны в движениях и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Поэтому, я стараюсь уделить внимание всем детям, как сильным, так и слабым.

Я считаю, сенсорному развитию необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Для непрерывного сенсорного развития я считаю необходимым регулярно обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, то есть подкреплять знания практическими упражнениями и наблюдениями. Повторять и закреплять изученное лучше всего в игровой форме. Это могут быть игры «Что бывает круглое?»«Найди предметы похожие на треугольник». Эти игры концентрируют внимание, обостряют восприятие.

Игры с прищепками очень нравятся малышам, учу их прикреплять прищепки на шнурки, верёвочки, предлагаю сделать лучики солнышку, иголки ёлке.

Играя с крупой разного размера, трогая и пересыпая её, у детей развивается тактильное восприятие, они получают хороший массаж. В таз насыпать пшено, поместить в него предметы различных по форме и величине, но знакомых детям, предложить найти предметы на ощупь.

М. Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем человек более способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство.

Для развития сенсорики у детей в группе создана соответствующая развивающая среда. Оформлен «Сенсорный уголок», в котором представлены различные дидактические игры и пособия«Сенсорный куб»«Разложи фигуры по местам»«Бусы»«Подбери чашки к блюдцам»«Заплети косичку»«Собери узор»«Чудесный мешочек»«Пирамидки»«Матрёшки» и многие другие. А также мозаика, конструктор, шнуровка, разрезные картинки, бусины разной формы и цвета, логический куб, лабиринт.

При подборе дидактического материала обращаю внимание на чистоту цветовых тонов и их яркость.

Чувство вкуса и запаха я развиваю во время еды, когда ребёнок непосредственно обоняет разные запахи, а также с помощью баночек с различными запахами. Для развития слуха- звучащие предметы, шумящие баночки с различными наполнителями, колокольчики.

Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у детей появляются такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремлённость, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

 Цель моей работы с родителями: ознакомить родителей со значением сенсорного воспитания детей дошкольного возраста; оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка.

Уже во время пребывания ребёнка в группе, на прогулке в период адаптации я предлагаю родителям использовать в общении с детьми потешки, прибаутки, сказки, пальчиковые игры, что способствует развитию фонематического восприятия. Для развития слухового внимания рекомендую родителям изготавливать совместно с детьми, приобретать различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие предметы:

банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, пуговицами;

шуршалки из бумаги, полиэтилена;

шумящие морские раковины;

свистки, дудочки из глины и дерева.

Особое место занимают игры со строительным материалом: форма, величина предмета. Также рекомендую родителям использовать сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина). Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции игрушки: собирая пирамидку путём нанизывания ребёнок сам видит правильность или наглядную ошибку, развивается его глазомер.

В своей работе я попыталась показать, как необходимо для развития ребёнка сенсорное воспитание.  Если на начало работы с детьми подавляющее большинство имели низкий уровень развития, то к концу таких детей почти не осталось. Большая часть из них показала средний, а некоторые даже высокий уровень достижений.

Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи стараюсь выполнять.

В своей педагогической деятельности  уделяю повышению своего профессионального уровня.

Принимаю  участие в мероприятиях детского сада.

В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую продолжать работу по самообразованию, посещать семинары, курсы повышения квалификации, участвовать в районных и областных конкурсах, а также делиться полученным опытом с коллегами.




 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bilyukova.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

              «Детский сад комбинированного вида № 218»

 

              Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей    детей 2-й группы раннего возраста»

                                                                                 Воспитатель: Билюкова  М.А.

                                        Саратов 2020г

Отчет:  Самообразования.

Тема: «Развитие сенсорных способностей детей 2-й группы раннего возраста»»

Я решила взять тему по самообразованию « Сенсорное развитие 2-й группы раннего возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования». Свою работу по теме я начала со 2-й группы раннего возраста.
Составила личный перспективный план по самообразованию.
Изучила методическую литературу по данной теме.

1. Развитие сенсорных способностей 2-й группы раннего возраста / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424с.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006. - 434 с.

3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.

4. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. - 276 с.

5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. - 203 с.

6. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011.

7. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс (ав. - сост. Л. В. Годовникова и др.) - Волгоград.: Учитель, 2013

8. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.

9. Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №1. - С.38-45.

10. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 - с. 303-310.

11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

12. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В.

Определила: 

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» - это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие - главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;

восприятие величины;

цветовое восприятие;

восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;

временное восприятие;

восприятие телесных манипуляций;

восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.

и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Для практической части поставила следующие задачи:
Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.

Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им, обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

Учить детей называть свойства предметов.

В течении года мы с малышами учились:

Выделять различные признаки и свойства объектов и явлений;

Сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству;

Устанавливать отношения сходства и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения);

Осуществлять классификацию по одному признаку;

Осущесвлять сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку);Различать количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т.д.

С целью изучения и обогащения опыта детей создала дидактические пособия:

-Волшебные макароны

-Чудесные пуговицы

-Разноцветные ленточки

-Спрячь зайку

  Для накопления опыта работала над созданием методических папок:

-Подвижные игры

-Сюжетно ролевые игры

-Пальчиковые игры

-Дидактические игры

-Картотека игр   по ФЭМП

-Настольно печатные игры


Работая над данной  темой самообразования, сделала следующие выводы:
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило   полноценно, необходимо организовать целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка. Его следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т.

Большинство ученых считают, что именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

В рамках поставленных задач в работе было проведено обширное рассмотрение теории сенсорного воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе. Необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют значительные наработки в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане сенсорного воспитания. Однако существует проблема более результативного его осуществления в образовательном процесс

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей детей 2-й группы раннего возраста».

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности,углубление знаний по разным методикам, овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикойповышение общекультурного уровня педагога по теме: «Сенсорное развитие  детей 2-й группы раннего возраста».

Тема самообразования «Сенсорное развитие  детей 2-й группы раннего возраста». Выбрана мною не случайно.  Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

 В настоящее время работаю с детьми в возрасте 2-3лет по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Выбор мною темы «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста » для всестороннего изучения не случаен, так как она является актуальной в период раннего и младшего дошкольного возраста. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия у детей. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Для меня, как педагога, эта тема очень важна и интересна, так как дети, которые приходят из дома это малыши двухлетки. Поэтому очень важно научить ребёнка познавать мир, себя, помочь сформировать личность путём многообразия форм, красок и других свойств предметов.                      Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой.И поэтому, целью моей работы в данном направлении сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

-формирование у детей систем сенсорных эталонов;

-формирование у детей умений самостоятельно применять системы  действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

В своей работе я наметила следующие условия для выполнения этих задач:

создание предметно-развивающей средыспособствующей обогащению сенсорного опыта малышей;

использование дидактических игр по сенсорике во время совместной деятельности детей и педагога;

повысить компетентность родителей в сенсорном воспитании детей.

Одним из важнейших условий моей работы по развитию сенсорных способностей является учёт их возрастных особенностей.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями. Познавательная активность ребёнка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмыслительной предметной деятельности.

На каждом возрастном этапе ребёнок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Моя роль в сенсорном развитии маленького ребёнка заключается в том, чтобы раскрыть ему те стороны явлений, которые могут остаться для него не замеченными, выработать отношение к ним.

Наиболее эффективными приёмами и методами в моей педагогической работе с детьми считаю следующее:

наглядный (рассматривание, сравнение предметов);

привлечение внимания (применение волшебного мешочка, игрушек со звуковым эффектом);

показ и объяснение;

эмоционально-речевое воздействие, изменение интонации голоса, ласковый взгляд;

тактильное воздействие (поглаживание);

поощрение (похвала, сюрприз).

Диагностика уровня сенсорного развития детей, проводимая мною в начале каждого учебного года, показывает, что приходя в детский сад:

— у детей слабо развита мелкая моторика рук;

большинство детей не умеют самостоятельно различать и называть основные цвета;

не могут различать предметы по величине ;

плохо различают плоскостные геометрические фигуры (особенно путают круг и овал, квадрат и прямоугольник);

различают шар, кубик, кирпичик только с помощью взрослого;

не могут самостоятельно сложить разрезную картинку;

не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем порядке по величине колец.

При организации воспитательно-образовательного процесса по сенсорному воспитанию я стараюсь обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Так с детьми я провожу различные дидактические игры, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Ознакомление со свойствами предметов посредством дидактических материалов играет определяющую роль.

Считаю, что педагогическая ценность дидактических игр, обусловлена тем, что в дидактической игре перед детьми ставятся практические и умственные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий.                                                                                  При решение поставленных задач применяются следующие методы и приемы работы:

Таким образом, руководствуясь дидактическими играми, я предусматриваю отбор и продумывание их программного содержания, чётко определяю задачи, роль и место в целостном воспитательном процессе. Направляя, на развитие познавательной активности детей, поощряю самостоятельность и инициативу детей. Между участниками проявляются доброжелательные отношения, готовность прийти на помощь. Заканчивая игру, я стараюсь вызвать интерес к её продолжению.

Дидактические игры и занятия способствуют уточнению знаний о свойствах и качествах предметов и явлений окружающего мира. На этих занятиях дети учатся разъединять целое на части и из частей собирать целое; у них развиваются движения пальцев, глазомер; они учатся согласовывать движения рук со словами взрослого. Во время этих занятий развиваются тактильные ощущения (гладкий, твёрдый, мягкий, тяжёлый и др.)Развивается мышление, внимание, речь, память. При проведении этих занятий соблюдаю принцип повторности. Например: уточнение представлений о цвете может быть на нескольких занятиях, но на каждом из них я беру разный материал: шарики, кубики, флажки, палочки, домики.

В своей работе например, для того чтобы познакомить ребёнка с цветом, сначала происходит презентация нового свойства- малышу демонстрируется табличка красного цвета, я называю цвет. Затем предлагаю ребёнку различные задания на закрепление осваиваемого понятия«Найди предметы красного цвета»«Положи красный кубик в корзинку»«Постучи красным молоточком по столу». Наконец, третья ступень предлагает самостоятельное называние освоенного понятия«Как называется этот цвет/форма?».

Но не нужно забывать, что сенсорное развитие у разных детей будет отличаться. У некоторых детей сильнее развито зрение. Такие дети легче запоминают образы, охотнее рассматривают, чем слушают, они любят рисовать, рано начинают писать. Другие, воспринимают всё на слух, любят музыку, слушают чтение взрослого, они рано начинают говорить, хорошо запоминают стихи. Следующая группа детей изучает всё на ощупь, находятся в постоянном движении, такие дети любят, чтобы их гладили и целовали, то есть к ним надо часто прикасаться, они активны в движениях и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Поэтому, я стараюсь уделить внимание всем детям, как сильным, так и слабым.

Я считаю, сенсорному развитию необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Для непрерывного сенсорного развития я считаю необходимым регулярно обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, то есть подкреплять знания практическими упражнениями и наблюдениями. Повторять и закреплять изученное лучше всего в игровой форме. Это могут быть игры «Что бывает круглое?»«Найди предметы похожие на треугольник». Эти игры концентрируют внимание, обостряют восприятие.

Игры с прищепками очень нравятся малышам, учу их прикреплять прищепки на шнурки, верёвочки, предлагаю сделать лучики солнышку, иголки ёлке.

Играя с крупой разного размера, трогая и пересыпая её, у детей развивается тактильное восприятие, они получают хороший массаж. В таз насыпать пшено, поместить в него предметы различных по форме и величине, но знакомых детям, предложить найти предметы на ощупь.

М. Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем человек более способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство.

Для развития сенсорики у детей в группе создана соответствующая развивающая среда. Оформлен «Сенсорный уголок», в котором представлены различные дидактические игры и пособия«Сенсорный куб»«Разложи фигуры по местам»«Бусы»«Подбери чашки к блюдцам»«Заплети косичку»«Собери узор»«Чудесный мешочек»«Пирамидки»«Матрёшки» и многие другие. А также мозаика, конструктор, шнуровка, разрезные картинки, бусины разной формы и цвета, логический куб, лабиринт.

При подборе дидактического материала обращаю внимание на чистоту цветовых тонов и их яркость.

Чувство вкуса и запаха я развиваю во время еды, когда ребёнок непосредственно обоняет разные запахи, а также с помощью баночек с различными запахами. Для развития слуха- звучащие предметы, шумящие баночки с различными наполнителями, колокольчики.

Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у детей появляются такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремлённость, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

 Цель моей работы с родителями: ознакомить родителей со значением сенсорного воспитания детей дошкольного возраста; оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка.

Уже во время пребывания ребёнка в группе, на прогулке в период адаптации я предлагаю родителям использовать в общении с детьми потешки, прибаутки, сказки, пальчиковые игры, что способствует развитию фонематического восприятия. Для развития слухового внимания рекомендую родителям изготавливать совместно с детьми, приобретать различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие предметы:

банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, пуговицами;

шуршалки из бумаги, полиэтилена;

шумящие морские раковины;

свистки, дудочки из глины и дерева.

Особое место занимают игры со строительным материалом: форма, величина предмета. Также рекомендую родителям использовать сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина). Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции игрушки: собирая пирамидку путём нанизывания ребёнок сам видит правильность или наглядную ошибку, развивается его глазомер.

В своей работе я попыталась показать, как необходимо для развития ребёнка сенсорное воспитание.  Если на начало работы с детьми подавляющее большинство имели низкий уровень развития, то к концу таких детей почти не осталось. Большая часть из них показала средний, а некоторые даже высокий уровень достижений.

Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи стараюсь выполнять.

В своей педагогической деятельности  уделяю повышению своего профессионального уровня.

Принимаю  участие в мероприятиях детского сада.

В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую продолжать работу по самообразованию, посещать семинары, курсы повышения квалификации, участвовать в районных и областных конкурсах, а также делиться полученным опытом с коллегами.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию сенсорных эталонов у детей во второй группе раннего возраста "Мир сенсорики".

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...

Консультации для родителей по сенсорному воспитанию детей 2-ой группы раннего возраста

Материал содержит советы родителям по развитию сенсорных способностей детей 2-х лет...

картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-ой группы раннего возраста

Это подборка дидактических игр, которые можно использовать для развития сенсорных способностей детей от 1,5 до 2,5 лет....

Интегрированное занятие по сенсорному развитию детей в первой группе раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) тема: «прокати утят».

Интегрированное занятие по сенсорному развитию детей в первой группе раннего возраста (от 1,5 до 2 лет)тема: «прокати утят».подготовила воспитатель: В.С. Сомова цель: учить детей разл...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста: «Снесла курочка яичко».

Мокосеева Лилия Анатольевнавоспитатель высшей квалификационной категорииМБДОУ«Теремок» Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста:«Снесла ку...

«Сенсорное развитие детей в игре». Группа раннего возраста

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть ...

«Сенсорное развитие детей во второй группе раннего возраста в процессе предметно – игровой деятельности»

laquo;Сенсорное развитие детей во второй группе раннего возраста в процессе предметно – игровой деятельности»Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование ...