Система деятельности, направленная на развитие познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, достижение уровня подготовки, соответствующей требованиям ФГОС
статья

Денисова Елена Николаевна

Одной из задач воспитательно-образовательной работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 45 «Буратино» (далее МБДОУ «Детский сад №45 «Буратино», ДОУ) является формирование и развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста, которая осуществляется через реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ и в рамках проекта «Мир вокруг нас».

Основной целью Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №45 «Буратино» является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Наличие системы деятельности, направленной на развитие познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, достижение уровня подготовки, соответствующей требованиям ФГОС»

Одной из задач воспитательно-образовательной работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 45 «Буратино» (далее МБДОУ «Детский сад №45 «Буратино», ДОУ) является формирование и развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста, которая осуществляется через реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ и в рамках проекта «Мир вокруг нас».

Основной целью Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №45 «Буратино» является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями, разработана в соответствии с:

  • Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Парциальными программами, расширяющими содержание основной образовательной программы, интегрирующимися с образовательными областями в базовых видах деятельности и режимных моментах:

Парциальные программы

Образовательные

области

Базовый вид деятельности/ Возрастная категория детей

Обязательная часть

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.

Основы безопасности детей дошкольного возраста

Социально-коммуни-кативное развитие

Формирование основ безопасности / от 2 до 7 лет

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром / от 2 до 7 лет

Николаева С.Н.

Юный эколог

Социально-коммуни-кативное развитие

Формирование основ безопасности / от 2 до 7 лет)

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром / от 2 до 7 лет

Колесникова Е.В.

Математические ступеньки

Познавательное развитие

Формирование элементарных математических представлений

/ от 3 до 7 лет

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Горячев А.В., Ключ Н.В. Всё по полочкам

Познавательное развитие

Компьютер для дошкольника /

от 5 до 6 лет

Ходакова И., Бревнова Ю. От точки до пейзажа

Рисуем, конструируем на компьютере / от 6 до 7 лет

Дыбина О.В. Неизведанное рядом

Неизведанное рядом /

от 5 до 7 лет

Немова Г. В. Танцы для дошкольников

Художественно-эстетическое развитие

Танцевальный серпантин /

от 5 до 7 лет

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности старшего воспитателя по реализации цели и задач Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №45 «Буратино» является обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать воспитательно-образовательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста, формирования познавательной мотивации и учебной самостоятельности в различных видах деятельности. Развитие познавательной мотивации дошкольников в ДОУ осуществляется в:

- рамках организованной образовательной деятельности,

- ходе режимных моментов,

- совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников,

- взаимодействии с семьей и социальными партнерами.

Основной задачей развития познавательной мотивации является предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления. Учитывая специфику развития и воспитания детей дошкольного возраста, моделирование образовательного процесса в учреждении строится на следующих принципах:

- принцип развивающего образования;

- комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образова-тельного процесса;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

- обеспечение единства развивающих, образовательных, воспитательных задач;

- соответствие планируемого содержания и форм организации детей возрастным и психолого-педагогическим характеристикам.

Качественная организация данного блока нашла свое отражение в результатах освоения образовательной области «Познавательное развитие»:

Таблица «Результаты освоения образовательной области

 «Познавательное развитие»

Год/ Оценка уровня развития

Начало года

Конец года

Высокий

Выше

среднего

Средний

Ниже

среднего

Низкий

Качество освоения

Высокий

Выше

среднего

Средний

Ниже

среднего

Низкий

Качество освоения

2017-2018

10%

40%

37%

13%

0%

87%

27,5%

40,4%

31,5%

0,3%

0%

99,7%

2018-2019

12%

40%

42%

6%

0%

94%

40%

39,8%

19,4%

0,4%

0%

99,6%

2019-2020

11%

43%

38%

8%

0%

92%

38%

48%

13%

1%

0%

99%

Сравнительный анализ результатов мониторинга освоения образовательной области «Познавательное развитие» основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 45 «Буратино» (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям) в период с 2017 по 2020 год показывает рост показателей по освоению детьми 3-7 лет программного материала. Показатели освоения программы находятся в пределах «Высокого»-«Среднего» уровней развития воспитанников. Качество освоения программы варьирует в пределах 87%-99%, т.е. более 95% воспитанников детского сада демонстрируют положительную динамику личностного развития.

Таблица «Результаты освоения образовательной области

 «Познавательное развитие» по видам деятельности

Вид деятельности

Качество освоения

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

«Формирование элементарных математических представлений» 

70,4%

99,4%

77%

99,1%

92%

99%

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

64%

99,7%

79%

98,1%

93%

99%

«Ознакомление с окружающим миром»

74%

99,8%

80%

99,6%

90%

99%

Достижение позитивных результатов освоения образовательной области «Познавательное развитие» по перечисленным видам деятельности стало возможным в процессе совершенствования и модернизации:

- развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;

- психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка.

        Проект «Мир вокруг нас» направлен на формирование у детей способности, видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, через активизацию исследовательского поведения и познавательной активности, развитие собственного познавательного опыта ребенка, путем включения его в мыслительные и преобразующие действия, снятие скованности детей, боязни «неправильных» действий, поддержание детской инициативы и любознательности.

Таблица «Реализация проекта «Мир вокруг нас»

Режимный момент

Название мероприятий

 «Лабиринт Ума» (кинозал):

-Просмотр мультфильмов, видеороликов, обсуждение содержания просмотренного (дети 3-4 лет)

Совместная

деятельность

-Коллекционирование (дети 5-7 лет);

-Опытно-экспериментальная деятельность «Школа юных исследователей» (дети 5-7 лет);

-Участие в акциях «Птичье кафе», «Экологическая листовка», «Щедрый вторник», «Кукла для нашего театра» и другие (дети 4-7 лет);

-Экскурсии в организации и учреждения расположенные вблизи детского сада (дети 6-7 лет): «Оптика», «Почта», «Библиотека», «Мастерская по изготовлению ключей», «Аптека», «Строительный техникум», «ТИХМ», «Свято-Троицкий храм».

С целью повышения познавательной мотивации воспитанников, становления сознания; развития воображения и творческой активности, под руководством старшего воспитателя воспитатели ДОУ в своей работе широко используют образовательные технологии, методы.

Таблица «Использование образовательных технологий и методов

в реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Технологии и методы

Цель

Личностно – ориентированные

Построение индивидуального образовательного маршрута воспитанников

Игровые

Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений воспитанников.

Проектные

Развитие и обогащение социально-личностного опыта воспитанников

Проблемное обучение

Развитие самостоятельности воспитанников

Технология развития критического мышления

Развитие гибкости мышления воспитанников

Развивающего обучения

Развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка

Старший воспитатель оказывает методическую помощь молодым педагогам учреждения по реализации Основной образовательной программы дошкольного образования, образовательной области «Познавательное развитие», а так же в организации работы с детьми ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система деятельности, направленная на развитие познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.

Система деятельности, направленная на развитие познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, достижение уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС ДО...

наличие системы деятельности, направленной на развитие познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, достижение уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС

ЦЕЛЬ:Приказом Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захот...

Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Опыт работы с детьми 2 младшей группы " Ягодки" по развитию познавательной активности детей...

Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Экспериментирование в детском саду, актуальная тема для работы с воспитанниками.  Делимся опытом с коллегами , рассказываем о приемах и методах работы....