Социальные умения дошкольников
статья (подготовительная группа)

Владыкина Елена Александровна

Какие социальные умения должны быть сформированы у дошкольников подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnye_umeniya_doshkolnikov_statya.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Социальные умения дошкольников

 

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.  

Подготовительная группа – это время подготовки к школе, поэтому к выпуску из детского сада у ребенка должны быть сформированы следующие социальные навыки и умения для того, чтобы ему было легче адаптироваться на новой ступени образовательной среды:  

1. Социально-коммуникативное развитие  

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.  

2. Познавательное развитие  

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и другое), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.  

3. Речевое развитие  

Речевое развитие включает в себя: владение речью, как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.  

4. Художественно-эстетическое развитие  

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.). 

5. Формирование действий самоконтроля   

Самоконтроль — это способность контролировать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной. Самоконтроль важен на всех основных этапах деятельности: при принятии или самостоятельной выработке общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения; в ходе непосредственного выполнения определенных действий; после завершения деятельности, при сличении полученного результата с планируемым (по объему, по качеству и т.д.). Действия самоконтроля у детей дошкольного возраста требуют специального формирования. И только при сформированных на определенном уровне действиях самоконтроля возможно успешное формирование общей способности к учению. Дети 5—6 лет уже обладают достаточно большими возможностями в регуляции своего поведения. [15] 

Еще одной важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сторону письма. 

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. 

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. 

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными. 

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. 

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. 

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. 

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка: в 5-6 лет ребенок уже здоровается, прощается, благодарит; стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых;  проявляет чувство привязанности и симпатии к людям; проявляет навыки взаимодействия с детьми; активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую деятельность;  действует по словесной инструкции, заданию взрослого;  знает некоторые достопримечательности своей страны и города (села);  проявляет волевые усилия при преодолении трудностей. 

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. 

Являясь ведущим видом деятельности, игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей. 

Но не все затронутые умения удается развить до начала перехода детей в младший школьный возраст. Все это зависит от индивидуальных особенностей, от окружающих воспитанников за территорией детского учреждения людей и вложенных трудов сотрудников детских садов, с которыми ребенок чаще всего взаимодействует. Естественно, главным человеком в пределах дошкольной организации, который тесно контактирует с ребенком, является воспитатель, но в виду ограниченности некоторых возможностей специфики его работы наиболее подходящим помощником в развитии социальных умений дошкольников выступает психолог или социальный педагог. 

Подготовила:

Владыкина Елена Александровна,

воспитатель дошкольного отделения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование по изучению умения дошкольников сдерживать свои непосредственные побуждения

Mетоды и приемы организации игровой деятельности дошкольников в целях формирования их волевых качеств....

Программа "Кедр" по развитию и формированию социальных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Ввведение.Радикальные преображения последних лет происходящих в России ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личносто- ориентированное ввз...

Использование коррекционно-развивающих занятий в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста социальных умений и навыков

       В дошкольном возрасте закладываются основы социальности – умения гармонично взаимодействовать с собой, с людьми, с окружающим миром.      ...

Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»

. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....

Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....

Доклад "Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета"

Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета...