ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ЗАЙНАБ БИИШЕВА - СЛАВНАЯ ДОЧЬ КУГАРЧИНСКОЙ ЗЕМЛИ
занимательные факты (подготовительная группа)

Ишкильдина Назира Шайхисламовна

Богата талантами Кугарчинская земля. Много известных людей вышли из нашего района, такие как М.Г. Рахимов, Ш. Худайбердин, З. Биишева.

На занятиях по башкирскому языку Назира Шайхисламовна нам много рассказывала о них, но больше всего внимание уделяла писательнице Зайнаб Биишевой.

Назира Шайхисламовна рассказала о том, что Зайнаб Абдулловна в своих произведениях широко использовала башкирский фольклор. И мне стало интересно, почему она включала башкирский фольклор в свои произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Тезисы                                                                                                             Автор: Гафарова Г.Р., воспитанница подготовительной к школе группы «Рябинка».

Научный руководитель: Ишкильдина Назира Шайхисламовна, учитель башкирского языка.

Тема: Зайнаб Биишева - славная дочь Кугарчинской земли.

Цель: изучить творчество З.А. Биишевой.

Задачи:

  1. Познакомиться с жизнью и творчеством Зайнаб Биишевой;
  2. Проанализировать особенности ее родного языка;
  3. Воспитывать патриотические чувства и гордость за её творчество.

Объект исследования: творчество Зайнаб Абдулловны  Биишевой.

Предмет исследования: произведения, книги З. Биишевой.

Методы исследования: беседы, рассматривание книг, альбомов о жизни и творчестве писательницы, экскурсии, интервью.

Новизна: узнала о жизни и творчестве Зайнаб Биишевой.

 Результат данного исследования: изучен  материал о жизни и творчестве Зайнаб Биишевой; оформлен наглядный материал о памятных местах, связанных с именем писательницы.
Этапы работы: знакомство с биографией писательницы; чтение произведений З. Биишевой   для дошкольников; экскурсии  в районный краеведческий музей. в дом - музей в родной деревне,  в районную детскую библиотеку; просмотр сказки по ее произведениям, рассматривание наглядного материала.

Актуальность работы: На занятиях по башкирскому языку Назира Шайхисламовна рассказала о том, что Зайнаб Абдулловна Биишева в своих произведениях широко использовала башкирский фольклор. И мне стало интересно, почему она включала башкирский фольклор в свои произведения.

Практическая значимость работы: мы много узнали о творчестве З.Биишевой, что пригодится для будущей учёбе в школе.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Родничок» с. Мраково

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ЗАЙНАБ БИИШЕВА - СЛАВНАЯ ДОЧЬ

КУГАРЧИНСКОЙ ЗЕМЛИ

Выполнила: Гафарова Г.Р., воспитанница

подготовительной к школе группы «Рябинка»

                                        Руководитель: Ишкильдина Назира  Шайхисламовна,

                                                                             учитель башкирского языка                                                                                                                                           МАДОУ детский сад «Родничок»

                   

        Мраково, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.Введение

1.Актуальность выбранной темы........................................................................3-4

2.Цель исследования...............................................................................................5

3.Гипотеза исследования........................................................................................5

4.Объект исследования...........................................................................................5

5.Предмет исследования.........................................................................................5

6.Задачи исследования............................................................................................5

7.Методы исследования..........................................................................................5

II.Основная часть

1.Творчество З. Биишевой для дошкольников.....................................................6

2.Анализ произведений для дошкольников…………………….…………….…7

3.Памятные места, связанные З. Биишевой..........................................................8

III.Заключительная часть

1.Обобщение полученных результатов...............................................................10

2.Используемая литература..................................................................................11

3.Приложение...................................................................................................12-20

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ

Богата талантами Кугарчинская земля. Много известных людей вышли из нашего района, такие как М.Г. Рахимов, Ш. Худайбердин, З. Биишева.

На занятиях по башкирскому языку Назира Шайхисламовна нам много рассказывала о них, но больше всего внимание уделяла писательнице Зайнаб Биишевой.

Назира Шайхисламовна рассказала о том, что Зайнаб Абдулловна в своих произведениях широко использовала башкирский фольклор. И мне стало интересно, почему она включала башкирский фольклор в свои произведения.

Цель исследования: изучить творчества З. Биишевой 

Гипотеза: Мы предполагаем, что творчество великой писательницы З.Биишевой развивает родной язык, вызывает желание научиться читать и воспитывает подрастающее поколение.

Объект исследования: творчество Зайнаб Абдулловны Биишевой.

Предмет исследования:  произведения, книги З. Биишевой.

Задачи: 

  1. Познакомиться с жизнью и творчеством Зайнаб Биишевой;
  2. Проанализировать особенности ее родного языка;
  3. Воспитывать патриотические чувства и гордость за её творчество

Методы исследования: беседы; рассматривание книг, альбомов про жизни и творчество З.Биишевой; экскурсия в районный краеведческий музей, в районную детскую библиотеку; интервью с подругой З. Биишевой Ярмухаметовой Закией Гайсиевной; изучение литературы,  создание материала о творчестве и достопримечательностях, связанных с именем З.Биишевой.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Творчество Зайнаб Биишевой

В маленькой деревушке Туембетово Кугарчинского района 111 лет назад в крестьянской семье родилась девочка. Назвали её Зайнаб. Когда ей было три года, у неё умерла мать, а в одиннадцать – не стало отца.  Вот так Зайнаб осталась круглой сиротой. В 16 лет окончила всего 4 класса. В школе  она написала свои первые стихи.

Зайнаб Биишева всегда увлекалась литературой, очень много читала, собирала народный фольклор. После окончания школы, Зайнаб поступает в Оренбургский педагогический техникум и несмотря на жизненные трудности, Зайнаб Биишева смогла отучиться в колледже и получить профессию учителя.              Однажды ее спросили: «Кем бы вы стали, если бы не стали писателем?». Зайнаб Абдулловна ответила: «Наверное, учителем». Для нее учитель всегда был примером, уважаемым человеком. Она мечтала обучать детей, чтобы подрастающее поколение было умным, образованным, грамотным.

В своих книгах З.Биишева рассказывает о разных вещах: о своем детство,  о красоте природы родного края, о доброте и зле, о справедливости и неравенстве. Очень много и охотно она писала для детей.

Зайнаб Биишеву многие считают мудрым  человеком. «В чем заключается ее мудрость?», спросили мы ее подругу Закию Гайсиевну. Она ответила, что Зайнаб Абдулловна никогда не торопилась с выводами, всегда думала, прежде чем  высказываться о чем-либо. Мудрость дана ей родной природой - матушкой. Её мудрость покорял многих,  поэты-соратники с большим уважением отзывались о писательнице. За большую писательскую работу Зайнаб Биишевой дали премию С. Юлаева.

2.2. Анализ произведений для дошкольников

Чтение осталось любимым занятием Зайнаб на всю жизнь.

Отец её, сельский учитель, воспитывал в детях любовь к литературе, к устному народному творчеству. И поэтому Зайнаб Биишева любила свой язык. Для того чтобы башкирский  язык стал богатым и красивым, она собирала башкирский фольклор, как и ее отец. С малых лет она с удовольствием слушала и изучала произведения народного творчества. Особенно ей нравились сказки Зубара-енгэ. Именно ее сказки воспитывали в ней любовь  к  народной речи и фольклору. Когда Зайнаб научилась читать-писать, она начала их записывать. Впоследствии, Зайнаб Биишева, опираясь на собранный с детства фольклор, создавала новое содержание к народным сказкам.

        В детском саду мы знакомимся со сказками русских и башкирских писателей. Учительница башкирского языка Н.Ш. Ишкильдина на примере сказок З. Биишевой на башкирском языке показала фольклор башкирского народа.

 Например, в сказке «Волк и коза» есть такие слова, которые произносит старый, голодный, злой волк:

«Әбей менән бабай ғыр-ғыр йоҡлай,

Уртаһында бер бәпес һикереп төшөп уйнай.

Аҙбарҙағы биш кәзә мырт – мырт көйшәй.

Һарайҙағы сыбар тай сыр - сыр кешнәй.

Соланда ялбыр көсөк  ләүек-ләүек өрә.

Биш кәзәнең береһен ашарға ине миңә»

Благодаря народному фольклору, писательнице удалось донести до читателя суровость зверя, сильное желание съесть козленка.

Зайнаб Биишева, как говорилось выше, очень рано осиротела. Росла она с мачехой, которая не любила маленькую Зайнаб. Из-за суровости мачехи, ей казалось, что все люди на свете плохие, что в любой момент могут обидеть, оскорбить, унизить.  Маленькая девочка мечтала очутиться где-то за дремучими  лесами, куда не ступала нога человека; улететь за семь морей, где все любят друг друга, заботятся и живут дружно. Она хотела превратить всех злых людей в хороших и добрых. Будучи уже взрослой, в своей сказке “Ел - арба” Зайнаб Абдулловна воплотит свои детские мечты в реальность. С помощью волшебной летающей телеги ее героиня оказывается в разных местах, когда произносит слова:

“Ел-ел арбам, елдәй осор мине,

Ете диңгеҙ аръягына, ете утрау артына”.

Когда мы ходили в библиотеку, нам показали мультфильм по сказке З.Биишевой “Мастер и Подмастерье”, где мы увидели, такие человеческие качества, как талант и бездарность, трудолюбие и предательство, добро и зло. Пословица «У лжи ноги коротки» как нельзя точно раскрывает ситуацию, описанную в сказке. Она говорит, что обман не утаишь, когда-нибудь он все равно раскроется.

Зайнаб Биишева очень хотела помочь маленьким детям научиться читать? С этой целью она создала для детей младшего возраста книгу «Йәнле хәрефтәр». Эта книга состоит из коротких стихотворений для каждой буквы. Они помогают ребенку запоминать буквы и быстро научиться читать.

Эту книгу я впервые увидела в библиотеке, когда мы ходили на экскурсию. Библиотекарь, Эльвира Ишбулдовна, рассказывала, что это книга уже издается в третий раз, а первая книга находятся в доме-музее З.Биишевой в д. Туембетово. Эта книга завлекла меня своей красочностью и короткими стихами. Мне стало интересно, а какой был первый выпуск?

О своем желании я рассказывала маме. Она  похвалила меня за мое увлечение творчеством великой писательницы и обещала свозить в музей, тем более это и ее родная деревня. В выходные мы с мамой и  Назирой Шайхисламовной съездили в дом – музей в д. Туембетово. Директор музея Забира Минигалеевна подробно расказывала о жизни и творчестве

З. Биишевой. Я впервые увидела ее личные вещи: одежды, сувениры, мандолину, печатную машинку, перо, почетные грамоты, книги для  взрослых  и детей. Здесь моя мечта осуществилась – я увидела первое издание книги «Йәнле хәрефтәр».

         После поездки  мы с мамой сходили в центральную районную библиотеку, записались и взяли книгу «Йәнле хәрефтәр» домой.   Мы прочитали книгу от корочки до кророчки.  Стихи действительно помогают запоминать буквы.

Как мы знаем, в башкирском языке есть еще такие буквы, которые не встречаются в начале слова. В этой книге есть стихотворения  и про эти буквы.

“Ң” менән “Ҫ” һүҙ башында килмәй,

Шуға ла улар был шиғырға инмәй.

В этом году  я иду в школу, где работатет моя мама учительницей, которая носит гордое имя З. Биишевой. Хочу научиться читать и писать, хочу как З. Биишева сочинять  стихи. А еще я поступлю в школу исскуств им.

З. Биишевой, где занимается мой брат. В дальнейшем я буду поступать в Стерлитамакский пединститут им. З.Биишевой, где учится моя сестра.

2.3 Памятные места, связанные З. Биишевой

Теперь я знаю, что Зайнаб Биишева на самом деле славная дочь Кугарчинского района и нашей Республики в целом. Имя этого талантливого человека останется в нашей памяти навсегда. Её именем названы улицы, детские сады, школы, парки, учреждения и т.д.  

В честь талантливой писательницы создана премия в Кугарчинском районе. Первый  раз,   премию вручили, когда З.Биишевой исполнилось сто лет со дня рождения. Её получил первый президент Республики Башкортостан, наш земляк  Муртаза Рахимов. А теперь эта награда вручается научным работникам, профессорам, писателям, журналистам и учителям башкирского языка.

В ходе исследования я поняла значимость Зайнаб Абдулловны для Республики, для района и для села.  

Жители, нашего района гордятся тем, что  замечательная, выдающаяся  Зайнаб Абдулловна Биишева родилась и выросла на Кугарчинской земле.                      

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        Изучив произведения З.Биишевой, я задумалась о чести и верности, о героизме и трусости, о справедливости и подлости. Я открыла для себя

З. Биишеву как прекрасного, талантливого человека. Исследование мне помогло многое узнать о жизни и творчестве З. Биишевой, но точно знаю, что только мне открылась небольшая страничка жизни этого человека. Когда я стану старше, буду дальше читать ее произведения, изучать её жизнь и деятельность, хочу в дальнейшем продолжить работу в этом направлении.

Выводы: Гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась. Творчество великой писательницы З.Биишевой развивает родной язык, вызывает желание научиться читать и воспитывает подрастающее поколение.

Используемая литература

1.С.А. Алибаева. З. Биишева. Жизнь и творчество. Уфа, 1993г.

2. Р. Н. Баимов. Истоки и устья. Заметки о башкирской литературе. Уфа: "Китап", 1993г..

3.Зайнаб Биишева. Жизнь и творчество. Фотоальбом (на башкирском и русском языках) Уфа: Китап, 2009г.

4.Д.А. Талхина. Повторим буквы. (Литературно – художественное издание) Уфа, Китап 2002г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Свойства воды и значение ее на Земле".

исследовательская работа "Свойства воды и значение ее на Земле"....

Экспериментально - исследовательская работа "Земля - наш общий дом"

Экспериментально - исследовательская работа "Земля - наш общий дом"...

Презентация среднесрочный проект по экспериментально - исследовательской работе в старшей группе ДОУ (экологическое воспитание) "Вода - источник жизни на Земле"

Презентация среднесрочный проект по экспериментально - исследовательской работе в старшей группе ДОУ (экологическое воспитание) "Вода - источник жизни на Земле" Часть 1. "Свойства воды...

Сценарий утренника "Славный праздник- день Земли!"

                   Здравствуй, наш веселый праздник,...

Исследовательская работа «Может ли такая маленькая светящаяся звезда упасть на Землю?

Исследовательская работа посвящена открытию тайны звездного неба.Цель исследования: выявить, на самом ли деле маленькие светящиеся на ночном небе звёздочки не могут упасть на Землю.Задачи:Узнать: Что ...