"Развитие игровой деятельности в работе педагога-психолога в условиях ФГОС ДО"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Самойлова Виктория Владиславовна

Развитие игровой деятельности в работе педагога-психолога в условиях ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие игровой деятельности в работе педагога-психолога в условиях ФГОС ДО

Дошкольное детство — это короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первичные знания об окружающей жизни, у него начинается формирование определенного отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В дошкольном возрасте (3–6 лет) ведущей деятельностью является игра.

Игра является одним из важнейших средств познания окружающего мира, она способствует развитию воображения, речи, мышления. В ходе игры закладывается основа для творчества. Игра является наиболее эффективным и продуктивным средством обучения, т. к. усвоение обучающей информации происходит в увлекательной для ребенка деятельности.

ФГОС ДО говорит нам тоже о том, что основной формой работы и ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. 

Стандарт разработан с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:

  • поддержки специфики и разнообразия детства;
  • сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно развивающий характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым;
  • осуществление образовательной деятельности в формах, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Технология игрового обучения входит в классификацию современных образовательных технологий. И в свою очередь данная технология имеет собственную классификацию, т.к. включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. 

Виды игровой деятельности могут распределяться по функции взрослого и форме проявления инициативы у детей:

  • творческие игры или игровая активность по желанию ребят (малыши сами выбирают игру, обозначают цель и придумывают правила, взрослый находится в позиции наблюдателя);
  • дидактическая, подвижная и театрализованная игровая активность или игры, инициируемые педагогом (эти способы взаимодействия определяются рамками правилами, установленными взрослым);
  • игровая активность, определённая традициями народа (к этому виду относятся музыкальные игры, а также исторические игры).

Самым доступным и эффективным приемом работы педагога-психолога с дошкольниками является игровая терапия, которую я часто использую.

         Игровая терапия- метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей от 2 до 7 лет, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра.

        Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

        Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно добиться куда больших результатов, чем на занятиях. Потому что игра-это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать детей к игре не приходится, они делают это с удовольствием.

        Одной из самых полезных игр считается игра с песком. Наибольшее количество детей с проблемами в поведении страдают от повышенной тревожности или гиперактивности. Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение.

        Примерный подбор игр для таких детей:

«Ласковые лапки»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

«Найди отличие»

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

"Шалтай-Болтай"

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Содержание: "Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз"

В игротерапии важно уважать желания ребенка, не заставлять играть его пассивно. Сделать так, чтобы игра приносила радость, а также нужно наблюдать за самочувствием ребенка в игре. Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программы и технологии, используемые в развивающей работе педагога-психолога в соответствии с ФГОС.

Материал содержит схему развивающей работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.

В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста в условиях внедрение ФГОС.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .В тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах...

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

Методическая разработка по развитию игровой деятельности детей второй младшей группы в условиях введениях ФГОС ДО

В методической разработке главное внимание обращается на влияние игры - как ведущей деятельности младшего дошкольника, на раскрытие личностных качеств ребенка. В методической разработке рассмотрены эт...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога Доу в условиях ФГОС

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ в рамках реализации ФГОСМатериал выступления на районном методическом выступлении педагогов-психологов дошкольных образовательных организацийПодг...

Доклад на  методическое объединение «Использование игровых технологий в работе педагога-психолога для  познавательного развития дошкольников с ОВЗ ».

ЦЕЛЬ-поделиться материалом, используемый в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с овз. Существуют различные технологии, применяемые психологом при работе с детьми с ОВЗ, но организация д...