Сообщение на Педсовете
материал (подготовительная группа)

«Личностно-ориентированные технологии».

 

В настоящее время существуют различные технологии, системы и модели обучения и воспитания. Личностно-ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем, её основные теоретические выводы хорошо известны, прошли широкую апробацию в образовательной практике. Чем же отличается личностно-ориентированное воспитание от обычного, традиционного, того, которое было всегда?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleniemna_pedsovete.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

                В настоящее время существуют различные технологии, системы и модели обучения и воспитания. Личностно-ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем, её основные теоретические выводы хорошо известны, прошли широкую апробацию в образовательной практике. Чем же отличается личностно-ориентированное воспитание от обычного, традиционного, того, которое было всегда?

            Согласно ФГОС ДО,  образовательный процесс в ДОУ  должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности, как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу о его эмоциональном благополучии.

Личностно-ориентированная технология обучения – это специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка.

Принципы применения личностно-ориентированной технологии обучения

•        Принцип индивидуальности. Процесс обучения строится на основе учета индивидуальности каждого ребенка: индивидуальных особенностей развития, способностей, возможностей, имеющегося жизненного опыта и навыков. Индивидуальность в ребенке должна быть сохранена и развита.

•        Принцип самоактуализации. Процесс обучения должен способствовать удовлетворению потребности ребенка в саморазвитии, проявлению себя и своих возможностей, раскрытию своих природных задатков и творческому развитию.

•        Принцип выбора. Процесс обучения носит избирательный характер т.е. ребенок может выбрать его содержание, формы и способы организации, ресурсную базу, направления деятельности.

•        Принцип доверительных отношений. Между воспитателем и ребенком должны быть установлены партнерские отношения. Нельзя проявлять излишнюю требовательность к нему, контролировать каждый их шаг, применять наказания. Ребенок должен чувствовать поддержку в развитии своих начинаний. Необходимо доверять ему, предоставляя право выбора деятельности.

•         Принцип субъектности. Ребенок сможет ощутить свою индивидуальность только в том случае, если будет обладать субъектными правами и использовать их в организации учебно-воспитательной деятельности. Ребенок должен осознать себя субъектом процесса обучения.

•        Принцип творческого развития. Обучение должно базироваться на развитии творческого потенциала детей, использование творческих подходов к решению стандартных задач, раскрытию своих талантов и формированию позитивного отношения к собственному «Я».

Личностно-ориентированная технология обучения имеет следующие особенности применения:

•        Проведение оценки и устранение недостатков психологического состояния учащихся во время различных этапов обучения;

•        Опора на мотивацию воспитанников к познавательной деятельности;

•        Подача учебных программ с учетом психологических особенностей коллектива воспитанников, проведение педагогика-психологического анализа характеристик развития каждого ребенка;

•         Преподнесение учебных программ на основе применения сенсорных методов;

•        Использование индивидуальных методов организации обучения, а также различных вариантов диалоговой, парной и групповой работы;

•        Применение дидактических приемов и средств в ходе обучения;

•        Обеспечения условий для осознания каждым ребенком ценности и важности своей личности, осознание своей роли в учебном процессе;

•        Проведение анализа учебного занятия или курса в целом совместно с детьми, при котором учитывается их мнение по поводу важности изученного материала, внесения поправок в курс, исключение бесполезного материала или дополнение значимого, описание самых интересных моментов и поиск путей решения различных задач.

     Личностно-ориентированная модель  образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.

                                                       Три «П»:

  • «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами.
  • «Признать» – позитивно относиться к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет.  Признать его индивидуальность.
  • «Принять»  – всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.

Самое главное, чтобы педагог:

•        Любил детей

•        Заботился о развитии ребенка

•        Уважал ребенка

•        Верил в ребенка

•        Знал ребенка

•        Понимал ребенка

•        Бережно относился к духовному миру ребенка

•        Берег и развивал чувство собственного достоинства ребенка

        Приемы личностно-ориентированного взаимодействия:

  • прием «Расклад» - воспитатель должен знать положительные и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на развитие положительных;
  • прием «Научи меня, пожалуйста» - может использоваться для реализации такой формы сотрудничества, как наставничество: ребенок учит взрослого делать то, что сам уже умеет делать. Взрослый прилежно учится, если ребенок согласился стать его наставником;
  • прием «Помоги» - потребность в своей значимости ребенок может реализовать, помогая игрушкам решать их проблемы;
  • прием «Заражение» - передача эмоционального состояния от одного индивида к другому;
  • прием «Все вместе» построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе;
  • прием «Отвлечение», направленный на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.
  • прием «Гордость» основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным;
  • Прием «Утренние сборы» по постановке целей на предстоящий день;
  • прием «День прошел», - мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось у каждого ребенка;
  • прием «Эмоциональное обволакивание» - общение с ребенком ласковым, добрым тоном, подчеркивание положительных результатов работы, помощь в выполнении поручений и т.д.

Личностно-ориентированное обучение – это обучение, которое ставит личность ребенка на первый план и направляет учебно-воспитательный процесс на формирование всесторонне развитой личности с сохранением ее самобытности.

При личностно-ориентированном обучении, педагог не оказывает авторитарного влияния на процесс воспитания и обучения. Детям не приходится подстраиваться под его индивидуальный стиль. Взаимоотношения между участниками образовательного процесса носят согласованный характер и базируются на равноправии сторон. Учащийся теперь становится активным субъектом процесса обучения, проявляя активность и инициативность в его организации, используя творческие направления деятельности. Мышление детей, обучающихся по технологии личностно-ориентированного подхода, развивается в направлении рефлексии т.е. имеет ориентацию на достижение конкретного результата.

Личностно-ориентированное обучение нацелено на формирование у ребенка механизмов самореализации, навыков саморазвития и самосовершенствования, обеспечение оптимального прохождения процесса социальной адаптации и всестороннего развития личности, с раскрытием ее творческого потенциала.

  • бесполезного материала или дополнение значимого, описание самых интересных моментов и поиск путей решения различных задач.

Организация  занятия по технологии личностно-ориентированного обучения 

Каждое  занятие личностно-ориентированного обучения проводится в несколько этапов:

  • Договорной этап. На этом этапе происходит обсуждение педагога с детьми направлений деятельности, ее целевое назначение, содержание, выбираются способы, приемы и методы ее реализации. при этом, каждый ребенок имеет право выбора деятельности и несет ответственность за него, может работать на разных уровнях.
  • Подготовительный этап. Здесь осуществляется мотивация детей на познавательную деятельность. Педагогу необходимо доступно объяснить значимость полученной теоретической информации и практических навыков, рассказать о возможностях их применения. Кроме того, на этом этапе целесообразно проводить восстановление в памяти ранее изученного материала: выполнение упражнений и тестовых заданий.
  •  Основной этап. Преподнесение теоретической информации и демонстрация практических навыков различных видов деятельности. педагог должен преподносить учебный материал четко и кратко, ориентируя детей на самостоятельную добычу знаний.
  • Подведение итогов. Проводится анализ и оценка прохождения занятия, рассматриваются знания, которые усвоились, проблемы, которые были рассмотрены и разрешены, оценивается результативность занятия т.е. достижение его целей и задач.

   Какие же стили личностно - ориентированной модели используются в работе с дошкольниками?

  • Ситуативно-личностный тип  общения присущ для детей двух лет. Для них важно, чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Поэтому ребёнка этого возраста необходимо приласкать, обнять, посидеть рядом просто так... Обмен «приятными прикосновениями» между вами и ребёнком создадут атмосферу доверия и тепла, расслабленности и покоя. Ситуативно-личностный тип общения — это установление личного контакта с каждым ребёнком индивидуально.
  • Ситуативно-деловой тип общения используется в работе с детьми трех лет, так как для трёхлеток важно, чтобы воспитатель был хорошим партнёром по разнообразной деятельности. Здесь обязательно надо работать на равных, а не под руководством воспитателя. Задача этого этапа - заслужить авторитет «человека умелого» в глазах детей.
  • Вне ситуативно-деловой тип общения применяется в среднем возрасте, когда взрослый становится авторитетным источником интересной и достоверной информации. Задача этого типа – заслужить авторитет «человека знающего». Но совсем не надо делать вид, что вы знаете всё. Пусть вас не смущает, что на какой-то вопрос вы не знаете ответ немедленно. Дети должны убедиться, что:

  • вопрос вас заинтересовал;
  • вы знаете, где и как искать на него ответ;
  • вы настойчивы в поисках и считаете важным всё-таки найти ответ.

В старшем дошкольном возрасте необходимо умение выслушивать доверительные рассказы детей и вступать в личное общение на равных с ребёнком, избегая оценок, а также умение искренне радоваться жизни. Дети в этом возрасте могут быть по-своему замкнутыми и раскрываются только с человеком, которому очень доверяют. Они делятся своими чувствами, переживаниями, мыслями. Этот тип общения - внеситуативно-личностный.

             Каждый год меняется стиль общения взрослого с детьми, потому что меняется характер потребности ребёнка во взрослом. Но важно помнить, что новая потребность приходит не вместо предшествовавшей, а как добавление к ней.

             Личностно ориентированный стиль отношений заложен и в оценке достижений детей. Для детей 2-3 лет любые результаты трудов и усилий необходимо одобрять,  только таким путём можно укрепить в ребёнке желание ставить перед собой новые цели. Для детей 4-ёх лет наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности, но обязательно в игровой форме и от игрового персонажа.

 Начиная с 5-ти лет воспитатель в доброжелательной форме сравнивает результаты деятельности ребёнка с его предыдущими (например, сравнивает рисунки), но ни в коем случае нельзя сравнивать с результатами деятельности других детей. При этом педагог помогает ребёнку осуществлять сравнение - сопоставление того, что сделано, наметить пути их исправления. Таким образом у детей формируются предпосылки учебной деятельности (самоконтроль и самооценка).

Личностно-ориентированное обучение опирается на оптимистический подход педагога к организации обучения и развития каждого ребенка. Педагог должен видеть потенциал ребенка и верить в возможность его развития, мотивируя к нему ребенка. К ребенку необходимо относиться, как к личности, способной сделать самостоятельный верный выбор. Педагог только направляет ребенка, ориентируя его на достижение конкретного результата.

У каждого учащегося есть собственное понимание смысла обучения и свои интересы в этом процессе. На них и должен опираться педагог. Ребенку необходимо помочь сформировать свою линию поведения и жизненную позицию, сделать выбор в пользу важных ценностей и овладеть конкретной системой знаний и навыков.

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ИМ.Ю.А.ГАГАРИНА»

Сообщение на педсовете:

Подготовила: А.В.Панюшкина

Гагарин

Март 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педсовете «Родословная»

С появлением ребенка семья становится богаче на целый мир. Благодаря этому малышу соединились воедино два рода, два совершенно разные истории. И на старом родовом дереве проклюнулась новая веточка, ро...

Сообщение на педсовете на тему:"Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников".

       Воспитатель – это не «урокодатель», он – постоянный эталон для детей, родителей и окружающих. Он – актер, который может перевоплощаться в любую роль. Работая в дошкольном учреждении, главное - ...

Сообщение на педсовете На тему: «Игра - как самостоятельная деятельность».

Сообщение на педсовете На тему:«Игра - как самостоятельная деятельность»....

сообщение на педсовете "Причины речевых нарушений"

Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-3...

Сообщение к педсовету.

Тема: « Театр картинок»....

Сообщение к педсовету "Взаимодейтсвие специалистов ДОУ по развитию речи детей"

В сообщении отражено, как в нашем ДОУ происходит взаимодействие специалистов и воспитателей в работе над развитием грамматически правильной и связной речи детей....

сообщение к педсовету

Структура описательного рассказывания, его виды.                     ...