Понятие и сущность музыкальной культуры дошкольников
статья

Основным признаком музыкальной культуры является ее духовная сфера, что позволяет рассматривать музыкальную культуру как самостоятельный пласт духовной культуры. Ее составляют различные виды музыкальной деятельности, создаваемые и сохраняемые ценности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_i_sushchnost_muzykalnoy_kultury_doshkolnikov.docx15.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Понятие и сущность музыкальной культуры дошкольников.

В современной отечественной науке сформировано много подходов к определению понятия «музыкальная культура». Так, важные стороны феномена культуры раскрываются в трудах Л.Н. Когана, Э.В. Соколова, Г.А. Гонтарева. Они рассматривали культуру личности как многоплановое явление, оказывающее существенное влияние на экономические, политические, социальные и духовные процессы общественной жизни. 

Основным признаком музыкальной культуры является ее духовная сфера, что позволяет рассматривать музыкальную культуру как самостоятельный пласт духовной культуры. Ее составляют различные виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, распространение), создаваемые и сохраняемые ценности, учреждения культуры, субъекты музыкальной деятельности.

Что касается музыкальной культуры детей дошкольного возраста, то её можно определить как специфическую область художественной культуры, отражающую изменения в духовном мире ребенка, формирующиеся и развивающиеся под влиянием музыки.

В современных музыкально-педагогических исследованиях обращается внимание на то, что музыкальная культура ребенка является показателем его личностных качеств, формирующихся в процессе общения с музыкой. Так, О.П. Радынова определяет музыкальную культуру дошкольника как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней она выделяет два компонента:

1) индивидуальную музыкальную культуру ребенка, включающую музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) музыкальную культуру дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Большое влияние на формирование основ музыкальной культуры дошкольника оказывают музыкальная среда, в которой он развивается, музыкальные традиции семьи и дошкольного образовательного учреждения. Основы музыкальной культуры, формируемые в дошкольном возрасте, становятся той базой, на которой происходит дальнейшее музыкальное развитие ребенка.

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии человека, О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили, Р.А.Тельчарова и др. отмечают такие компоненты музыкальной культуры, как музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности.

Показателями музыкального сознания в дошкольном возрасте выступают эмоции, эстетические переживания и чувства, возникающие под влиянием музыки. О наличии музыкального сознания у ребенка свидетельствует его интерес к музыке, проявляющийся в потребности общения с ней. При продуманном педагогическом руководстве музыкальным развитием дошкольника его потребность в музыке может сформироваться между пятью и семью годами, а у музыкально-одаренных – между тремя и пятью годами. Показателем потребности в музыке выступает способность ребенка с необычайной интенсивностью концентрироваться на различных видах музыкальной деятельности. Важным элементом музыкального сознания ребенка является его музыкальный вкус, проявляющийся в способности высказывать свои суждения о музыке и давать ей мотивированную оценку. Необходимым условием развития музыкального сознания является музыкальная деятельность (восприятие музыки, её исполнение, а так же творческая и музыкально-образовательная деятельность), в процессе которой у ребенка формируются знания, умения и навыки в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах, общие знания о музыке.

Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных музыкальных произведений и развитие на этой основе эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства является одним из важнейших условий формирования основ музыкальной культуры детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды музыкально-практической деятельности, способствующие воспитанию музыкальной культуры дошкольников.

Консультация для всех интересующихся музыкально-образовательной деятельностью в ДОУ....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИМузыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественног...

Статья на тему "Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников"

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников...

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культу...

Формирование музыкальной культуры дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности

Важнейшей задачей музыкального образования дошкольников является формирование у них  основ музыкальной культуры.Неоценимая роль и большие перспективы в деле приобщения детей к миру  духовнй ...

Педагогический опыт музыкального руководителя Давыдовой И.А. на тему "Роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников"

В своей работе я всегда стараюсь использовaть «Синтез» - это прогрaмма рaзвития музыкaльного восприятия у детей на основе синтезa искусствa. Это прогрaмма по слушанию музыки. Группа авторо...