Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Бондарева Инна Владимировна

Статья посвящена проблеме приобщения дошкольников к народному наследию. Народная игрушка – это неисчерпаемый источник педагогического материала, основа нравственного и патриотического воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narod_igrushka_mitr_chteniya.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37

НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И. В. Бондарева

МБДОУ БГО Детский сад № 20 комбинированного вида

e-mail: innochka.bondareva.82@mail.ru

Статья посвящена проблеме приобщения дошкольников к народному наследию. Народная игрушка – это неисчерпаемый источник педагогического материала, основа нравственного и патриотического воспитания.

Ключевые слова: народная игрушка, игра, дети дошкольного возраста, народные традиции.

                                            Духовная жизнь ребенка полноценна

лишь тогда, когда он живёт в мире игры,

                                             сказки, музыки, фантазии, творчества.

                                       Без этого он – засушенный цветок.

В.А. Сухомлинский

На протяжении последних десяти лет нас, взрослых, по-настоящему волнуют вопросы: «Каково духовно-нравственное развитие современного дошкольника?», «Какими нравственными качествами он обладает?», «Как ребенок будет подготовлен к следующему уровню общего образования?»

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Начиная с групп раннего возраста, педагоги пробуждают у воспитанников добрые благородные человеческие чувства. Детям данного возраста свойственна эмоциональная отзывчивость, они взаимодействуют с окружающим миром на основе естественной потребности в познании, оценивании, осмыслении, что позволяет успешно формировать основы духовно-нравственной культуры.

XXI век – период смены ценностных ориентиров: нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, разрушается накопленный опыт старшего поколения, а также деформируются традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, нет согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выборе жизненных ориентиров. Теряется и уходит на второй  план система, при которой в стране хранили уважение к родному языку, самобытной культуре, памяти предков, каждой странице отечественной истории. Эти явления отрицательно влияют на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение людей к обществу, человека к человеку.

Поэтому для человека в любом возрасте важно его духовно-нравственное развитие.

Дошкольный возраст – важный отрезок в жизни каждого ребенка, поскольку недостатки развития и воспитания в это период жизни трудно восполнить в последующие годы. На третьем году жизни - переходном в развитии – дети выходят за рамки семейных отношений, у них устанавливаются взаимосвязи с новым взрослым миром, формируются предпосылки для создания новой социальной ситуации. Это ещё маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени, требующий особого бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, формировании представлений, накоплении личного опыта поведения и деятельности. Ребенок наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию. Одним из противоречий развития ребенка, особенно в первые годы жизни, служит его вступление в общение с людьми прежде, чем он поймёт и усвоит моральные нормы отношений – послушание, приличия и манеры, вежливость.

Послушание – первая ступень в развитии воли, то есть готовности отказаться от непосредственного влечения во имя должного, даже когда не понимаешь смысла мотивов требования взрослого. Конечно, послушного ребенка легко научить поддерживать порядок,   внушить ему моральные идеи и выработать нравственные привычки. Но малышу еще недоступно понимание моральных принципов, желания довлеют над ним.

Чтобы ребенок нас мог слушаться, мы не должны требовать от него непосильного и невозможного. Он должен хорошо понимать, что требует взрослый. В этом педагогу помогает  игра-это школа воспитания. Оказывая значительное влияние на развитие ребенка, она открывает ему мир человеческих взаимоотношений, общественные функции и различные виды деятельности взрослых, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

Так, привлекая малышей к индивидуальной и совместной деятельности, воспитатели создают игровые проблемные ситуации:

- чтобы сформировать добрые, гуманные чувства – установить контакт с товарищами по игре («Как помочь кукле Маше познакомиться с Матрешкой», «Поучим мишку знакомиться», «В гостях у Ириски»);

- считаться с интересами и желаниями других детей – создавать вместе со сверстниками обстановку для общей деятельности («Мишка в гостях у ребят», «Помоги подружкам», «Да - нет»);

- обучить способам выражения внимания – благодарить, прощаться, здороваться, жалеть плачущего («Катя заболела», «Окажи внимание другу», «Напомним Мишке, как надо прощаться», «Зайка потерялся»).

Данные игры вызывают у детей яркие, радостные эмоции, восхищение, активные движения.

Задатки нравственности закладываются в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с раннего возраста, взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому очень важно заинтересовать и убедить родителей в значимости воспитания ценностных личностных ориентиров у детей, заручиться их поддержкой и помощью.

Для просвещения родителей в группах представлена полезная информация по темам: «Рецепты воспитания нравственности дошкольника», «Добрые слова или обучаем ребенка вежливости», «Духовно нравственное воспитание в детском саду и дома».

Овладение хорошими манерами основывается на авторитете и доверии, поэтому значимым авторитетом в воспитании гуманных отношений у детей раннего дошкольного возраста является сам взрослый как носитель положительного способа поведения и поступков.

Если правила приличия и манеры регулируют внешнее поведение человека в его общении с другими людьми, то вежливость – внутреннее качество человека, говорящее о его внимании к людям, готовности оказать помощь, доброжелательности. Это душевное качество развивается и совершенствуется. Чтобы заложить фундамент подлинной вежливости и деликатности, надо путем повторных переживаний позитивных чувств к окружающим воспитывать стойкую наклонность к доброжелательности и чуткости. Это достигается чтением детской литературы, организацией коллективной жизни детей – проведением вместе с родителями кукольных театров и развлечений.

Создание радостной атмосферы способствует зарождению ценных душевных качеств – доброжелательности, готовности оказать помощь. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них – приобщение ребенка-дошкольника к традициям своего народа, народному творчеству.  Большую радость у детей вызывает - игрушка. Их в современном мире много. Большинство из них развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности, донести до сознания дошкольников, что они – носители русской народной культуры, воспитать в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и в первую очередь к народной игрушке.

Народная игрушка – бесценное сокровище. Она и сегодня понятна и интересна, может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением – воспитать патриотизм, эмоциональную отзывчивость, уважение к традициям народа. Играя, дошкольник имеет возможность соприкоснуться с народной игрушкой, научиться устанавливать существующие взаимосвязи между предметами, реализовать познавательную активность и заинтересованность, получить эстетическое наслаждение и массу положительных эмоций.

Свистульки в виде птичек и петушков, каталки с изображением мишек и петушков с шумовым эффектом, всевозможные пирамидки и деревянные ложки помогают в оформлении и музыкальном развитии детей при исполнении некоторых произведений детского музыкального репертуара. В игровой форме обогащается сенсорный опыт воспитанников, совершенствуются зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок–вкладышей вызывают у детей восторг.

Матрешка – одна из самых популярных русских игрушек.

При сервировке стола для приема пищи яркие, и красивые игрушки стимулируют ребенка соблюдать правила культуры поведения за столом. Поддержать интерес детей помогает устное народное творчество – неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников: «Матрёшкины потешки», «Гуси-гуси», «Курочка-рябушечка».

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Список литературы

1. Коротаева Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине. //

Дошкольное образование. 2015-No4

2 . Матова А.П. Основные аспекты развития патриотизма и гражданственности у обучающихся. // Методист.2016-No1

3. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитания детей

дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2013. – 144 с.

4. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.- М.: Изобраз.

искусство, 1983.-344с.

Бондарева Инна Владимировна, воспитатель, МБДОУ БГО Детский сад № 20 комбинированного вида, г. Борисоглебск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Народные праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Семейные традиции – должны жить! От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет...

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

«Русские народные сказки как средство духовно - нравственном воспитания детей младшего дошкольного возраста»

О взаимодействии с родителями по вопросам духовно - нравственного воспитания   детей младшего дошкольного  возраста по средством русской народной сказки....

Педагогический опыт "Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста."

ВВЕДЕНИЕТЕМА: «Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.»АВТОР: Ерилина Галина Александровна.Дата рождения: 17.1...