Чувашская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) по теме

Михайлова Ольга Николаевна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvashskaya_narodnaya_skazka_kak_sredstvo_duhovno.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Чувашская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание - это формирование целостного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Воспитать духовно-нравственную личность - одна из актуальных и сложнейших проблем, которую должны решать все те, кто имеет отношение к детям. Поэтому закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует  с самого раннего детства, когда формируется характер,  отношение к миру, окружающим людям.

Я думаю, вы со мной согласитесь, что в детском саду ребенок проводит большую  часть времени и именно поэтому нам, воспитателям и педагогам ДОУ, необходимо «заложить» фундамент» нравственности и духовности, приобщить детей к культуре и традициям нашей страны, воспитать в них уважение к другим культурам и национальностям.

Дошкольный возраст-это возраст, «мягкий», податливый, как воск. И что мы «слепим» из него, с тем и будет жить этот человек.

Работая с детьми младшего дошкольного  возраста, мы заметили, что некоторые дети проявляют агрессию по отношению друг к  другу, капризны, игрушки и книжки стремятся поломать и порвать. Несмотря на то, что в совместной деятельности мы часто проводили беседы по нравственному развитию «Мои добрые поступки», «Что такое доброта», «Добрый – злой»,  играли в игры « Что такое хорошо, что такое плохо?», «Волшебный клубочек», «Дарим свое тепло» факт агрессии имел место быть. В чем же причина? С чего начать? Первым шагом была работа с родителями. Из бесед с родителями, мы узнали, что дома малышей недостаточно знакомят со  сказками, в основном они смотрят зарубежные мультфильмы, в которых искажены  понятия о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости. А ведь именно, сказка  является одним из действенных средств в воспитании моральных качеств личности дошкольников. В чувашских сказках есть широко распространенные сюжеты, связанные с народными обычаями. Особенность исконных  чувашских сказок является то, что герой, пройдя опасный путь, обычно всегда возвращается в родной дом. Чувашские сказки пропагандируют позитивные человеческие качества, обличают пороки, несут добро, представляют собой культурную и литературную ценность. Главные нравственные ценности чувашских сказок – это любовь к родине, уважение к старшим, трудолюбие, верность к дому, честность и правдивость – полностью соответствует национально-нравственному идеалу чуваш. Чувашская сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», «Уважай старших», « Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. К примеру, детей младшего дошкольного возраста, сказка «Почему сосна и ель вечнозеленые» учит простым житейским мудростям, надо быть гостеприимным и дружелюбным, и жить лучше сообща. Сказка «Мост Азамата» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержка «Дружба – великая сила». Слушая сказки « Сармантей», «Лиса-плясунья»  помогли усвоить такие качества, как сочувствие к ближним.

Но живя в Чувашии,  мы подумали для решения данной проблемы выбрать работу по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с чувашскими народными сказками, как средство духовно-нравственного воспитания.

Исходя из этого, была поставлена цель: способствовать формированию нравственных качеств ребенка через ознакомление с чувашскими народными сказками.

В процессе работы решали следующие задачи:

-побуждали интерес к чувашским сказкам;

-помогали усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро-зло, послушание-непослушание, храбрость- трусость, простота- хитрость, трудолюбие- лень и т. д);

-развивали умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

-содействовали развитию речи детей, обогащению словаря;

-повышали уровень духовно-нравственной культуры у родителей;

Ежедневно мы рассказывали малышам сказки, это  им не надоедало, а с каждым разом они проявляли интерес к ней. В младшем дошкольном возрасте знакомя со сказкой, учили детей слушать их, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям, обсуждать поступки персонажей.

После рассказывания сказок учили детей отвечать на вопросы,  связанные с содержанием. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Освоив эти задачи мы перешли на фиксирование внимания детей не только на содержание сказки, но и на некоторые особенности литературного языка ( образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения; например: кашкар-кашаман, тиле-тус, упа- утаман, сил-урхамах, кикирик- автан, пер пиче хевел- тепер пиче уйах и т.п)

В нашей группе мы оборудовали  центр сказок, где подобрана библиотека, куда вошли чувашские народные сказки, книжки-раскраски, иллюстрации. Разместили совместно с родителями пальчиковый, настольный, кукольный театр, атрибуты для игр-драматизаций, настольно-печатные игры по сказкам. Созданная развивающая предметно-пространственная среда в центре художественной литературы способствует реализации творческих замыслов детей.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Ведь именно  в семье формируется у детей отношение к миру людей, вещей, к природе, развиваются и крепнут чувства.

Решая задачу повышения компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, привлекали родителей к посильному участию в жизни группы: оснащению центра художественной литературы, изготовлению атрибутов для игровой деятельности. Проводили консультации на темы: «Игры со сказками по дороге домой и в детский сад», «Как поддержать интерес к сказке?», давали родителям необходимые рекомендации. Нами были оформлены тематическая выставка «Чувашские народные сказки», фотовыставка «Театр для малышей». Родители принимали активное участие в оформлении участка группы сказочными персонажами (в зимний и летний периоды).

В результате проводимой работы по формированию нравственных качеств ребенка через ознакомление с чувашскими сказками, у детей снизилось внутреннее напряжение, улучшился микроклимат в группе. Дети стали проявлять внимание,  сочувствие, при необходимости оказывать помощь друг другу, стали различать элементарные понятия (хорошо-плохо, добро-зло, смелость-трусость, жадность-щедрость, простота-хитрость и т.п.)

Закончить  свое выступление хочется словами великого писателя Л. Н. Толстого «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сказка как средство социально – нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Проект разработан для детей 2 младшей группы.  Позволяет исользовать возможности сказок в социально-нравственном развитии дошкольников 4-го года жизни....

Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

Педагогический опыт "Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста."

ВВЕДЕНИЕТЕМА: «Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.»АВТОР: Ерилина Галина Александровна.Дата рождения: 17.1...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...