"Инновационные технологии в ДОУ. Проектная деятельность" (из опыта работы)
статья

Проект - это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут проявить свои способности при принятии решения и нести ответственность за свой выбор, за результат труда, за свой продукт. Основной тезис - "Всё, что я знаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить..."

В условиях модернизации, которую сегодня переживает дошкольное образование, необходимо понимание педагогическими работниками новых условий и требований, предъявляемых к их работе. Освоение педагогами технологии проектной деятельности автоматически переорентирует его от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     

         Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут проявить свои способности при принятии решения и нести ответственность за свой выбор, за результат труда, за свой продукт.

         Основной тезис – «Всё, что я знаю, я знаю для чего мне это надо  и где и как я могу эти знания применить.

          В условиях модернизации, которую сегодня переживает дошкольное образование, необходимо понимание педагогическими работниками новых условий и требований, предъявляемых к их работе. Освоение педагогами технологии проектной деятельности автоматически переориентирует его от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.

           Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин.

           Во-первых, модернизация дошкольного образования предусматривает развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует технологии проектной деятельности, а именно: содержание проекта – это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск – его непременная часть.

           Во-вторых, произошло включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Проектная деятельность, как форма работы с детьми, заявляется через включение в реализацию практически всей образовательной деятельности.

           И, в-третьих, технология проектной деятельности сегодня широко используется в школе, как в урочной, так и в неурочной деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте.

           Можно добавить и ещё одну из причин актуальности проектной деятельности: реализация проектов в ДОУ способствует не только развитию у детей самостоятельной познавательной активности и навыков исследовательского поиска, но и коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса.

         Таким образом, актуальность и востребованность проектной технологии в ДОУ обусловлена потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной деятельности.

         Цель проектного метода в дошкольных учреждениях: развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

         Задачи развития ребёнка методом проектной деятельности:

  • обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
  • развивать познавательные способности;
  • развивать творческое мышление;
  • развивать коммуникативные навыки.

Задачи исследовательской деятельности (специфичны для каждого возраста):

  • В младшем дошкольном возрасте – это:
  • учить входить в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизировать желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты).
  • В младшем старшем возрасте – это:
  • формировать предпосылки исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов;
  • развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведением конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

                       Какую деятельность можно называть проектной?

Вот несколько принципиальных отличий проектной деятельности.

           Во-первых, это та деятельность, в основе которой лежит метод проектов. Метод проектов – это совокупность приёмов и действий.

           Проблема – план решения проблемы – исследовательский поиск – результат – решение проблемы

           Для достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Т.е., если говорить проще – это совокупность последовательных действий. Решение проблемы должно происходить не прямым действием, а путём выбора различных вариантов в пространстве возможного. Что это значит? Рассмотрим на примере. Воспитатель ставит перед ребёнком проблему следующего характера: «У нас в группе новая машина» и для неё нужно построить гараж соответствующего размера. Сможешь построить?». И ребёнок строит гараж, прикидывает размеры, увеличивает или уменьшает его. С одной стороны очевидно, что перед ним проблемная ситуация – гараж должен быть устойчивым, машина должна свободно помещаться внутри гаража. Но, как такового исследования пространства возможностей не происходит и решения такой задачи в процессе игры не является проектной деятельностью.

           В каком случае данная деятельность станет проектной? Если воспитатель сформулирует проблему следующим образом: «У нас в группе новая машина и для неё нужно построить гараж. В центре строительства много разных материалов (деревянные и пластмассовые кубики, картонные коробки, крупные и мелкие конструкторы и т.д.) и нужно определить, из каких получится самый устойчивый и надёжный гараж?». Таким образом, воспитатель, помимо проблемы, определил то самое пространство возможностей, в котором будет происходить исследовательский поиск. Далее уместно обсудить: «Как действовать?», определив, таким образом, план действий. Ребёнок или небольшая группа детей будут самостоятельно апробировать несколько материалов при постройке гаражей, испытывать их на прочность и устойчивость, выбирать оптимальный вариант и учиться делать свои первые выводы.

           Воспитатель в данном процессе становится как организатором, так и помощником, координатором деятельности. Он может советовать, предлагать, выдвигать предложения и т.д., в общем, быть полноценным участником совместной деятельности. При таком взаимодействии, несмотря на участие воспитателя, у детей формируются предпосылки самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, что в дальнейшем ведёт к умениям самостоятельно планировать, организовывать, осуществлять поиск, добиваться качественного результата, формулировать выводы и многое другое.

           В чём особенности проектной деятельности в условиях ДОУ?

Перечень особенностей проектной деятельности в условиях ДОУ может быть достаточно продолжительным, поскольку специфика возраста и развития детей – дошкольников достаточно своеобразна и уникальна.

           Метод проектов становится всё более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребёнка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

  • Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, по характеру доминирующей в проекте деятельности, по количеству участников, по продолжительности. В планировании работы в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов. По предметно-содержательной области различаются монопроекты, содержание которых ограничиваются рамками одной образовательной деятельности и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.
  • По количеству участников проекты могут быть индивидуальные, парные, групповые, коллективные, массовые. Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов.
  • В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Например, коллективный творческий проект «Мастерская Деда Мороза» в подготовительной группе, результатом которого может стать конкурс новогодних украшений, сделанных руками детей группы.
  • Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей-участников. Например, проект для старшей подгруппы «История игрушки предполагает совместно с родителями организацию выставки «Старинные и современные игрушки». Для данного проекта определяется подгруппа детей, в семьях которых сохранились старинные игрушки. Они узнают от представителей старшего поколения семьи об истории появления этих игрушек в доме, о причинах их долгого хранения, находят в них признаки старины, отличия от современных подобных игрушек.
  • Для парных проектов возможно объединения двоих детей или ребёнка и родителя. Например, в мини-проекте «Пожилые люди в жизни страны и семьи», посвящённому дню пожилых людей, ребёнок вместе с мамой изучает семейные архивы и готовит альбом «Старшее поколение нашей семьи», в котором представляет не только фотографии, но и свои рисунки, рассказы, поздравительные открытки и подарки для бабушек и дедушек.
  • По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные

(мини-проекты), средней продолжительности и долгосрочные.

  • Краткосрочные проекты характерны для младшей группы. Они могут включать в себя всего две-три образовательных ситуации и длиться 2-3дня. Например, мини-проект «Надо, надо умываться» включается осмотр умывальной комнаты в детском саду, рассматривание картины «Купание куклы» и чтение стихотворения А. Барто. Результатом этого проекта будет организация ванной комнаты в кукольном уголке и его обыгрывание.
  • Для детей старших групп типичными будут проекты средней продолжительности, реализация которых составляет 1-2 недели.
  • Длительные проекты могут продолжаться в течение всего учебного года. К таким проектам можно отнести: «Визитная карточка группы», «Дневник наблюдений», «Портфолио «Мои успехи и достижения». Эти проекты предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта: рисунки в дневник наблюдений за природными явлениями; фотографии, рисунки и детские рассказы о событиях в визитную карточку группы; индивидуальные продукты деятельности ребёнка в его личный портфолио.

Чем же отличаются проекты в разных возрастных группах?

  • В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серию образовательных ситуаций, объединённые одной темой. Данные проекты должны максимальное использование наглядности, ведущую роль воспитателя во взаимодействии детей и создание экспрессивно-коммуникативного мотива общения. Примерами проектов для младшей группы могут быть следующие темы:
  • «Прогулка куклы Кати (подбор верхней одежды и одевание куклы в

соответствии с сезоном, подбор игрушек для игры на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку и на участке).

  • «Поможем малышам (животным) найти мам»  (узнавание, называние животных и установление соответствия взрослых животных и их детёнышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторые правила обращения с ними);
  • «Новогодние игрушки» (рассматривание новогодних игрушек, создание, оформление игрушек посредством раскрашивания и аппликации из готовых форм, развешивание игрушек на ёлке). Аналогичное по сложности содержание имеют проекты для малышей «Вежливый медвежонок», «Я расту», «Кто где живёт» и др.
  • Проекты для детей средней группы отличаются ярко выраженным познавательным характером содержания: они ориентированы на познание строения, свойств и качеств предметов и объектов. Это позволяет решать задачи обогащения словаря детей, умение составлять описательные рассказы о предметах, объектах природы. Проекты в средней группе обязательно предполагают использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами и небольшими подгруппами, достижение значимых для детей результатов и создание необходимых для их деятельности продуктов. Примерные темы проектов могут быть следующими: «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнаёт время?», «Зачем человек придумал посуду?», «Почему сок, вода и молоко разного цвета? и др.
  • Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики. Например: «Если с другом вышел в путь…», «Добрые слова в день рождения», «Тайны третьей планеты», «Как открыть книжный гипермаркет», «Жалобная книга природы», «Как измерить тепло» и др. В старших группах становится возможным использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности: творческо-игровые, информационно-практические, исследовательские, продуктивно-творческие. Проекты могут быть индивидуальными (семейными), парными, групповыми и коллективными. По продолжительности в старших группах возможно использование долгосрочных проектов. Работа над проектом предполагает использование воспитателем активных методов, создание условий для самостоятельной подгрупповой деятельности детей.

         Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования “метода проектов” в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

         Сейчас, работая по методу проектов уже несколько лет, можно сделать следующие выводы:

1. Метод проектов возможно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду, что позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.

2. Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Действуя самостоятельно, дети овладевают разными способами нахождения информации об интересующем их предмете или явлении, использовании эти знаний для создания новых объектов деятельности. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена одной проблемой.

3. Метод проектов можно использовать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылались на занятость и нехватку времени. Но позже они поняли, как это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

4. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии, как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Реализуя совместные проекты, мы увидели изменения в наших воспитанниках. Действуя самостоятельно, дети научились:

  • разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д.);
  • У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир.
  • Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний.
  • Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности.
  • Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.
  • Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в образовательной области "Музыка "(Из опыта работы)

Статья об использовании инновационных технологий в образовательной области "Музыка" из личного опыта....

Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности (из опыта работы)

Совершенствование взаимодействия семьи и     дошколь­ного  образовательного учреждения посредством проектной деятельности     ...

«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")

   С первых дней посещения детского сада  ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...

Проектная деятельность (из опыта работы)

       Проектная   деятельность (из опыта работы) Слайд1. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи яв...

"Экспериментирование в неживой природе в рамках проектной деятельности" (Из опыта работы)

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми средней группы.Экспериментирование в неживой природе....

Исследовательский проект в детском саду: особенности организации и продуктов проектной деятельности (из опыта работы)

Экологический информационно-исследовательский  проект в ДОУ «От зёрнышка, до каравая».Вид проекта: информационно-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосроч...

Презентация: "Технология проектной деятельности" (из опыта работы)

Презентация: "Технология проектной деятельности" (из опыта работы)...