Проект «Мини-музей «Русская матрёшка»
проект

Щукина Ирина Борисовна

Матрёшка является символом, хранительницей исконной русской культуры. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки; дать о ней некоторые, доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Мини-музей «Русская матрёшка»

Срок реализации проекта: 29 марта – 2 апреля 2021 г.

Тип проекта: исследовательско-творческий; краткосрочный.

Формы работы с детьми:

  • НОД познавательного цикла, чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций по теме;
  • НОД продуктивной деятельности: конструирование, аппликация, лепка, рисование;
  • Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые ситуации, созданные воспитателем.

Участники проекта: 

воспитатели, дети разновозрастной группы (3-7 лет), родители.

Актуальность проекта:

Матрёшка является символом, хранительницей исконной русской культуры. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки; дать о ней некоторые, доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.

                             

Цель проекта:

Создание мини-музея «Русская Матрёшка». Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать представление о музее.
  • Закрепить знания детей об истории матрешки, как народного промысла.
  • Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в различных видах деятельности.

     Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
  • Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.
  • Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, мелкой моторики, познавательных интересов, смекалки.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки
  • Расширить представление о музейной культуре.

Ожидаемые результаты проекта:

1.Знакомство детей с историей матрешки, как видом народного промысла;

2.Расширится круг представления о разнообразии этой игрушки;

3.Сформируется позитивное, уважительное отношение к родному краю;

4.Активизируется словарный запас детей, грамматический строй, связная речь;

5.Создание в группе мини-музея «Русская Матрешка», позволит сформировать у дошкольников представления о музее.

Этапы проекта:

1-й этап – подготовительный (22.03 – 26.03)

- выбор темы проекта и формы для его защиты.

- подбор методического материала, литературы по данной теме.

- подбор дидактических игр, иллюстраций, материалов для творческой деятельности;

2-й этап – Основной (29.03 – 02.04)

Работа с детьми по дням недели:

ПОНЕДЕЛЬНИК

- познакомить детей с историей матрешки, как народной игрушки, ее внешним обликом;

- учить различать матрешек по форме, цвету;

- развивать художественный вкус;

- содействовать патриотическому воспитанию дошкольников.

Презентация «История матрешки».

Дидактическая игра: «Собери матрешку»

Чтение художественной литературы: С. Маршака «О матрёшках»

Подвижная игра «Матрёшки танцуют»;

ВТОРНИК

- учить описывать игрушку, называть её характерные признаки, подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта;

- развивать мелкую моторику, цветовое восприятия, закрепить понятие об игрушке.

Беседа:

 «Моя любимая игрушка» (матрешка)

Рисование: «Укрась наряд для матрешки»

Дидактическая игра:

«Разложи матрешек начиная с большой, с маленькой»

Чтение художественной литературы: Л. Некрасовой «Мы веселые матрешки»

СРЕДА

- развивать у детей чувство формы, умение раскатывать, сплющивать, защипывать края;

 - формировать умение выполнять предметно- игровые действия;

- учить расставлять посуду каждой матрёшке;

- закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Лепка «Угощаем матрешек»

Дидактические игры

 «Помоги матрешке найти свои игрушки»

Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие у матрешек»

Чтение художественной литературы: Владимир Моисеев «Кто матрешку сделал, я не знаю»

ЧЕТВЕРГ

- учить строить дорожку узкую и широкую из кирпичиков и пластин;

- упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек;

- развивать зрительную память, наблюдательность, речь.

Конструирование «Дорожки для матрешки»

"Покатаем матрешек на машине"

Дидактическая игра «Что изменилось?» (игра с матрешками)

Подвижные игры«Шли матрешки по дорожке»

Чтение художественной литературы: В. Приходько «Матрёшка на окошке»

ПЯТНИЦА

- сформировать у дошкольников представления о музее;

- учить разукрашивать раскраски по образцу;

- развивать художественный вкус

Оформление мини-музея «Русская матрешка»;

Развлечение на тему « В гости к нам идет Матрешка»

Рисование  « Раскрасим Матрешку»

Чтение потешек, стихов, загадок, пословиц, закличек о матрёшке.

3-й этап – Заключительный (26.01)

 «Представление мини-музея»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                            Конспект занятия «Русская Матрешка»

Цель: Познакомить с народной игрушкой – матрешкой, сформировать понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас, развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.

Материал: Расписные матрешки; наборы иллюстрации «Коллекции матрешек», плоскостные матрёшки на каждого ребенка, краски, гуашь, вода, кисточки.

Словарная работа: матрешка, расписана, народная игрушка, деревянная.

 Содержание деятельности

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! У меня есть сундук, который мне подарила бабушка. Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей). Хотите заглянуть?

-Ой! Да тут матрешки разные, какие красивые!  (Дети любуются)

Воспитатель:

«Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Матрешки деревянные,

Матрешечки румяные»

  Воспитатель достает большую матрешку, дети внимательно ее рассматривают. Матрешка здоровается с детьми и раскрывает свой секрет.

«Матрешки на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном»

Дети здороваются с матрешкой, каждый ребенок получает по одной матрешке. Дети рассматривают матрешек.

 Воспитатель: Давайте прочитаем стихотворение про матрёшек.
Дети читают стихи.

 Соня: «Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
              Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.»

Даша: «Они игрушки знатные, складные и ладные.
            Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.»

Воспитатель: Матрешка - это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего сделали этих матрешек?

 Ответы детей (играть)

- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.

Воспитатель: Ребята, вы знаете из чего сделана матрешка?
Дети: - Из дерева

- Конечно из дерева. Мастер брал деревянный брусок и обрезал лишнее, закругляя его.  Дерево- светлое, а матрешки все - цветные, яркие. Как это получилось? (Ответы детей)

- Верно, украшали красками, разрисовали ей сарафан, платье, платок. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки разные.

-Скажите, почему вам понравились матрешки? (Они красивые, нарядные, яркие, веселые)

-Какой узор на сарафане? (Листья, цветы). Посмотрите еще на одну матрешку – она поменьше. Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено ее платье?  Ответы детей. Дети убирают матрешек на стол.

Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
Воспитатель достает матрешку- заготовку, не украшенную узором, и обращает внимание детей на эту матрешку.

- А посмотрите на эту матрешку, ее наверно забыли украсить. Как вам кажется какое у нее настроение?  (невеселое)

- Давайте, ребята украсим ее наряд, и она тоже будет веселой. Каждый из нас придумает свой узор и украсит сарафан своей матрешке- подружке (раздает детям плоскостные изображение матрешки на бумаге)

 Дети рисуют под музыку

- Какие красивые узоры получились! Все очень постарались. Молодцы!

Воспитатель: (Прячет в большую матрешку маленькие, приговаривает)

                         «Мышку встретили подружки
                          И попрятались друг в дружке,
                          А которая осталась
                          Больше всех перепугалась.»

Матрешка и воспитатель прощаются с детьми, приглашая их еще в гости.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей

Дорогие родители, попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».

Матрешкин блиц-опрос:

1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет).

2. Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки? (Из Японии, в виде фигурки старца мудреца – Фукурумы) .

3. Где создавались первые матрёшки? (В магазине - мастерской «Детское воспитание» купцов Мамонтовых в Абрамцево под Москвой) .

4. Почему игрушке дали такое имя - Матрёшка?  (Это было распространённое имя среди бедных девушек в виде них изображались матрёшки в те годы) .

5. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще) .

6. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается) .

7. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая) .

8. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок) .

9. Какие основные названия матрёшек вы знаете? (Сергиево – посадская, Семёновская, Полхов–Майданская, Вятская) .

10. Где и когда матрёшка завоевала золотую медаль? (в Париже в 1900г) .

Интересная информация: В Книгу рекордов занесены 25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Поэтическая страничка

Сколько? (Я.Тайц)

Папа принес Маше матрешку и сказал:
- Вот тебе три игрушки.
- Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.
- Давай считать, - сказал папа. – Одна?
- Одна!

Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.
- Две?
- Две!

Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.
- Три?
- Три, - засмеялась Маша.
- То-то, - сказал папа.

Загадки про матрешку

В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.

(Матрешка)

 

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?

(Матрешка)

Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.

(Матрешка)

 

Г. Таравкова

 Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -..
.(Матрешки)

 

О. Карелин

 Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир .. (
Матрешка)

 

З. Медведева « Матрешка»

У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.

А её откроешь -
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…

А вторую отвернешь -
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.

Вся она как маков цвет -
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку -
Красную матрешку.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Мини-музей "Быт русской избы"

План работы мини-музея....

Проект. Мини-музей "Быт русской избы"

План работы мини-музея....

Проект "Мини-музей старинной русской одежды и предметов быта".

ЦЕЛЬ:  Воспитание у детей старшего дошкольного возраста  любви к своей  Родине и уважения к труду народных мастеров  через ознакомление с русской народной одеждой и предметами быта...

Проект мини-музей "Русская матрёшка"

Проект по созданию мини- музея матрёшки в группе. Формы работы в нём.Организация родителей и детей....

Проект « Мини музей - Русская Матрёшка»

Проект « Мини музей  -  Русская Матрёшка»  Матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века. В этот период в обществе стали популярными идеи исконно русской культуры. ...

Проект Мини музей «Русская матрёшка» разновозрастной группы комбинированной направленности «Шустрики»

Тема: Мини-музей «Русская - матрёшка»«Игрушек больше миллиона в мире есть,И всех игрушек нам сейчас не перечесть.Но изо всех, быть может, только лишь однаДля дружбы всех людей на све...