План по самообразования в средней группе «Развитие интеллектуального потенциала детей по средствам проектной деятельности»
материал (средняя группа)

Латыпова Арина Ришатовна

План по сомообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

План по самообразованию: «Развитие интеллектуального потенциала детей по средствам проектной деятельности»

Воспитатель Латыпова А.Р

 Первая квалификационная категория

2020 - 2021 г.

г.Сатка

Тема: «Развитие интеллектуального потенциала детей по средствам проектной деятельности»

Возраст: средняя группа (4- 5 лет)

Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию интеллектуального потенциала, познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения РМО.

  • Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми.

  • Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

  • Создать современную предметно- пространственную среду в группе;

  • Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать краткосрочные  и долгосрочные проекты;

  • Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У меня, как  педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей   среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
  • пополнение   копилки профессиональных достижений, создание портфолио воспитателя средней группы.

Сентябрь

Изучение учебно- методической литературы

  1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности 2000 № 1.
  2. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
  3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений — М.: Мозаика — Синтез, 2008.
  4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
  6. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
  7. Дыбина О.В., Еник О.А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.
  8. Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
  9. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
  10. Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
  11. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
  12. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  13. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни».карапуз - дидактика Москва 2005.
  14. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении // методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
  15. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод.обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.
  16. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.    
  17. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах: http://nsportal.ru,www.maam.ru,http://doshvozrast.ru,

https://portalpedagoga.ru, http://dohcolonoc.ru,  т.д.

  • Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проектов. Организация проектной деятельности в средней группе».

  • Консультация для родителей «Возрастные особенности детей средней группы»

  • Повторение и закрепление ранее изученного материала (пальчиковых игр, подвижных игр, дидактических игр, настольно – печатных игр, сказки, рассказы, пословицы….)

Октябрь

1)Изготовление настольно- дидактической игры: «Хочу все знать»

- знакомство детей с новой игрой, правилами игры, развивать и обогащать знания детей об окружающем мире, развивать речь.

2)Консультация для родителей: «Экспериментируем дома»

3) Чтение Римма Дышаленкова: «Четыре окна»

4)Рассматривания иллюстраций «Мой город Сатка»

5) Рассматривания презентации «Моя малая Родина», «Улицы моего города», «Достопримечательности моего города»

6) Виртуальная экскурсия: «Сквер славы»

7) Составление мини- рассказа: «Мое любимое место в городе»

8) Беседа: «Озеро Зюраткуль»

9) Просмотр мультфильма: «Магник»

10) Беседа: «Моя улица»

11)Чтение книги: «Путешествие с дедом Саткознаем»

12) Дидактическая игра: «Чего не стало»

13)Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

14)Упражнение «Семейка слов»

15) Физминутка»Мой родной город»

Ноябрь

  1. Знакомство детей с улицами нашего города.
  2. Заучивание совместно с родителями домашнего адреса (город, дом, улица).
  3. Дидактическая игра: « Знакомство с профессиями».
  4. Беседа: «Профессии моих родителей».
  5. Конструирование: «Мой дом».
  6. Консультация для родителей: «Как научить детей пересказывать».
  7. Дидактическая игра: «Городские силуэты».

Цель: Закреплять представления о внешнем облике скульптурного убранства Сатки развивать восприятие, внимание, память, речь.

Игровой материал: Иллюстрации с цветными изображениями достопримечательностей. Карточки с изображением силуэтов скульптурного убранства города, каждая из которых включает в себя только один правильный силуэт.

  1. Дидактическая игра: «Узнай, обведи, назови».

Цель: Закреплять знания о символах города, развитие восприятия, внимания и речи, подготовка руки к письму.

Игровой материал: Рабочие листы с контурными изображениями символами, скульптурами и памятниками.

  1. Дидактическая игра: «Логическая связь».

Цель: Закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь, доказывать, уметь обосновывать свой ответ.

Игровой материал: картинки с изображениями символов, памятников, скульптур.

    10)Дидактическая игра: «Что лишнее?»

Цель: Закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь, доказывать, уметь обосновывать свой ответ.

Игровой материал: картинки с изображениями символов, памятников, скульптур.

Декабрь - январь

Задачи:

  • Расширять и углублять знания и представления  детей о зимнем времени года.
  • Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра), свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий)
  • Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
  •  Познакомить с традициями праздника Новый год: изготовление подарков, встреча гостей.
  • Учить самостоятельно  создавать выразительные образы в рисовании, лепке, аппликации).
  •  Развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
  •  Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.
  • Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
  • Знакомить детей с зимними видами спорта.
  • Расширять представления детей о зимних играх и забавах.

Художественное творчество:

  • Рисование«Игрушка на ёлку», «Наш друг снеговик», «Снежинка», «Свитер», «Новогодняя сказка».
  • Лепка: «Кормушка для птиц», «Весёлый снеговик», «Новогодний шар», «Елочка».
  • Аппликация: «Вот на ветках птицы снегири синицы», «Приглашение на ёлку», «Снеговик с метлой», «Снегопад», «Елочка», «Новогодняя открытка».

Конструирование: «Шапочка для гномиков», «Ждем гостей».

Нравственно – патриотическое воспитание:

  • «Приметы зимы», «Зима в родном городе».

Экология:

  • «Кто живёт в лесу» «Кто как готовится к зиме», «Птицы», «Почему медведь спит зимой».

Экспериментирование:

  • «Зачем Дед Морозу и Снегурочки Шуба», «Как согреть руки», «Свойства снега», «Замораживание цветных льдинок», «Замораживание воздушных шаров»

ОБЖ

  • «Одежда и здоровье», «Витамины , и их польза».

Музыка

  • Разучивание новогодних песен и стихов, разучивание танцев к утреннику.

Чтение художественной литературы:

  • «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою….», И. Суриков «Зима», Ф.Тютчев  «Зима недаром злится», Г. Ладонщиков «Прилетели метели», И. Токмакова «Под Новый год», М. Лапыгин «Снегирь», Е.Русаков «Зима» В. Фитисов «Зима пришла», И. Бурсов «Снежинки».

Развитие речи

  • Заучивание стихотворений о зиме.
  • Загадки о зиме.
  • Рассматривание и рассказывание по картинам: «Река замёрзла»,  «Зима».
  • Рассматривание иллюстраций с птицами. Рассматривание новогодних игрушек и открыток. Рассматривание картинок с зимними видами спорта.
  • Проговаривание чистоговорок.

Прогулки

  • «Наблюдение за снежинками», «Наблюдение за ветром», «Наблюдение за погодой», «Свойства снега», «Сравнение ели и тополя», «Наблюдение за обледенением деревьев», «Наблюдение за льдом на лужах», «Наблюдение за почвой в морозную погоду»,  «Наблюдение за изморозью», «Наблюдение за воробьями», «Наблюдение за зимним небом», «Наблюдение за птицами на участке», «Наблюдение за солнцем», «Наблюдение за поведение птиц у кормушки», «Наблюдение за синицами», «Наблюдение за трудом дворника», «Наблюдение за деревьями».

Труд

  • «Уборка дорожек ото льда», «Очищение дорожек от снега», «Кормление птиц».

Беседы:

  • «Какое время года сейчас наступило?»,  «Что мы знаем о зиме?», «Для кого зима бывает грустным временем года?» «Каково лесным жителям зимой?», «О зиме», «Что бывает зимой? (стало холодно, идет снег, вода замерзла, реки сковало льдом)» «Какие животные живут зимой в лесу, чем питаются», «О снеге», «Что за праздник Новый год», «Без чего не может быть Нового года?» «Кто такая Снегурочка? Из чего она сделана?», «Чем украшают ёлку?» «Что можно делать со снегом? Что можно лепить из снега?», «Что вы ждёте от праздника Новый год?» «Беседа о поведении на Новогоднем утреннике», «О зимней одежде», «О реках зимой»
  • «Что такое маскарад? Зачем нужны маски?», «Зачем нужны новогодние открытки?», «Как вы будите встречать Новый год  дома?», «О птицах зимой» (Чем питаются птицы зимой? Как люди заботятся о птицах зимой?), «Какие зимние забавы вы знаете?» «В какие забавы любите играть?», «Без чего не бывает Зимы?» «В какие игры вы играете зимой?», «Что можно строить из снега и льда?»,  «Какие вы знаете зимние виды спорта?»,«Какая одежда нужна для занятия зимними видами спорта?», «Какие вы знаете зимние игры на участке детского сада?», « О хоккее», «О фигурном катании», «О конькобежном виде спорта».

Утренняя гимнастика

  • «Новогодние игрушки», «В гости к ёлочке», «Снежки», «Малыши крепыши».

Подвижные игры

  • «Будь внимателен», «Охотники и зайцы», «Ледяные фигуры», «У медведя во бору», «Передай рукавичку», «Три мороза», «Передай снежок», «Мишка по лесу гулял», «Шире шагай», «Снежки», «Совушка», «У ребят порядок строгий», «Кто выше подбросит  снежок», «Трамвай», «Не опаздывай», «Зимующие и перелетные птицы», «Попади в ком», «Передай снежок», «Катание на санках», «Заяц».

Динамические паузы:

  • «Под ёлочкой», «Часы», «Отдых наш – физкультминутка», «Белки»,  «Разминка», «Будем прыгать,  и скакать!»,  «Прыгают зайчата»,  «Буратино», «Снежки», «Два мороза».
  • Гимнастика после сна
  • Комплекс №4, Комплекс №5,  Комплекс №8, Комплекс №9, Комплекс №10.

Дыхательная гимнастика

  • «Снежный ком»,  «Филин», «Сердитый ежик», «Подуем на…», «Ножницы», «Трубач», «Медвежонок», «Снеговик  веселится», «Вьюга», «Погрейся»,  «Снеговик веселится», «Вырасти большой», «Подуем на».

Гимнастика для глаз

  • «Елка», «Чудеса», «Глазки», «Ветер», «Снежинки», «Волшебный сон».

Пальчиковая гимнастика

  • «Мороз», «Ветер северный подул», «Новогодние игрушки», «Елка», «Ножницы», «Замок», «Добро и зло», «Попрошайка», «Спасаемся от мороза», «Снежок», «Белочка», «Снеговик», «Зимние забавы зверей», «Горка, «Спортсмены».

Дидактические игры

  • «Какое время года», «Сложи новогоднюю открытку», «Так бывает или нет?»,  «Правильно – неправильно», «Что это за птица», «Какой, какая, какое», «Кто быстрее найдет ель или тополь», «Что умеют делать звери?» «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Сложи снежинку».

Упражнения

  • «Как на горке снег, снег», «Зима», «Лепим снежки», «Назови свойства льда», «Дорисуй», «Можно – нельзя», «Покажи  Снегурочки как мы умеем умываться», «Нарисуй снежинку».

Сюжетно ролевые игры

  • «Накорми зверей зимой», «Встреча Нового года».

Просмотр презентаций

  • «Зима»,  «Почему на новый год наряжают ёлку», «Зимние забавы», «Зима в детском саду». «Русская зимушка – зима», «Перелётные птицы», «Зимние виды спорта»,»Дед Морозы разных стран», «Труд людей зимой», «Снег», «птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме».

Просмотр мультфильмов

  • «Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя сказка», «Новогодняя ночь», «Новогоднее путешествие», «Времена года», «Случилось это зимой», «Снеговик почтовик», «Сказка о снегурочки», «Снегурка».

Работа с родителями:«Новогодняя игрушка»,«Символ года», «Кормушки для птиц»

Папка передвижка: «Зима», «Как встретить Новый год!», «Что дарить в этом году!», «Новогодние приметы и традиции», «Новогоднее угощение», поздравление для всех.» 

Памятка: «Безопасность в Новый год», «Установка ёлки», «Искусство наказывать и прощать», «Как воспитать хорошего человека», «Учим ребёнка правилам безопасности».

Статья: "Как уберечь ребенка от травм" (профилактика детского травматизма), Изготовление поделок и рисунков на выставку «Новогоднее чудо».

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.

Февраль–Март

Беседы: «Берегите лес», «Поможем природе», «Растения просят помощи», «Правила поведения в природе», «Что мы знаем об овощах и фруктах?», «Чистый воздух в городе», «Беседы о труде людей, которые приносят пользу для природы», «Что такое природа? Живая и неживая природа», «Почему воду нужно беречь?», «Знакомство с Лекарственными растениями», «Растения помогают человеку жить», «Зимний лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Что такое «Красная книга».

Чтение художественной литературы: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы»,А. Яшина «Покормите птиц зимой». В. Степанов «Животные наших лесов». Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».

В. Бианки «Лесной хор».

Загадывание загадок:

-О природе.

-О диких животных.

-О птицах.

-О домашних животных.

-О деревьях и растениях.

        Наблюдения: «Труд дворника», «Комнатные растения», «Рассматривание семян различных растений», «И капает дождик опять», «Наблюдение за птицами зимой», «Облака – белогривые лошадки».

        Опыты: «В почве есть воздух», «Прозрачная вода», «Воздух повсюду», «Песочная страна», «Сравнение веточек сосны и ели», «Как снег становится водой».

Художественно-эстетическое развитие:

        Рисование цветными карандашами и акварелью:

        - «Наши друзья деревья»,

        - «Братья наши меньшие»,

        - «Берегите природу»,

        - «Сосновая веточка»

Аппликация/ Конструирование:

        - «Горка»,

        - «Дикие животные»,

        - «Домашние животные»,  

        - «Кормушки для птиц».

        Лепка:

        - «Весёлый огород»,

        - «Божия коровка»,

        - «Цветы».

Дидактические игры:

        - «Домашние животные»

        - «Времена года»

        - «Кто, что ест?»

        - «Третий лишний» (птицы)

        - «Чудесный мешочек»

        - «Что где растет?»

        - «Доскажи словечко»

        - «Природа и человек»

        - «Выбери нужное»

        - «Когда это бывает?»

        Подвижные и малоподвижные игры:

- «Лиса и зайцы».

- «Эстафета «Собери мусор».

- «Пустое место»

- «Узнай по голосу»

- «Листопад»,

- «Грибники»,

- «Солнышко и дождик»,

- «У медведя во бору...».

Сюжетно - ролевые игры:

- «На даче»,

- «В магазине»,

- «Поливаю огород»,

- «Засолка на зиму».

Музыкальная деятельность:

Ю. Антонов «Не рвите цветы»,

А. Вивальди «Времена года»,

М. Глинка «Жаворонок»,

В. Добрынин «Земля наш дом»,

Л.Коган «Березка».

Просмотр мультфильмов:

-Фиксикисерия «Чему учит экология»,

«Мальчик и Земля»,

-Смешарики«Маленькое, большое море», Мусор

- Уроки тётушки Совы.

Пальчиковые игры:

- «Барашки»;

- «Гроза»;

- «Пальчики в лесу».

- «Осенние листья».

- «Паучок».

- «Пчелки»

- «Червячки»

- «Ветер»

        Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

Совместное творчество детей и родителей

-Изготовление рисунков на тему: «Животные и растения из Красной книги».

-Книжка- малышка « Природа»

-Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

Апрель- Май

1.Насекомые - наши помощники

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

-Отгадывание загадок

-Наблюдения за насекомыми

-Рассматривание иллюстраций

-Дидактические игры:

"Найди насекомых, поедающих листья"

"Как спрятаться бабочкам

-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")

-Рисование "Божья коровка"

2)Земля- мой дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

-Наблюдения за цветением деревьев

-Рассматривание иллюстраций "Сравнение различных периодов весны"

-Дидактические игры

"Раскрась предметы живой и неживой природы" "Найди такой же"

"Подбери листок к дереву"

-Чтение художественной литературы

-Рисование "Яблоня в цвету"

-Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл

-Беседа "Где я живу"

-Сравнение речки, болота, моря

-Рассматривание картины "Семья дома"

-Рассматривание семейных фотографий

-Дидактические игры:

"Рассели животных"

"Кто живёт на суше, а кто в воде"

"Наша семья"

-Беседа о звёздах

-Рисование "Звёздное небо"

3) Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

-Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу"

-Целевая прогулка по экологической тропинке

Игра "Что ты сделал доброе для природы?" "Что будет, если:"

-Дидактическая игра "Кто больше"

-Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги"

-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека

"Понюхай и отгадай"

-Беседа о потребностях человека

-Язычок- помощник

-Игра "Угадай на вкус"

-Гимнастика для глаз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей с детьми средней группы: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Познакомить родителей  дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать ...

Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»

Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»...

Развитие интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Данная статья посвящена развитию интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. В статье представлен опыт работы учреждения по данной проблемы, прописаны...

2022г. Развитие интеллектуального потенциала детей на физической культуре.

Развитие интеллекта у дошкольников можно осуществлять с помощью различных методов. Наиболее привычными методами считаются игры: шашки, шахматы, настольные игры-ходилки и т.д. Они н...

Сообщение из опыта работы "Формирование социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности"

В данной публикации представлен опыт работы по формированию социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности....