Весёлая наука
материал

Истратук Наталья Викторовна

Мастер-класс для педагогов по организации культурных практик в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Размещен 30.10.2020 г.22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 87 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

Мастер-класс для педагогов: «Весёлая наука».

Составила конспект и провела

воспитатель Истратук Н.В.

                                2020 год

Организация мастер-класса по организации культурных практик в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Мастер-класс с педагогами по организации культурных практик в образовательной деятельности, в частности, экспериментально-исследовательской деятельности.

 Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности.

Ход мастер класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на своём мастер-классе, который хочу назвать «Весёлая наука».  Он будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития каждого ребёнка. Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому опыты на занятиях проводить просто необходимо, это вызовет у них любопытство и интерес к учебной деятельности. Слова этой китайской пословицы подходят сюда лучше всего:

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!

 Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему  через опыт его личных ощущений,  действий, переживаний.

     Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим наравне с игрой, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. В процессе экспериментирования, дошкольники получают возможность  удовлетворить свою любознательность, (Почему? Зачем? Как? Что будет?…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Чем разнообразнее  и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов  начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.

     Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте скажем, что такое эксперимент.

     Эксперимент - это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

   Итак, дети очень любят смотреть мультики. И одним из современных, интересных для них мультфильмов сейчас – это «Барбоскины»,  поэтому все опыты будут показаны Геной Барбоскиным, одним из героев, который очень интересуется наукой. Считаю  это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать  новую информацию в близкой для них форме.

Гена Барбоскин:

-Послушайте, семейство, я хочу показать вам несколько крутых опытов. А все что нам для этого нужно, у нас есть.

Опыт первый:

Начнем с самого секретного опыта, называется он «Управляем погодой». Давайте нальем в трехлитровую банку пол литра горячей воды. Налили. Банку закрыли металлической крышкой. На крышку сверху кладем кубики льда. И, сами понимаете, управлять погодой – это совсем не простое дело. Поэтому мы сейчас займемся другими опытами, а этот оставим на потом.

Опыт второй:

-Следующий опыт называется «Эффект соленой воды», я его посвящаю моему брату Дружку Барбоскину. Нам понадобится соль, вода, стеклянная банка, чайная ложка, столовая ложка и яйцо.

Приступим…. Наполняем банку водой до половины, добавляем в воду 10 чайных ложек соли и размешиваем ее до полного растворения. С помощью столовой ложки опускаем в банку яйцо. Что мы видим? Яйцо всплывает наверх. Теперь медленно доливаем в банку пресную воду до тех пор, пока яйцо не начнет тонуть. Что же теперь происходит? О, чудо, яйцо находится в середине банки, как бы подвешенное.

Вывод: Плотность соленой и пресной воды разная, поэтому пресный слой оказался сверху. Яйцо плотнее пресной воды и в ней оно тонет. Но оно легче соленого слоя, который его выталкивает.

Опыт третий:

-Этот опыт очень красивый, называется он «Фантастические капли», его я сделаю для своей красавицы сестры Розы Барбоскиной. Нам понадобятся: гуашь, вода, пипетка, пена для бритья, масло растительное, два стакана разной высоты, столовая ложка.

Наполняем высокий стакан водой примерно на треть. Сверху осторожно наливаем растительное масло так, чтобы оно не перемешивалось с водой, образуя отдельный слой. Добавляем пену для бритья поверх масла. Получаем три слоя: вода, масло, пена. Во второй стакан наливаем воду на четверть и разводим гуашь. Капаем сверху из пипетки разведенную краску в стакан со слоями.

Вот это да!!!!! Красивые цветные капли медленно опускаются на дно стакана и разбиваются, разлетаясь в разные стороны маленькими салютиками!!!

Вывод: Пена задерживает движение капли, а масло обволакивает ее тонкой пленкой. За счет этого капля долго сохраняет форму.

Опыт четвертый:

-Этот опыт я проведу для своей сестры Лизы Барбоскиной, я его назову «Эффект прозрачности». Он проводится в темноте, а она так любит всякие острые сюжетики. Нам для него понадобятся: лист бумаги, несколько капель любого масла, пипетка, фонарик и тёёёёёёёмная комната.

На лист бумаги наносим одну-две капли масла. Подставляем лист бумаги между включенным фонариком и стеной в темной комнате.  Сначала освещаем чистый лист, а потом направляем луч света на масляное пятно.

Класс!!! Через масляное пятно свет гораздо ярче, чем через чистый лист бумаги.

Вывод: лист бумаги поглощает большую часть светового потока. Масло, проникнув в волокна бумаги, создает маленькие прозрачные просветы, пропускающие свет.

Опыт пятый:

-Следующий опыт я проведу для своего самого маленького братика, Малыша Барбоскина. Называется он «Очень вкусный шарик». Для него нужны: стеклянная бутылка, надувной шарик, горячая вода, чашка с холодной водой.

Аккуратно наливаем в бутылку горячую воду, чтобы бутылка нагрелась. Через некоторое время выливаем воду. Натягиваем воздушный шарик на горлышко бутылки. Затем ставим бутылку в чашку с холодной водой.

Видим, чем холодней становится бутылка, тем с большим удовольствием она втягивает в себя воздушный шарик.

Вывод: шарик втягивается в бутылку под влиянием охлажденного воздуха. Холодный воздух занимает меньший объем, чем горячий. Стеклянная бутылка не может уменьшиться, как пластиковая, поэтому она уменьшает внутренний объем за счет втягивания воздушного шарика.

Опыт шестой:

Давайте попробуем все вместе спрятать море в стакане. Этот опыт нужно проводить очень аккуратно и внимательно. Для него понадобятся: стакан, маленькая свечка в алюминиевой гильзе, подкрашенная синим цветом вода и тарелка.

Наливаем в тарелку немного подкрашенной воды. В центр тарелки помещаем свечу. Поджигаем ее. Держим стакан над свечой, ждем, пока он немного нагреется. Затем резко опускаем стакан на свечу, прижимая его края ко дну тарелки. Наблюдаем.

Ого, что происходит с водой!!!! Всю воду как бы «засосало» в стакан.

Вывод: Для процесса горения необходим кислород. Когда мы накрыли свечу стаканом, кислород, который был в стакане, быстро сгорел и образовался вакуум.

Ну, как вам, такие эксперименты?

А сейчас самое главное, наш первый опыт. Давайте посмотрим, что там произошло. Вот это настоящее чудо!!!!! В верхней части нашей банки образовались облака!!!!!

Вывод: горячая вода нагревает воздух в банке. Он поднимается вверх и сталкивается с холодной крышкой. Образовавшийся пар начинает скапливаться, превращаясь в облако.

Главное достоинство экспериментов, опытов которые  мы проводим  с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному.  Он может увидеть новое в известном, и  поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

Уважаемы коллеги! Вот и подошло наше путешествие в мир науки к концу. Прошу Вас высказать своё мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на нашем волшебном мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками.

     С помощью различных занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным. Подготовим их к дальнейшему обучению в школе. Сделаем так, чтобы это обучение давалось им легко. Пробудим интерес к учёбе, будем развивать любознательность и усидчивость.

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что   мастер – класс вам понравился  и вы будете вместе детьми проводить такие же  и другие экспериментирования с различными материалами.

Большое спасибо за внимание, дорогие друзья! Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весёлая наука для детей.

Мастер - класс для родителей "Весёлая наука для детей"...

Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Весёлая наука для детей"

Мастер - класс с педагогами по экспериментированию  "Весёлая наука для детей"...

Рабочая программа кружка «ВЕСЁЛАЯ НАУКА» по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (Формирование элементарных математических представлений) для детей от 3 до 4 лет на 2020 – 2021 учебный год

  Рабочая программа курса кружка «Весёлая наука» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»     Содер...

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Весёлая наука для детей»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию«Весёлая наука для детей»...

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию "Весёлая наука для детей".

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию "Весёлая наука для детей"....

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию "Весёлая наука для детей".

Совместное проведение экспериментирования. Повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности....