Взаимоотношения дошкольников, дружный коллектив в группе
статья

Как правило в группе присутствуют дети разные по развитию, социальному статусу. Есть дети из неполных семей, из семей, где у родителей нет возможности или желания больше уделять внимания своим детям. Мальчики чаще всего очень неспокойные, большинство стремится к лидерству, не умеет проигрывать, уступать, возникает много конфликтных ситуаций. Основным направлением в сплочении детского коллектива считается создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтов.

Основной формой работы  с детьми является  игра. Для детей игра - это один из любимых видов деятельности. Каждый день уделяется внимание развитию дружеских отношений в детском коллективе, взаимовыручке, сплочению детского коллектива.

Много внимания  посвящено вопросам дружбы: «Дружба – это…», «Нарисуй подарок другу», «Если другу плохо?»; общению: «Учимся общаться», «Я и другие люди», «Человек среди людей», «Поговорим о толерантности», «Причины обид: кто такие эгоисты», «Я среди людей, люди вокруг меня»; вежливости.

Очень часто в  работе используются упражнения, направленные на сплочение детского коллектива. Это могут быть интерактивные игры (игры на взаимодействие). и. т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaiimootnosheniya.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Детская дружба. Можно ли научить дружить?

Проблема отношений занимает в педагогике и психологии большое место. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа - изучения объектов природы в их связи с окружающей средой. Формирование личных качеств детей дошкольного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений.         

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают серьезные трудности у дошкольников в общении со сверстниками: неумение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека. Все это приводит к различным конфликтам и непониманию собеседниками друг друга. Как отмечала М. И. Лисина, «доброжелательное отношение к ребенку со стороны товарищей, проникнутое сочувствием и сопереживанием, возможность поделиться с ними своими радостями и огорчениями, надежда на то, что они в трудную минуту помогут, делает человека жизнерадостным, счастливым, создает оптимистическое настроение». Все это влечет за собой необходимость формирования дружеских взаимоотношений между детьми в группе сверстников. Под дружескими взаимоотношениями дошкольников мы понимаем систему избирательных связей, основанных на представлениях о дружбе, избирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопереживании.

Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей воспитатель может выявить, какие дети пользуются популярностью у сверстников: их постоянно приглашают в общие игры и дела, проявляют к ним симпатию, выражают стремление к общению. Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные, неинтересные, пассивные роли, не прислушиваются к их мнению. Это свидетельствует о том, что положение данных детей в системе межличностных отношений складывается неудовлетворительно для их социально-личностного развития.

Для развития дружеских взаимоотношений важно, чтобы дети лучше узнали друг друга, увидели позитивные черты сверстников, проявляли взаимодействие, помощь и участие. Сначала мы привлекаем внимание детей к внешним данным сверстников, затем — к их личным качествам, умениям, интересам, достижениям и побуждает детей к совместной деятельности, общению.

Лучше узнать друг друга детям содействуют игровые ситуации, требующие умения описать особенности внешности сверстников («Фоторобот», «Угадай, о ком идет речь?», «Словесный портрет моего друга», «Диктор телевидения и радио»), некоторые черты характера, увлечения и умения (отлично рисует, придумывает истории, веселый и смелый) и сообразить, о ком из детей группы идет речь по рассказу-описанию. Так же можно использовать игры для овладения дошкольниками правил культуры общения, вежливости и доброжелательности. Грубый тон, неумение вежливо провести беседу, проявление безразличия к потребностям, эмоциям и настроению сверстника приводят к конфликтам и распаду совместной деятельности. Во избежание этого помогут ситуации как «Добрые пожелания», «Выбросим грубые слова», «У нас нет равнодушных», «Краски», «Новенькая девочка». На заключительном этапе в систему игр по формированию дружеских взаимоотношений у дошкольников можно включить авторские игры В. М. Холмлгоровой, требующие от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и страхования. Такие игры дают им возможность не только поддержать сверстника, но и моделируют ситуации, в которых ребенок может проявить содействие не только в воображаемой игровой ситуации, н и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т.д. Эти игры вызывают у детей большой эмоциональный отклик.

Межличностные отношения определяют положение ребенка в группе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность в данной общности. От них зависит сплоченность коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дружный коллектив д/с "Сардана"

Награды Ивановой Айталины Ивановны - спортсменки, активистки и просто красавицы....

Наш дружный коллектив

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группена тему: «Наш дружный коллектив». Цель: расширение знаний детей о дружбе, дружеских взаимоотношениях.Задачи:- формировать у детей положитель...

"Дружный коллектив это психологическое здоровье"

Психологический тренинг ""Дружный коллектив это психологическое здоровье"...

Наш дружный коллектив

Наш дружный коллектив,в котором мы работаем....

Тренинг на сплочение педагогов "Дружный коллектив"

Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфо...

Тренинг "Педагогический коллектив-это группа"

Цель:- снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия для укрепления психологического здоровья;-сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопо...