Мастер-класс "Играя, развиваем речь".
материал (старшая группа)

Есипова Людмила Петровна

Мастер-класс для воспитателей МБДОУ № 35 "Вишенка" "Играя, развиваем речь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- ДЕТСКИЙ САД МБДОУ № 35 «ВИШЕНКА» ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИИ

Мастер-класс для воспитателей  МБДОУ № 35 «Вишенка»                                    «Играя, развиваем речь»

                                                                                                      ВОСПИТАТЕЛЬ I КАТЕГОРИИ                                                   ЕСИПОВА Л.П.

 с. НОВОТРОИЦКОЕ                                                                                           2020 г.


Мастер-класс для воспитателей  МБДОУ № 35 «Вишенка» с. Новотроицкое

«Играя, развиваем речь»

Подготовила и провела: воспитатель Есипова Л.П.

  Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

      Бежит среди камней чиста, нетороплива,

         И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е. Щукина.

Цель: познакомить педагогов с видами словесных игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Материал: массажные шарики, деревянные палочки, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, альбомные листы на каждого участника мастер – класса.

Оборудование: мультимедийный экран (для показа слайдов по тексту презентации)

Вступительная часть:

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Для активизации речевого развития детей я в образовательной и в повседневной деятельности детей по развитию речи я использую упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей посредством использования практических методов, направленных на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игровые упражнения, игровые технологии. Они используются для решения всех речевых задач.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей).

- Конечно же - это игра. Так как у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.

И сегодня я хотела бы поделиться с вами своим опытом работы по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Практическая часть:

- И начнем мы с метода совместных рассказываний, где я использую такие игровые приемы как: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». Попробуем?

- Пошел первый….

- Утром дети …

- Девочка Маша играет…

- Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

«Доскажи словечко».

- Посмотрите-ка, ребята,

Ведь играют тут. (котята).

- Вот пустилось что-то вскачь.

Рассмотрели - это. (мяч).

- Очень чисто вымыт пол,

На него поставим. (стол).

Но, так как мы с вами взрослые люди, я хочу немного усложнить задание.

Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)

• Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)

• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)

• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)

• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)

• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)

• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)

• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)

• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)

• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)

- Молодцы, у вас все получилось.

- Следующее игровое упражнений «Почемучки».

- Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что».

- И так, начнем.

• Почему улетают птицы?

• Почему зимой нельзя купаться?

• Почему засыхают цветы?

• Почему весной тает снег?

• Почему летом не носят шубы?

• Почему люди берут зонты?

• Почему пришел врач?

• Почему деревья мокрые?

• Почему мяч катится?

• Почему ребята не едят яблоки?

Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя.

- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками:

- Но прежде, чем начать игру, я предлагаю вам ответить на вопрос: Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы слушателей)

- Да, вы абсолютно правы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

- Сегодня я попытаюсь показать вам, как это работает и надеюсь, что вам понравится выполнять незатейливые упражнения, а затем и привнести их в свою работу.

Пальчиковые игры

Ладушки-ладошки

К бабушке в окошко

Постучали стук да стук

Это внучка, это внук

Заходите на порог

Будем стряпать колобок.

- А теперь, я предлагаю вам, вместе со мной поиграть с мячиками – это могут быть обычные мячики или массажные. Как известно, у детей с неразвитой речью не сформированы моторные функции. Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений, пространственных представлений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Важным средством развития тонкой моторики рук служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, в основе развития двигательных функций рук.

Мышки вышли на прогулку:

Мышка с сыром, мышка с булкой,

Мышь с корзинкой, мышь с сачком,

Мама мышка с рюкзачком.

В рюкзачке – проказница,

Балуется, дразнится. - Ая-яй!

Ручки помыли,

Тесто замесили.

Будем без спешки,

Стряпать пельмешки.

Слышишь баба?

Слышишь дед?

Приходите на обед!

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

Так, с целью развития связной речи, я использую такой игровой прием, как рассказывание сказки от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.

Всем вам известна сказка колобок. Я сейчас дам образец сказки от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. д. таким образом, рассказываем сказку до конца.

- А сейчас я предлагаю вам, выложить предложенную сказку по порядку, в этом нам поможет игра «Поезд времени», и рассказать ее от имени какого-либо героя этой сказки или предмета.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, мною в работе с детьми используется приём мнемотехники. Это не игровой прием, но мне хочется поделиться с вами опытом работы в его использовании.

Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, которая выражается в мнемотаблицах.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей направлены на обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой культуры речи.

Мнемотаблицы можно составлять самим. Изображения на мнемотаблице можно располагать:

на одной полосе бумаги, на отдельных листах или карточках, на одном листе, поделив его на несколько частей (таблица).

А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы попробуете сами составить к нему мнемотаблицу.

И так:

Божья коровка

Точка, точка,

Два крючочка-

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа – точка, слева – точка,

В черных крапинках бока.

Я подую на жука –

Улетай за облака!

Словно красный вертолет,

Прямо в небо он уйдет. (Ф. Грубин)

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.

Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.

- Спасибо вам за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

Родительское собрание "Развиваем руки - развиваем речь"

«Развиваем руки — развиваем речь». Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамм...

Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

игры и упражнения для развития мелкой моторики рук...

Консультация для родителей: "Развивая руки-развиваем речь"

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечают» нервная и мышечная системы, зрение.Развитие мелкой моторики рук у детей проход...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему....