Русская матрешка
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ямова Ольга Александровна

Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками. Познакомить с историей возникновением  матрёшки, особенностями росписи русской матрёшки

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семёновской, Вятской, Полхов-Майданской матрёшек; обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек из разных областей России (наглядное пособие «Матрешки»), обратить внимание на их форму; учить находит сходство и различие между ними; учить детей создавать свой образ матрёшки, используя декоративные элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, завиток и др.); развивать стремление детей быть оригинальными в создании цветового образа матрешки; т.п.)

2. Развивающие:

- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память; Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

3. Воспитательные:

- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

- Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.

- Воспитывать у детей чувство коллективизма, желание совместно достигать желаемого результата. Воспитывать эстетический  и художественный вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками. Познакомить с историей возникновением  матрёшки, особенностями росписи русской матрёшки

Задачи: 

1. Образовательные:

- познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семёновской, Вятской, Полхов-Майданской матрёшек; обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек из разных областей России (наглядное пособие «Матрешки»), обратить внимание на их форму; учить находит сходство и различие между ними; учить детей создавать свой образ матрёшки, используя декоративные элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, завиток и др.); развивать стремление детей быть оригинальными в создании цветового образа матрешки; т.п.)

2. Развивающие:

- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память; Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

3. Воспитательные:

- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

- Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.

- Воспитывать у детей чувство коллективизма, желание совместно достигать желаемого результата. Воспитывать эстетический  и художественный вкус.

Словарь и формируемые понятия: использовать в речи определение «Семеновская, Вятская, Полхов-Майдановская Матрешка». Обогащать словарь детей словами: сувенир, роспись, орнамент.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение художественной литературы о народных промыслах России, рисование в книжках-раскрасках «Матрешка».

 

 Материалы к занятию: Деревянные матрёшки, силуэты матрёшек для каждого ребёнка, клей, презентация.

 Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением русских матрёшек, дидактические игры «Собери целое», «Лото – матрёшки», игры с матрешками

 Методы и приемы: словесный, наглядный, практический


Содержание занятия:

Организационный момент.

(Дети под музыку народной мелодии входят в группу, становятся полукругом).

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, нарядные.

- Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Я рада видеть вас сегодня на занятии. Чтобы наш день был радостным и удачным, давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся.

Рано солнышко встаёт

И спешит скорей в обход.

Как, ребятушки, живете?

Как здоровье, как животик?

Одолела вас дремота?

Шевельнуться неохота?

Всем командую: Подъём!

На занятие пойдём?

- Дети: Да!

Воспитатель: Ребята мы с вами уже много знакомились с народным творчеством, мы знакомились с изделиями с хохломской росписью, городецкой, с гжелью, с народными игрушками: филимоновской и с другими. Я предлагаю вам поиграть в интерактивную игру «Народная игрушка»  и вспомнить, что мы уже с вами знаем про народные промыслы. (Дети играют в игру)

- Молодцы, вспомнили. А сегодня, ребята, я предлагаю вам поговорить о символе добра и благополучия каждой семьи. Но для начала давайте отгадаем загадку:

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью - во второй найдёшь.

Их друг за дружкой, разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех - малютка, крошка.

Всё вместе - сувенир …

- Дети: Матрёшка.

Оля Ф.
В матрешке — матрешка.
В матрешке — матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая —

 Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим о матрёшке.

Вот к нам сегодня пришли в гости матрешки. Матрешка-это деревянная кукла, правда она похожа на Ваньку-встаньку? Посмотрите, какие они яркие и нарядные! Изображает матрешка русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – черными бровями, румяными щечками, синие глаза прикрыл длинными ресницами (рассматривают матрешек) 

Эту куклу-матрёшку очень любят дети и взрослые, она особенная, разбирается на две части. Все радуются игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да еще внутри целое семейство сидит. Иногда в одну матрёшку 60 помещается. Последняя самая маленькая - с горошину величиной.

Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка?

(ответы детей)

- Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушки – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. И назвали ее старинным русским именем – Матреной. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрёшка, напоминает нам маму многочисленного семейства.

-А как будет звучать ласковое имя Матрены?

(Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, почему матрешка одна у меня? (Ответы детей)

- Ей, наверное, очень одиноко. Может, мы ей поможем найти сестричек-подружек? Я предлагаю поиграть с матрешками.

Хороводная игра «Матрешки».

Ой, Матрешки, вы Матрешки-

Красные сапожки,

Аленький платочек.

На ноги вставайте,

Пляску начинайте.

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

- Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Русские умельцы заготавливали древесину для изготовления сувениров в начале весны. После вытачивается туловище и голова самой большой фигурки, которые обрабатывается изнутри и снаружи. Потом изготавливается самая маленькая, неделимая, фигурка. По ней вытачиваются остальные, по увеличению. Затем заготовку шлифуют для того, чтобы она была гладкой, и на неё можно было нанести краску. После этого мастер готовит краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрёшку.

Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру.

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку вперёд)

Топают матрёшки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрёшки расписные.

В сарафанах ваших пёстрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Весёлые матрёшки. (Хлопают в ладоши)

- Ребята, а как вы считаете, матрёшки все одинаковы?

(ответы детей).

- Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах матрёшечки разные получаются.

- Матрёшки бывают разные. Самыми популярными считаются Полхов-Майдановские и Семёновские матрёшки.

- Эта матрешка из Полхов-Майдан.

Андрей Ч.

Украшен её наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными, спелыми и красными.

- Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрёшек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Голова у Полхов-Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: «шиповник», «большая роза» и другие.

-А эта матрешка из села Загорское. Посмотрите на неё – округлая, одетая в сарафанчик, кофточку с вышивкой. Поверх сарафанчика передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера назвали пеструшкой.

- Дети, скажите, пожалуйста, Какие узоры есть на этой матрёшке?

- Дети: шиповник, яблоко.

- Воспитатель: Верно. Семёновскую матрёшку украшает большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном жёлтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок чаще жёлтым цветом.

Настя Т.

Из тихого зеленого городка Семёнова.

В гости к нам пришла.

Букетов садовых розовых, бордовых

В подарок принесла.  

- Сейчас делают разные матрешки, они бывают и по сказкам и в виде зверей и разных размеров, даже очень большие, высотой несколько метров.

- Мы с вами много смотрели на экран и я вам предлагаю сделать упражнения для глаз.

«Поиграем с матрешками»

        Упражнения   выполняются   стоя,   у каждого ребенка   в  руках  матрешка.

1. «Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к вам в гости, какой красивый у нее платочек (2—-3 сек).

Посмотрите, какая у меня матрешка (2—3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою матрешку (2—3 сек)». (Повторить 4 раза).

2. «Матрешки у нас веселые, любят, бегать, прыгать. Вы за ними внимательно следите   глазами:   матрешка   подпрыгнула   вверх,   присела,   побежала вправо,   влево».   (Повторить   4   раза).

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». (Повторить 4 раза).

4. «Моя матрешка очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». (Повторить 4 раза).

- Ребята, а ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них сестричек.

А сейчас, мастера,

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело –

Украшай матрешек смело.

- Ребята, а мастер успел нарисовать только контуры и лицо. Что мы можем сделать для неё?

- Дети: Мы можем её украсить.

- Воспитатель: Верно. Я предлагаю вам, используя цветные заготовочки, клей, сделать свою матрёшку.

- Воспитатель: Для начала давайте вспомним технику безопасности.

- Дети: (Напоминают правила техники безопасности).

- Воспитатель: Чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика:

Мы веселые матрешки, (Сжимать и разжимать пальчики в кулачок)

Разноцветные одежки:

Раз - Матрена, два - Милаша, (Разгибать пальчики поочередно)

Мила - три, четыре - Маша,

Маргарита - это пять.

Нас не трудно сосчитать!

 Дети работают самостоятельно. Воспитатель оказывает словесную помощь. По окончании работы проводится выставка поделок.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в интерактивную игру, и посмотреть какими еще узорами можно было бы украсить нашу матрешку. И вспомнить еще раз народные промыслы.

 Подводится итог занятия: Чем сегодня занимались? Что нового узнали? Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

Проект «Русская матрешка не стареет сотню лет, в красоте, в таланте русском – здесь находится секрет»

МАТРЕШКА - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной ...

Конспект НОД к проекту Музей «Русской матрешки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация. «Наряди Матрешку»

Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг, данный вид аппликации интересен тем , что мы испо...

Русские матрешки - символ России, русской души и материнства

Данный материал преставляет собой сценарий праздника, посвященного замечательному празднику - Дню матери. Здесь можно найти интересные стихи, песни и танцы, которые не оставят равнодушным ни одн...

Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...