Тема для самообразования
учебно-методический материал (старшая группа)

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА №43 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей"

Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра.

Задачи:

1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театровспособствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

5. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

Актуальность. Анализ практики дошкольного образования показывает, что в настоящее время на всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряет своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышленияразвитие творческих качеств личности. Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества - детская играТеатрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей.


Ожидаемый результат: 
- в процессе театрализованной игры пополнятся знания детей об окружающем мире; 
- развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; 
- активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи; 
-совершенствовать координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; 
-стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности; 
- участие в театрализованных играх доставит детям радость, вызовет активный интерес, увлечет их. 

Формы работы с детьми: 
• игра 
• импровизация 
• инсценировки и драматизация 
• объяснение 
• рассказ детей 
• чтение воспитателя 
• беседы 
• просмотр видеофильмов 
• разучивание произведений устного народного творчества 
• обсуждение 
• наблюдения 
• словесные, настольные и подвижные игры. 
• пантомимические этюды и упражнения. 
Оборудование: 
1. Театральная ширма 
2. Разные виды кукольных театров: 
• пальчиковый 
• теневой 
• магнитный 
• масочный 
• варежковый 
• игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы) 
3. Ноутбук, колонки. 
4. Костюмы 

Сентябрь

-Изучение методической литературы по данной теме.

-Мир театра.

Познакомить детей с различными видами театра. 
Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. 
-«За кулисами»

Знакомство с театральными профессиями и их важностью. 
-Театральные игры Сюжетно-ролевая игра «Театр». 
Разнообразный мир театра

Показ разнообразия театров (теневой, настольный, кукольный и т. д) 

Октябрь

-Мимика. Жесты. Упражнения: «Изобрази эмоцию» («Радость»; «Огорчение»; «Гнев») 
«Позови движением» 
«Приглашение на танец»

Познакомить с основами актёрского мастерства. 
Учить изображать эмоциональное состояние персонажа. 
Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). 
Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. 
Воспитывать интерес к театральной деятельности. 
Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; 
развиваем сценическую раскрепощённость. 
Развитие слуха и чувства ритма у детей. 
Сила голоса и речевое дыхание

-Игры и упражнения на опору дыхания: «Птичий двор», «Эхо» 
Дыхательная гимнастика: 
«Маятник»; «Задуть свечу»; 
Пантомима 
игра «Вьюга»; 
упражнения на развитие сенсомоторики; 
Слух и чувство ритма. игра «Лиса и волк»; 
игра «Ловим комариков»; 
игра «Волшебный стул»; 

Ноябрь

Сценическая пластика 
игра «Не ошибись»; 
игра «Если гости постучали»; 
пальчиковые игры «Бельчата»; Развиваем умение передавать через движения тела характер животных. Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. Знакомство с миром чувств и эмоций; 
развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими. 
Развиваем умение передавать через движения тела характер животных. 
Знакомство с миром чувств и эмоций; 
развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими. 
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас 
Расслабление мышц 
этюд на расслабление мышц «Штанга»; 
игра «Волк и овцы»; 
Чувства, эмоции этюд «Отряхнем руки»; 
этюд «любимая игрушка»; 
этюд «Кривое зеркало» 
Культура и техника речи Игры ««Фраза по кругу», «Фантазии о...» 

Декабрь

Инсценировка шуток-малюток Артикуляционная гимнастика; 
Игра «Птицелов»; 
пальчиковые игры 
Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением. 
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); 
Развиваем воображение; расширяем словарный запас. 
Игры и упражнения на создание игровой мотивации. 
Знакомство с русскими народными костюмами. 
Ай-да ребята! Изготовление настольного театра, с использованием игрушек из киндер-сюрприза 
«Чудесное перевоплощение» Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. «Пойми меня» Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. Загадки, игры 

Январь

«Ну-ка встанем все в кружок….» игры-импровизации Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений. 
Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения. 
Учить связно и логично передавать мысли. 
Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. 
Одну простую сказку хотим мы…. Рассказываем про любимые игры и сказки 
«Теремок» чтение, пересказ. 
Подготовительный Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов 

Февраль

«А представьте себе…» Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, костёр…Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза…Взять со стола нитку, как будто это –змея, горячая картошка, пирожное; Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение. 
Драматизация Показ сказки «Теремок» для младшей группы. 
Рисуем театр Совместная деятельность детей и родителей (конкурс рисунков «В театре») 
«Вечер с бабушкой Загадушкой » Отгадывание загадок. Заучивание скороговорок. 

Март

Самостоятельная театральная деятельность, Драматизация сказок, настольный и кукольный театр. Развивать воображение, фантазию детей, дать возможность детям проявить себя наедине с куклой и совместно с друзьями. 
Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. 
Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. 
Закреплять в речи детей понятие «пантомима» 
Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. 
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. 

Театральные игры «Что изменилось?» 
«Поймай хлопок» 
«Тень» 
«Веселые обезьянки» 
«Супер пальчики» «Ладушки, ладушки», «Пальчики гуляют», и т.д 
Сочиняем сказку сами. Демонстрация театра на фланели. 

Апрель

-Чтение и пересказ сказки «Репка» Учить связно и логично передавать мысли. 
Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. 
Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. 
-Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов 
-Репетиция Подготовка к спектаклю. Заключительная репетиция. 
-Постановка театра Спектакль «Репка». Показ для родителей. 

Май

Театрализованные игры Театрализованные игры «Веселые обезьянки», «Поварята», «И я тоже!», «Угадай, что я делаю?». Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам. 
Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. 
«Зазеркалье» Передать эмоциональное состояние другого человека 
Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять Придумывание рифмы к словам.

Используемая литература: 
1. Выготский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте» 
2. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001. 
3. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007. 
4. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр –Творчество –Дети». Москва 2002. 
5. И.П. Посашкова «Оганизация творческой деятельности детей 3-7 лет». Волгоград 2009 
6. 1. Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова, - М.: Просвещение. 2005 
7. 2. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. / М.Д. Маханева, - М.: Посвещение. 2005 
8. 3. Щеткин, А.В. Театрализовання деятельность в детском саду. / А.В. Щеткин, - М.: Просвещение 2007. 
9. М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду». 
Журнал «Воспитатель в ДОУ»: 
• «Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.) 
• «Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.) 
• «Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.) 
• «Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.) 
• «Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.) 
• «Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.) 
Статьи в интернете: 
• «Театрализованные игры в ДОУ» О.В.Акулова. (portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php) 
• Проект «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (ozreksosh.ru). 
• Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (Зернова Е.Н., Чурина О.И.) - «Театрализованные игры в детском саду». (nashideto4ki.ru›…teatralizovannye…v_detskom_sadu…) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»

Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...

Тема по самообразованию

Тема самообразования по патриотическому воспитанию "Москва. История и современность", подготовительная группа....

Тема по самообразованию 2

Тема самообразования по духовно-нравственному воспитанию "И в Родине моей узрел я красоту..." (старшая группа)...

Темы по самообразованию

Темы по самообразованию за 2008-2012 годы...

Презинтация на тему экологическое воспитание для детей 5-7 лет (тема по самообразованию, итоговая работа)

Итоговая презинтация по теме самообразования, экологическое воспитание детей 5-7 лет...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...

Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....