Тема по самообразованию 2
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Верна Анжела Ивановна

 

Тема самообразования по духовно-нравственному воспитанию "И в Родине моей узрел я красоту..." (старшая группа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

тема по самообразованию

«И в Родине моей узрел я красоту…»

(духовно-нравственное воспитание в старшей группе)

                       

«И в Родине моей узрел я красоту…» (строка из стихотворения А.Н.Плещеева)

С незапамятных времен люди использовали художественные средства для передачи своих чувств, своего отношения к объекту другим людям. Накоплена богатейшая коллекция художественных произведений (стихи, картины) с помощью которых можно воспитывать интерес детей к родной природе, а также умение чувствовать и понимать ее красоту, желание бережно относиться к этому бесценному дару. Необходимо подбирать такие художественные произведения, которые делают восприятие детей ярче, помогают им открывать новый мир, вызывают восторг, учат видеть красоту природы, воспитывают чувство любознательности, наблюдательности.

Эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия и знакомство с пейзажной живописью. Тонко подмеченная в художественных произведениях образность природы помогает увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, еловых хороводов, пестрых лугов и испытать радость от встреч с прекрасным.

Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным. Поэтическое описание природы, восприятие увиденного на картинах помогает осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления полученные от наблюдений.

Учитывая чрезвычайную эмоциональность дошкольников считаю, что художественно переданная красота природы родного края, опоэтизированная красота природы способствует усилению эмоционального восприятия образа, воспитывает не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства.

Беречь природу человек должен учиться с детства. Научить ребенка любить родную природу, значить научить его любить Родину.

Воспитательные задачи цикла по духовно-нравственому воспитанию детей:

через знакомство детей с произведениями искусства (пейзажи русских художников) и художественными произведениями (стихи русских поэтов о природе) воспитывать в них такие качества как любовь к родной природе, восхищение ее красотой. Расширить представление детей о малой Родине.


Перед началом беседы детям предлагается внимательно всмотреться в репродукцию картины, в это время читается стихотворение.

Месяц

Цель

Стихотворение

Картина

1

Сентябрь




Учить описывать русский пейзаж, правильно воспринимая и чувствуя настроение природы на картине; развивать способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы, интонационно передавать нежность, любование природой

Ю.В. Жадовская «Нива»

И.И. Шишкин «Рожь»

2

Октябрь

А.С. Пушкин

«Унылая пора…»

«Очей очарованье»

Ефим Волков «Болото осенью».

И. Левитан «Золотая осень»

3

Ноябрь

Е. Трутнева «Первый снег»

В. Поленов «Ранний снег»

4

Декабрь





Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении стихотворения; замечать выразительные средства; связно высказывать свои впечатления о картине.

И.З. Суриков «Зима»

М.М.Гермашев

«Зимний день.Синие тени»

5

Январь

М.А. Пожарова «Заклинания зимы»

Н.Н.Дубовской

«Сороки над прудом»

6

Февраль

А.А. Коринфский «Одеяльце»

М.М.Гермашев


«Зимний пейзаж»

7

Март




Формировать умение описывать содержание, колорит, настроение картины; развивать воображение с помощью приема «вхождения в картину»; содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия природы изображенной на картине.

Е. Баратынский «Весна, весна!»

И. Левитан «Весна, март»

8

Апрель

И. Бунин

«Бушует талая вода»

А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

9

Май

С.А.Виноградов

«Яблони в цвету»

ОТЧИЗНА

       Природа скудная родимой стороны!
       Ты дорога душе моей печальной;
       Когда-то, в дни моей умчавшейся весны,
       Манил меня чужбины берег дальний...
      
       И пылкая мечта, бывало, предо мной
       Рисует всё блестящие картины:
       Я вижу свод небес прозрачно-голубой,
       Громадных гор зубчатые вершины...
      
       Облиты золотом полуденных лучей,
       Казалось, мирт, платаны и оливы
       Зовут меня под сень раскидистых ветвей,
       И розы мне кивают молчаливо...
      
       То были дни, когда о цели бытия
       Мой дух, среди житейских обольщений,
       Еще не помышлял... И, легкомыслен, я
       Лишь требовал у жизни наслаждений.
      
       Но быстро та пора исчезла без следа,
       И скорбь меня нежданно посетила...
       И многое, чему душа была чужда,
       Вдруг стало ей и дорого и мило.
      
       Покинул я тогда заветную мечту
       О стороне волшебной и далекой...
       И в родине моей узрел я красоту,
       Незримую для суетного ока...
      
       Поля изрытые, колосья желтых нив,
       Простор степей, безмолвно величавый;
       Весеннею порой широких рек разлив,
       Таинственно шумящие дубравы;
      
       Святая тишина убогих деревень,
       Где труженик, задавленный невзгодой,
       Молился небесам, чтоб новый, лучший день
       Над ним взошел великий день свободы.
      
       Вас понял я тогда; и сердцу так близка
       Вдруг стала песнь моей страны родимой -
       Звучала ль в песне той глубокая тоска,
       Иль слышался разгул неудержимый.
      
       Отчизна! не пленишь ничем ты чуждый взор...
       Но ты мила красой своей суровой
       Тому, кто сам рвался на волю и простор,
       Чей дух носил гнетущие оковы...
      
                        А.Н. Плещеев  (1862)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»

Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...

Тема по самообразованию

Тема самообразования по патриотическому воспитанию "Москва. История и современность", подготовительная группа....

Темы по самообразованию

Темы по самообразованию за 2008-2012 годы...

Презинтация на тему экологическое воспитание для детей 5-7 лет (тема по самообразованию, итоговая работа)

Итоговая презинтация по теме самообразования, экологическое воспитание детей 5-7 лет...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...

Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД по теме по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Еще пару лет назад об эмоциональном интеллекте никто и не говорил. А сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний - необходимое умение, нет никаких сомнений....