Развитие речи в дошкольном возрасте как задача дошкольного образования
статья (старшая группа)

Кобзева Олеся Николаевна

В статье рассматриваются направления работы по развитию речи детей чтаршего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в дошкольном возрасте как задача дошкольного образования.

    Речь - это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребёнок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, обобщения, управление своим поведением.

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом ребенок овладевает умением говорить правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигли определённого уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развилась речь, нужна речевая среда. Однако и этого не достаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и близкими. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения.

 В старшем дошкольном возрасте большинство детей, отмечает О. С. Ушакова, правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления. У них накапливается значительный запас слов, обозначающих все части речи. По данным Д.Б. Эльконина рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития:

  • в исследованиях В. Штерна дети пяти лет имеют запас слов – 2200, а дети шести лет – 2500-3000 слов.
  • в исследованиях Смита дети пяти лет имеют число слов 2072, прирост слов – 202, дети пяти-шести лет – 2289 с приростом слов в 217, дети шести лет – 2589 с приростом слов в 273 [69, с. 163].

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается этап усвоения грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых, распространенных предложений с однородными членами, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым названием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.

Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Основной целью работы по развитию речи и обучению родному языку детей в дошкольных образовательных учреждениях, по мнению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Работа по достижению данной цели ведется в двух направлениях:

- овладение правильной речью, которая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии нормами языка. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями;

- усвоение высшей ступени овладения литературным языком (овладение хорошей речью), которая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения, то есть выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

Таким образом, по мнению О. С. Ушаковой, основная, общая задача развития речи детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей, которая состоит из ряда частных, специальных задач. Три аспекта характеристики этих задач выделены результатами исследований проблем развития речи, проведенными под руководством Ф. А. Сохина. Во-первых,  структурный (формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); в-третьих, когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

 Кратко рассмотрим, какие задачи решаются в рамках каждого направления работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.  

Основной задачей воспитания звуковой культуры речи  выделяют Ф.А. Сохин, О. С. Ушакова дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно  выразительной речи. Формирование звуковой культуры речи связано  с работой по дифференциации звуков: шипящих и свистящих (ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь), звонких и глухих (в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к), звуков л и р, твердых и мягких (д-дь, л-ль и др.). Различие звуков проводится одновременно по акустическим и артикуляционным их свойствам. Дифференциация проводится не только изолированных звуков, но и звуков в словах и во фразовой речи, это обеспечивает возможность одновременной работы по  совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, то есть всех сторон звуковой культуры речи.         

Как отмечают О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, в этом возрасте  продолжается работа по обогащению уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обогащать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

При формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование трудных форм глаголов (в повелительном и сослагательном наклонении). Научить ребенка свободно ориентироваться в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку, к его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, потребность говорить правильно. Учить понимать различие смысловых оттенков слова: существительных, глаголов, прилагательных. Совершенствовать синтаксическую структуру предложения при помощи « письменной речи» (ребенок диктует – взрослый записывает). Подвести  детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов и звуков.

Развитие связной речи, по мнению М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной идет в двух направления: обучение диалогической и монологической речи. При обучении диалогической речи следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

Дети дошкольного возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета. (Алеша, помоги, мне, пожалуйста; Лена, будь добра, помоги Саше застегнуть куртку; Благодарю вас; т. п.), употреблять их без напоминания. Большое место занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша) во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительными и приветливыми без навязчивости.

Обучение монологической речи осуществляется через пересказ и самостоятельное рассказывание. В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.

В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события.

Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта.

Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности высказываний.

Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина отмечают, что знакомя  детей с художественной литературой, их  учат замечать выразительные средства, глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Их учат различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки необходимо проводить таким образом, чтобы дети смогли ее понять. При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помогать детям почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя детей с жанром рассказа, необходимо раскрывать перед ними общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и  поступки героев.

Таким образом, ребенок в старшем дошкольном возрасте должен овладеть «правильной»  и «хорошей» устной речью, то есть употреблять языковые единицы в  соответствии с нормами языка, и его речь должна быть лексически богата, точна и выразительна, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Решение этой общей задачи, возможно достичь через осуществление ряда частных, специальных задач, каждая из которых в старшем дошкольном возрасте усложняется как по содержанию, так и по методике обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста "В лес за грибами"

познакомить детей с грибами (подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, белый гриб, мухомор), учить различать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибо...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

«Влияние зрительного восприятия на развитие речи неговорящего ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи».

Статья будет полезна логопедам, воспитателям, родителям, столкнувшимся с проблемой - неговорящий малыш! Как опираясь на зрительное восприятие, можно вызвать речь, стимулировать ее развитие. В статье п...

Развитие речи детей в дошкольном возрасте. Сочинительство детей дошкольного возраста

Выступление на семинаре-практикуме по теме "Речевое развитие детей дошкольного возраста"...