Развитие речи детей в дошкольном возрасте. Сочинительство детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Выступление на семинаре-практикуме по теме "Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinitelstvo.pptx2.5 МБ
Файл sochinitelstvo_v_doshkolnom_vozraste.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинительство у детей дошкольного возраста. Подготовила: воспитатель первой кв. категории МБДОУ детского сада «Радуга» – Жигальцова О.Н. Село Мамонтово 2017 год

Слайд 2

Сочинительство в дошкольном возрасте –это творческая речевая деятельность, которая: Помогает ребенку приобретать речевой опыт и облегчает перевод собственной мысли в слово; развивает фантазию, творческое самовыражение с помощью слова; способствует речевому развитию посредством актуализации внешней речи; побуждает желание рассказать свою личную сказку, историю другим детям; налаживает процесс коммуникативного взаимодействия и здорового гармоничного общения всех детей в группе.

Слайд 3

С чего начать ? Все дети любят сказки. Они могут подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если ребенок сам выступит в роли сказочника? Наша задача – помочь ему в этом полезном и увлекательном занятии. Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Во время зарядки, умывания, во время прогулки и перед сном. Ведь наша голова всегда свободна для творчества. Дети с удовольствием участвуют в разработке сказочного сюжета и в игре. У них незаметно пополняется словарный запас, закрепляется грамматический строй речи, и, что самое главное, они упражняются в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

Слайд 4

«Закончи сказку» Дать детям задание - придумать для сказки концовку. Цель - развивать умение логически завершать какой-либо рассказ, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

Слайд 5

Сочинение по сериям картинок Для такого занятия необходимо заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. Цель данного занятия - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей. Задача - научить детей выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия.

Слайд 6

Коллективное сочинение В этом занятии принимают участие сразу несколько детей. Они предлагают тему, героев сказки, воспитатель занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.

Слайд 7

Инсценировка Предложите ребятам «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого занятия - активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический. Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Участие в инсценировке позволяет развить у детей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к мимическому и интонационному творчеству (на основе воплощения словесного сказочного образа).

Слайд 8

Сказка на свободную тему Этот жанр - вершина словесного творчества ребенка. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача взрослого - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Важно, чтобы ребенок стремился к занимательности сюжета, не забывая о словесном оформлении сказки.

Слайд 9

Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Радуга» с. Мамонтово

Семинар-практикум

«Развитие речи детей в дошкольном возрасте»

Тема: «Сочинительство в дошкольном возрасте»

Подготовила – воспитатель первой кв.категории Жигальцова О.Н.

2016-2017 учебный год

Как привлечь ребенка к сочинительству.

Сочинительство  в дошкольном возрасте – это творческая речевая деятельность, которая:

  • помогает ребенку приобретать речевой опыт и облегчает перевод собственной мысли в слово;
  • развивает фантазию, творческое самовыражение с помощью слова;
  • способствует речевому развитию посредством актуализации внешней речи;
  • побуждает  желание рассказать свою личную сказку, историю другим детям;
  • налаживает процесс коммуникативного взаимодействия и здорового гармоничного общения всех детей в группе.

С чего начать?

Все дети любят сказки. Они могут подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если ребенок сам выступит в роли сказочника? Наша задача – помочь ему в этом полезном и увлекательном занятии.
Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Во время зарядки, умывания, во время прогулки и перед сном. Ведь наша голова всегда свободна для творчества

Дети  с удовольствием участвуют в разработке сказочного сюжета и в игре. У них незаметно пополняется словарный запас, закрепляется грамматический строй речи, и, что самое главное,  они упражняются в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

Разрешите представить вашему вниманию несколько видов занятий на тему – сочинительство.

«Закончи сказку».

    Дать детям задание - придумать для сказки концовку.

 Цель - развивать умение логически завершать какой-либо рассказ, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

Сочинение по сериям картинок.

Для такого занятия необходимо заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет.

Цель данного занятия - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей.

Задача - научить детей выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия.

Коллективное сочинение.

В этом задании принимают участие сразу несколько детей.  Они предлагают тему, героев сказки, воспитатель занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.

Инсценировка.

Предложите ребятам «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого занятия - активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический. Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы.

Участие в инсценировке позволяет развить у детей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к мимическому и интонационному творчеству (на основе воплощения словесного сказочного образа).

Сказка на свободную тему.

Этот жанр - вершина словесного творчества ребенка. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли.

Задача взрослого - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Важно, чтобы ребенок стремился к занимательности сюжета, не забывая о словесном оформлении сказки.

Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

«Игровая технология в развитии речи детей раннего дошкольного возраста» для детей от 1 до 3 лет

Подвижная игра "Зайка беленький сидит" в 1 младшей группе.Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами,бегать,подпрыгивать на двух ногах,способствовать развитию речи.Зайк...