Мастер-класс для воспитателей «Формирование благоприятного климата в детском коллективе»
консультация (старшая группа)

Шишлянникова Евгения Владимировна

Цель моего мастер класса: представить методы и приемы по знакомству и закреплению правил дружбы у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Формирование благоприятного климата в детском коллективе»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом одним из основных направлений развития детей является социально-коммуникативное. Оно направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.

К концу дошкольного возраста  должны быть сформированы ценностные основы (дружеские отношения, доброта, милосердие, сострадание).

К сожалению, в современных детских садах дети недостаточно проявляют дружеские взаимоотношения друг к другу. Связанно это с тем, что материальные ценности преобладают над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе. Данная проблема актуальна именно сейчас, когда мы наблюдаем такую ситуацию (равнодушный социум, пропаганда насилия, компьютеризация жизни). Я считаю, что малышей нужно учить дружить.

Цель моего мастер класса: представить методы и приемы по знакомству и закреплению правил дружбы у детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги, я хочу предложить вам вспомнить, что мы все родом из детства и немного поиграть.

Мы будем создавать плакат «Правила дружбы». 

Каждое правило, которое мы разгадаем, вам нужно будет найти В символе. В результате у нас должен получиться цветок, на лепестках которого изображены правила дружбы.

Первое правило «спрятано» в песне. Послушаем песню и узнаем, с чего начинается дружба. Слушаем…

(Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки»)

Я: Так с чего же начинается дружба? (Дружба начинается с улыбки!)

Я: Улыбка – это символ доброты, хорошего настроения и дружелюбия. Вот так, легко мы разгадали первое правило дружбы: «Чаще улыбайся – и у тебя будет много друзей!».

Я предлагаю  поиграть в игру «Добрая улыбка». Мы будем передавать сердечко и дарить друг другу улыбку. (передают гелевый шарик в виде сердечка педагогам по кругу)

Каждое утро в нашей группе начинается с этой игры. Введите такой ритуал в жизнь вашей группы, и вы увидите, как трудно вначале будет детям держать зрительный контакт, улыбаться друг другу. Но со временем дети перестанут стесняться, зрительный контакт становится все продолжительней, а улыбки более искренними. Эта игра дает возможность ребенку обратить внимание на сверстника в доброжелательной обстановке, а не в ситуации, когда ему кто-то помешал: сломал постройку, толкнул, обидел.

Я: Продолжим разгадывать правила дружбы. Есть люди, у которых самые любимые слова: «Мой! Моя! Мое!». Как такого человека можно назвать? (Такого человека называют жадиной)

Я: Сейчас мы поиграем в игру «Жадина». Вы будете брать предмет из мешочка и говорить про него: мой, моя, мое.(Моя программа, мой план, мое пособие)

Д/и «Жадина».

Я: Понравилось вам быть жадинами? Вы догадались какое 2 правило дружбы? («Не будь жадным, делись с друзьями!»)

Я: Мы собрались здесь, чтобы поделиться опытом с коллегами. И мы с удовольствием это делаем!

Конечно же, детям вы объясните это правило на других примерах. А поиграв в эту игру, ребята никогда не захотят быть жадинами.

Я: Продолжим разгадывать правила дружбы. Коллеги, из-за чего чаще всего возникают ссоры между детьми? (из-за игрушек; когда дети хотят делать одно и то же)

Я: Согласна, самая частая причина, когда дети не могут уступить, договориться.

Большой эффект в закреплении правил дружбы дает прием «Рассказывание историй с показом на фланелеграфе, магнитной доске. В своей работе я использовала серию игр «Мишка и Ежик».

Хочу предложить вашему вниманию историю, как Мишка с Ежиком поссорились.

(На магнитной доске выкладываются картинки Мишки, ежа и качелей)

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка: «Я первый!»

А Ёжик: «Нет, я!»

Не уступают друг другу друзья.

Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,

Как друг мне совсем не хорош!»

Я: Что произошло, что не поделили Мишка и Ежик?

ФГ: Мишка и Ежик не поделили качели.

Я: Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?

ФГ: Ежик не уступил Мишке качели.

Я: Как Мишке и Ежику помириться?

ФГ: Им надо договориться: кто будет кататься первый, а кто второй. Один из них должен уступить.

Я: Представим, что Мишка и Ежик помирились. И вот как выглядит эта история с весёлым, добрым концом.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка сказал: «Покачаю тебя,

мы ведь с тобою Ёжик друзья»

Я: Какое правило дружбы помогла нам разгадать эта история? («Умей уступать»)

Я: Большими помощниками в моей работе по формированию дружеских отношений стали книги. Детская художественная литература всегда являлась активным средством воздействия на чувства ребенка.

Мне очень нравятся рассказы В. Осеевой короткие, но очень глубокие, на их примере можно объяснить детям, что такое дружба и для чего нужны друзья, думать о плохих и хороших поступках.. Рассказы «Волшебное слово», «Отомстила», «Хорошее», «Добрая хозяюшка», где писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых. («Обидел – попроси прощения!»)

Также уделяю внимание работе с пословицами и поговорками. Мы проговариваем пословицы, обсуждаем их смысл, закрепляем знание пословиц в игре «Доскажи пословицу», используем их при решении конфликтных ситуаций.

Следующее правило нам помогут разгадать пословицы. Только я их забыла, поэтому попрошу помочь мне их вспомнить:

-Человек без друзей, что дерево … (без корней).

-Нет друга – ищи, а нашел … (береги).

- Дружба и братство дороже…( богатства)
- Каков у тебя друг, таково к тебе и уважение.

Я: Существует огромное количество пословиц о дружбе. Я уверена, что вы их знаете и используете в работе с детьми.

Пословицы нас учат беречь друзей и ценить дружбу. Ведь друга найти непросто, а если он есть, то нужно его беречь. Ведь друг из беды выручит, всегда поможет. И играть вместе интереснее.

Какое правило Дружбы помогли нам разгадать пословицы? ( «Друзей надо беречь!»)

В игровой форме дети закрепят правила дружбы, понимание того, какие поступки будут способствовать дружбе, а какие наоборот.

Вот какой у нас получился «Цветок Дружбы». На каждом лепестке цветка символически изображено правило дружбы. Этот плакат станет не только достойным украшением любой группы, но и пособием по закреплению правил Дружбы. А если детки примут участие в его изготовлении, то им никогда не придет в голову нарушать эти правила.

Ну а если вдруг, детки и поссорились то существует много замечательных мирилок :

Улыбкой делиться мы будем и с дружбой по жизни шагать

Пожалуйста, больше не будем друг друга мы обижать!

Раз два три четыре пять

Мы помиримся опять

Руку крепко мы пожмем

И опять дружить начнем..

Закончить свой мастер-класс я хотела бы притчей: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?». Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках, человек!»

Уважаемые коллеги! Создание позитивного микроклимата в группе, формирование дружеских взаимоотношений между детьми в наших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы по творческой теме «Формирование благоприятного климата в детском коллективе через общение»

Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений.  В этот период происходит освоение новых форм сотрудничества (совместное планирование, распред...

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

Роль воспитателя в создании благоприятной атмосферы в детском коллективе

Успешное развитие личности ребёнка - дошкольника, повышение эффективности учебных и воспитательных задач, благоприятное, эмоциональное становление во многом определяется тем, насколько велика будет ро...

Формирование благоприятного климата в коллективе

Привет фотографии (для детей с 3 лет)Цель: обучение детей узнавать друг друга по фотографии, создание положительного настрояДети сидят в кругу. В центре на столе лежат фотографии лицами вниз. Реб...

Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе

Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в...