Доклад " Системный анализ, комплексный анализ и создание теории».
материал

Прокопьева Наталья

В своем докладе я рассматриваю системный анализ, комплексный анализ и создание теории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ot_posoha_n.v.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила магистрант 1 курса

группы ПФЗ 10120 м Посоха Н.В.

Доклад.

«Системный анализ, комплексный анализ и создание теории».

           В своем докладе я рассматриваю системный анализ, комплексный анализ и создание теории.

 В системе управления формирование управляющего воздействия осуществляется на основе принятия управленческого решения. Поэтому управление можно представить как процесс подготовки, принятия и реализации решений, направленных на достижение поставленных целей. Технологически процесс управления должен осуществляться на основе принципов системного подхода, так как он представляет собой совокупность многих взаимосвязанных процессов.

Системный и комплексный подход к анализу финансово-хозяйственной деятельности означает, что деятельность отдельных предприятий должна изучаться как часть системы более высокого иерархического уровня с учетом внутренних и внешних связей. При этом оценивать деятельность изучаемого объекта следует не только с точки зрения достижения его локальных целей, но и обязательно с позиций того, насколько эти цели согласуются с целями системы более высокого иерархического уровня и интересами общества в целом. Системный и комплексный анализ подразумевает исследование не только внутренних, но и внешних связей объекта анализа и предполагает рассмотрение итогов хозяйственной деятельности объекта как результата взаимодействия всех сторон этой деятельности и всех, влияющих на них факторов.

     Раскроем что означает сиcтeмный aнaлиз - это кoмплeкc исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы yпpaвлeния и вceй дeятeльнocти opгaнизaции.

       Системный анализ деятельности организации проводится в основном на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено трудоемкостью проектных работ по разработке и внедрению выбранной модели системы управления, обоснованием экономической, технической и организационной ее целесообразности. Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее.

       Свойства любого явления расщепляется на противоположности, и предстают перед исследователем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следствия, содержания и формы и т.д. Любой объект необходимо рассматривать как систему.

        При этом под системой понимается совокупность объектов, характеризующихся определенным набором связей между крупными объектами и их частями, функционирующими как единое целое, т.е. подчиненных единой цели, развивающихся по единым законам и закономерностям. Каждый объект сам может рассматриваться как система со своими подсистемами.

         Системный анализ предполагает изучение четкой формулировки конечной цели, которая выражает идеальное желаемое состояние объекта анализа и оформляется в виде концепции развития. Он всегда связан с альтернативностью подхода, т.е. рассмотрением многих возможностей, учетом максимально полного числа всех переменных, определяющих состояние и изменение анализируемого объекта, поэтому эта тема в наше время очень актуальна.

        Объектом исследования системного анализа является система, для которой определяют цели и условия функционирования. Хозяйственную деятельность предприятия можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции.

Задача системного анализа – рассмотреть все частные факторы, обеспечивающие более высокий уровень рентабельности. Экономический принцип деятельности предприятия – обеспечение либо максимального выпуска продукции при данных затратах ресурсов, либо альтернативно заданного выпуска продукции при минимальном расходе ресурсов. Условия функционирования предприятия определяются системой долговременных экономических нормативов налогообложения и внешнеэкономическими связями предприятия, т. е. рынком финансирования, рынком купли и рынком продажи.

          С помощью анализа различных аспектов деятельности и оценки эффективности использования ресурсов организации осуществляется контроль за использованием ресурсов https://www.bestreferat.ru/images/paper/75/57/9775775.gif выполнением плана https://www.bestreferat.ru/images/paper/76/57/9775776.gif выявляются резервы повышения эффективности деятельности.

          При организации внутрихозяйственного контроля по каждому объекту определяются общие методические подходы к проведению анализа, цели и задачи аналитических процедур. Необходимая для этого информационная база исполнители,  пользователи аналитической информации, периодичность проведения анализа методы и приемы анализа, формы обобщения результатов и содержание принимаемых управленческих решений.

        Ко́мпле́ксный ана́лиз  — раздел математического анализа, в котором рассматриваются и изучаются функции комплексного аргумента. Под трудовыми ресурсами организации понимают численность и состав ее персонала. От обеспеченности организации трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем, качество и своевременность выполнения производственных задач, эффективность использования оборудованием, которые в свою очередь влияют на объем производства продукции, ее стоимость, прибыль и ряд других финансово-экономических показателей. 

        Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают.

        Каждый показатель имеет свой определенный смысл и свое значение в аналитической работе.

        Экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей. Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа - от изучения первичных показателей до обобщающих.

        При выполнении комплексного анализа хозяйственной деятельности выделяются следующие этапы: уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы; разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа; собирается и подготавливается к анализу необходимая информация; проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли и т.д.;

         Факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат; выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства; оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

     В системе комплексного анализа производственные факторы выявляются с точки зрения их влияния на обобщающие показатели хозяйственной деятельности, но при этом необходимо учитывать и обратную связь, т. е. влияние этих результативных показателей на показатели, характеризующие отдельные стороны работы предприятий. Предположим, что степень влияния использования производственных ресурсов на объем выпускаемой продукции, а следовательно, на объем реализованной продукции установлена. Величина, структура реализованной продукции предприятием зависят от основных фондов, материальных, трудовых ресурсов, квалификации рабочей силы и определяют их величину и структуру. При проведении системного анализа необходимо учесть эти обратные связи, придав им по возможности количественную форму.

       Главное в комплексном анализе – системность, увязка отдельных разделов –блоков анализа между собой, анализ взаимосвязи и взаимной обусловленности этих разделов и вывод результатов анализа каждого блока на обобщающие показатели эффективности.

Важнейшую роль в системном и комплексном анализе играет бизнес-план.

В бизнес-плане отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе. При этом необходимо учесть влияние внешних факторов, на которые предприятие не может воздействовать (экономические факторы: инфляция, уровень безработицы, покупательская способность потребителей, величина процентной ставки за кредит и др.; политические, природные, научно - технический факторы и т.д.).

Бизнес-план должен содержать раздел основных показателей финансово-экономического состояния предприятия; раздел, содержащий информацию о целях деятельности предприятия, определенных количественно, и их достижение по времени.

Приводятся данные о продукции, потребности в ней, показатели качества, экономические показатели продукции, характеристики дизайна и результаты его сравнения с другими аналогичными товарами, патентные права, показатели экспорта и его возможности, основные направления совершенствования как потребительских качеств выпускаемой предприятием продукции, так и его ассортиментного состава.

 Таким образом современный период мирового экономического развития - период информационной революции, характеризуется усиливающейся нестабильностью внешней среды. Для своевременной и эффективной реакции на изменения необходимы стратегическое предвидение, исследования и творчество.

Предприятие является не только производственно-хозяйственной, но и социальной развивающейся системой. Перевод системы в новое состояние осуществляется каждый раз, как только перед системой возникают новые цели.

Системный подход к анализу финансово-хозяйственной деятельности означает, что деятельность отдельных предприятий должна изучаться как часть системы более высокого иерархического уровня с учетом внутренних и внешних связей.

Комплексный подход означает проведение анализа отдельных экономических показателей во взаимосвязи и взаимозависимости, в тесной связи с общим уровнем экономического, организационного, технического и технологического развития производства, уровнем социального развития коллектива предприятия.

Для определения стратегии и реализации системного подхода в экономическом анализе необходимо знать: объем рынка, на котором планирует действовать предприятие; долю предприятия в объеме рынка; стадию жизненного цикла данного сегмента рынка (товара, услуги); конкурентную позицию предприятия (его технические и организационные возможности). Информация об этих характеристиках содержится в бизнес-плане предприятия. Для этого предприятие должно провести системный и комплексный анализ для получения точного и комплексного объема знаний для рентабельного развития производства.

Создание теории.

            Теория - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. 

           Теории разделяют по различным основаниям. Исходя из особенностей предметных областей, выделяют математические, физические, биологические, социальные и прочие теории.С логической точки зрения можно выделить дедуктивные и недедуктивные теории. Основу дедуктивной теории составляет понятие логического следования. 

          Для построения фундамента дедуктивной теории важно отобрать положения соответствующей ветви знания (аксиомы), которые бы, во-первых, не противоречили одно другому. В противном случае, соответственно с законами логики, в пределах теории можно получить любое положение и она теряет свою познавательную ценность. Во-вторых, из множества аксиом должно следовать максимальное количество истинных положений данной ветви знания (система аксиом, из которой выводятся все истинные положения области знания, называется полной). В-третьих, аксиомы должны быть независимы друг от друга, т.е. не должны находиться между собой в отношении логического следования. В противном случае система аксиом окажется избыточной. Дедуктивный способ построения теории используется прежде всего в математике, логике, математическом естествознании. 

           Недедуктивные теории характерны для опытных наук. Здесь «господствуют» вероятностные  формы выводов - аналогия, редукция, индукция. Недедуктивным путем идет большинство естественных наук, а также науки гуманитарного и обществоведческого циклов. Теории в этих науках опираются на изучение действительности, используя наблюдения, эксперименты, реконструируя ход событий по отображению в памятниках культуры.

Этапы формирования научной теории:

  • исходный пункт движения мысли - эмпирический объект, его определенные свойства и отношения
  • само мысленное движение заключается в количественном усилении степени интенсивности "наблюдаемого" свойства до максимально возможного предельного значения
  • в результате такого, казалось бы, чисто количественного изменения, мышление создает качественно новый (чисто мысленный) объект, который обладает свойствами, которые уже принципиально не могут быть наблюдаемы (безразмерность точек, абсолютная прямизна и однородность прямой линии, сознание и бытие в философии ...)

     Р.Неванлинна подчеркивал, что идеальные объекты конструируются из эмпирических объектов путем добавления к последним таких новых свойств, которые делают идеальные объекты принципиально ненаблюдаемыми и имманентными элементами сферы мышления.

         Наряду с операцией предельного перехода, в науке существует другой - введение их по определению. А также идеализация, мысленный эксперимент, математическая гипотеза, теоретическое моделирование, аксиоматический и генетическо-конструктивный методлогической организации теоретического знания и построения научных теорий, метод формализаций и др.

             Для научной теории имеется 2 способа обоснования ее объективного характера (по Энштейну):

  • внешнее оправдание научной теории - состоит в требовании ее практичной полезности, в частности возможности ее эмпирического применения. Это прагматическая оценка ее ценности и одновременно своеобразное ограничение абсолютной свободы разума
  • внутреннее оправдание научной теории - способность быть средством внутреннего совершенсвтования, логической гармонизации и роста теоретического мира, эффективного решения имеющихся теоретических проблем и постановки новых.

Научная теория должна удовлетворять следующим критериям (по Эйнштейну):

  • не противоречить данным опыта, фактам;
  • быть проверяемой на имеющемся опытном материале;
  • отличаться «естественностью», т.е. «логической простотой» предпосылок;
  • содержать наиболее определенные утверждения: это означает, что из двух теорий с одинаково «простыми» основными положениями следует предпочесть ту, которая сильнее ограничивает возможные априорные качества систем;

не являться логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных теорий;

  • отличаться изяществом и красотой, гармоничностью;
  • характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в целостную систему абстракций;
  • иметь широкую область своего применения с учетом того, что в рамках применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута;
  • указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем

В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории:

  • Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.
  • Идеализированные объекты — абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т.п.).
  • Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.
  • Философские установки и ценностные факторы.
  • Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основных положений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

    К числу основных функций теории можно отнести следующие:

- Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

- Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

- Методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

- Предсказательная — функция предвидения.

      На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д

         Таким образом так называют систему основных идей, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Появляются теории только тогда, когда накоплен действительно большой материал, пока его нет — место теории занимает миф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Яблоко" (ТРИЗ - системный анализ)

Формировать умение системно мыслить, развивать логическое мышление, воображение....

Презентация "Дерево" (ТРИЗ - системный анализ)

Формерование у детей умения системно мыслить, развитие воображения, умения видеть предмет в настоящем, прошедшем и будущем времени....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Использование метода системного анализа для развития мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста с ТНР

Данный материал предназначен для молодых педагогов, которые внедряют в свою  работу ТРИЗ технологии, а именно, метод "Системного оператора"....

Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"

Системно-деятельностный подход как основа организации  образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий

Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий.

Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...