Картотека дидактических игр по развитию логики с использованием палочек Кюизенера
картотека

Красильникова Светлана Сергеевна

В данную картотеку входят игры для детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_palochkami_kyuizenera_1.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр  с палочками Кюизенера

1  Игра: «Цветные коврики -2»
Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.
Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант).
Ход игры:
Дети берут одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают «коврик»:
- Цветом: «Желтый - это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый ».
- Числами: «Пять - это один и четыре, четыре и один, два и
три, три и два, и один, один, один, один, один».
- Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): 1 и 4, 4
и 1, 2 и 3, 3 и 2, и 1, 1, 1, 1, 1. Можно использовать знаки +, , =.
Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 - четыре варианта. И соответственно первый коврик будет меньше, чем второй. Позднее, по мере усвоения материала можно использовать числа от 1 до 10.
2. Игра: «Играем с цветом»
Цель: Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.
Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), карточки алгоритмы.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть с палочками Кюизенера, обращает внимание на разнообразие цвета.
Когда палочки лежат в беспорядке, цвета перемешались. Но можно из разноцветных палочек делать красивые орнаменты, чередовать цвет, комбинировать.
На первых порах обучения воспитателю целесообразно диктовать детям порядок действий и выкладывать палочки вместе с детьми (можно использовать известные приемы). Например:
1. Построим паровоз, но у него разноцветные вагоны. Нужно взять сначала голубую палочку, затем розовую, потом опять голубую и т.д.

2. Построим у дома Буратино красивый забор - возьмем желтую палочку, затем синюю, затем две красных, потом опять синюю и желтую, синюю, желтую и две красных и т.д.
Позднее предложить алгоритмы действий (см. рисунок № 1). Цвет можно обозначать знаками, как в блоках Дьенеша.











3. Игра: «Измерение с помощью палочки – мерки»
Цель: Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать.
Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), разнообразные предметы в группе (карандаш, стол, кукольная кроватка и т. д.).
Ход игры:
Для обучения измерению различные предметы могут быть измерены с помощью палочек. Предложить детям измерить длину карандаша с помощью голубых палочек: длина карандаша четыре голубых палочки. А например, длина другого карандаша три голубых палочки. Детям задают вопрос: какой карандаш длиннее, короче. Соответственно дети усваивают закономерность: число 4 больше числа 3, а 3 меньше числа 4.
Возможно, что длина карандаша четыре голубые палочки, и еще остается отрезок, на котором не умещается голубая палочка. Что делать? Добавлять белые палочки. Например, длина карандаша четыре голубые палочки и две белые (или одна розовая).
4. Игра: «Дополни»
Цель: Упражнять в счете в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление.
Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант).
Ход игры:
Удобнее играть сидя за столами. Воспитатель предлагает детям положить перед собой по одной палочке каждого цвета друг под другом от самой короткой к самой длинной. Узор не ровный, нужно подравнять палочки с одной стороны.
Дополните одной палочкой меньшую палочку до большей.
Дополни белую палочку до каждой из остальных только
одной палочкой.
Дополни одной палочкой белую до желтой (красную до
синей, желтую до оранжевой).
5. Игра: «Запомни»
Цель: Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера.
Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), карточки со схемами расположения палочек.
Ход игры:
Дети сидят за столами, у каждого набор палочек или полосок. Воспитатель показывает детям карточку со схемой (см. рисунок № 2), дети
внимательно смотрят несколько секунд, запоминают схему расположения палочек. Воспитатель убирает карточку, дети выкладывают на столах схему расположения по памяти.

6. Игра: «Подбери цифру»
Цель: Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счете. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), карточки с цифрами от 1 до 10 на каждого ребенка, ковролин.
Ход игры:
Воспитатель демонстрирует игру на ковролине, дети играют за столами (возможно к ковролину пригласить ребенка с высоким уровнем развития).
Дети выкладывают любое количество белых палочек в ряд, затем это количество заменяют одной палочкой и подбирают соответствующую цифру. Друг у друга проверяют правильность выполнения задания. Если дети хорошо усвоили материал с цветными числами, то можно исключить выкладывание числа из единиц (белых палочек).

7. Игра: «Цветные числа»
Цель: Закрепить счет в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант),4 карточки с изображением предметов от 1 до 10 на каждого ребенка.
Ход игры:
На столе лежат карточки с изображением некоторого количества предметов. Карточки перевернуты изображением вниз. Каждый ребенок выбирает себе карточку и рассматривает ее. Задание: сосчитать количество предметов на карточке, найти в наборе палочек соответствующую «цветную цифру» и положить рядом с карточкой. Дети объясняют свой выбор - сколько предметов изображено на карточке, какую «цветную цифру» подобрал и почему.

8. Подвижная игра: «По порядку становись!»
Цель: Закрепить счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственные представления. Совершенствовать двигательные навыки.
Развивающая среда: набор палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант).
Ход игры:
Воспитатель раздает детям палочки значением от 1 до 10, одну берет себе. Под музыку дети вместе с воспитателем передвигаются (бегают) по группе в хаотичном порядке. По сигналу воспитателя (или когда прекращает играть музыка), дети становятся в ряд. Место в ряду соответствует месту числа в числовом ряду. При этом воспитатель уточняет: «По порядку становись!» или «В обратном порядке становись!». Воспитатель играет вместе с детьми и также находит себе место в ряду. Можно создать проблемную ситуацию, встать не на то место. Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания (считают, сопоставляют палочки и место в ряду, исправляют ошибки).

9. Игра: «Магазин игрушек»
Цель: Упражнять в счете в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать игровые умения детей, регулировать контакты в совместной игре. Расширить знания детей о профессии продавца.
Развивающая среда: игрушки, «товары» для магазина, палочки Кюизенера.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть в «магазин». «Товаром» могут быть игрушки, карандаши, поделки и т.д. Дети вместе с воспитателем оборудуют игровое пространство: расставляют товар, определяют цены (карточки с цифрами). Затем выбирают «продавца».
Дети по очереди подходят за покупками. «Покупатель» выбирает себе покупку и расплачивается палочками Кюизенера. Например, кукла стоит 5 рублей ребенок соотносит цифру с числом, число со значением палочки голубую и розовую, пять белых, одну желтую, красную и белую. Так же и с другими покупками.

10. Игра: «Кто где живет»
Цель: Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину).
Развивающая среда: набор палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), игральный кубик, карточки дома с шестью «этажами».
Ход игры:
В доме на верхнем этаже поселились палочки фиолетового цвета (число 6). Они пускают в дом только те палочки, которые равны с ними по длине.
Воспитатель предлагает детям заселить все этажи дома, угадать «кто» где будет жить. Для этого нужно бросать кубик, грани которого окрашены в те же цвета, что и палочки, и соответствуют числам от 1 до 6. На каждой стороне кубика соответствующее количество кружков (например, на розовой стороне два кружка).
Бросая кубик, дети определяют цвет палочки, которая будет жить этажом ниже (на пятом). Затем дети поочередно бросают кубик, какой цвет выпал, того цвета палочка присоединяется к первой так, чтобы получилось число 6. Если палочка не подходит по длине и значению (больше или меньше 6), то ее селят на четвертый этаж и т. д.
Например, кубик выпадает красной гранью, дети берут красную палочку и располагают ее на пятый этаж. Затем кубик выпадает желтой гранью, но палочка желтого цвета не подходит, она в соединении с красной больше фиолетовой, значит, ее селят на четвертый этаж. Если же кубик показывает розовую грань, то палочка розового цвета в соединении с красной образует число 6 и т.д.
Дети вместе с, воспитателем анализируют выполненное задание. Какая палочка живет на верхнем этаже? Какое число она обозначает? Какой цифрой ее можно обозначить? Какие палочки «живут» на нижнем этаже? Какие числа они обозначают? Затем желательно подвести итог. Фиолетовая палочка обозначает число 6. Также число 6 можно составить из 1 и 5 (белая и желтая), из 2 и 4 (розовая и красная), из 3 и 3 (две голубые) и т. п.
11.  Игра: «Составь число»
Цель: Закрепить счет в пределах 10. Знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Упражнять в различении цвета. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Развивающая среда: набор палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), карточки с цифрами.
Ход игры:
Воспитатель предлагает из палочек Кюизенера составить числа.
- Из каких палочек можно составить число...? (называется число в пределах 10).
Дети называют числа и на столах выкладывают их комбинации.
- Составьте число (называется число) из одинаковых (разных) палочек.
- Составьте число (указывается число) из палочек определенного цвета.
Для лучшего усвоения материала целесообразно под составленным из палочек числом составить это же число с помощью карточек с цифрами.
28. Игра:»Весы»
Цель: Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на..., меньше на,..), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий.
Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Развивающая среда: наборы палочек Кюйзенера, игрушечные весы.
Ход игры:
1. Игру можно использовать при закреплении понятия отношений между числами увеличения и уменьшения чисел. Используя весы для сравнения чисел, реализуется принцип наглядности.
Дети на одну чашу весов помещают палочку большего значения (например, 5), на другую чашу меньшего значения (например, 4). Весы соответственно перевешивают в сторону большего числа. Воспитатель подводит к тому, что больше тяжелее, меньше - легче. Значит, число 5 больше числа 4.
- На сколько пять больше четырех? На сколько четыре меньше пяти?
Воспитатель предлагает детям добавить к палочке «4» кубик «единичку». Дети наблюдают, что чаши весов уравновесились. Значит, пять больше четырех на один. Аналогично сравниваются другие числа: 2 и 3, 2 и 4, 2 и 5, 5 и 5, 4 и 7, 5 и 10 и т. д.
Состав числа. Например, на правую чашу весов положим
палочку равную 6. Воспитатель предлагает детям на левую чашу
положить такие две палочки, чтобы весы уравновесились. Дети
подбирают такую комбинацию числовых палочек, чтобы вместе
они составили число 6 (белую и желтую, розовую и красную, две
голубых, шесть белых). Значит, число 6 - это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 1
и 1 и 1 и 1 и 1 и 1.
Решение примеров на сложение и закрепление состава
числа.
Воспитатель предлагает решить примеры или проверить правильность решения с помощью весов. На правую чашу весов положим красную палочку «4» и голубую палочку «3» (пример 4 + 3 =...). Дети решают пример и на левую чашу весов кладут палочку «ответ». Если решение правильное, то весы уравновесятся (фиолетовая палочка «7»).
4. Дети играют в магазин. Вместо гирь используют палочки - «единички», белые кубики. Остальные палочки «товар» (сыр, колбаса и т. д.). Дети между собой распределяют роли. Воспитатель берет на себя роль покупателя, подходит к прилавку: «Пожалуйста, взвесьте мне этот кусочек колбасы». На правой чаше весов одна розовая палочка, на левой две белых. Весы уравновешиваются. «Два килограмма», говорит продавец. Покупатель расплачивается. Об определении цены можно договориться: использовать цифры, монеты, логические блоки Дьенеша, палочки (см. игру №).
12. Игра: «Больше-меньше»
Цель: Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <, >. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизе-нера. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.
Развивающая среда: набор палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), карточки с знаками <, > и с цифрами.
Ход игры:
Воспитатель на столе раскладывает по две палочки на каждого ребенка. Нужно между палочками поставить знак >, <. На палочках легко объяснить, например, что 5 меньше 6, 4 больше 3 и т. д. Для закрепления материала под палочками можно расставить соответствующие цифры.

13. Игра: «Найди дом для палочки»
Цель: Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счете в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Развивающая среда: набор палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), обручи, карточки с цифрами.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям, что каждое число живет в своем домике. И у каждого домика есть адрес. Номер дома соответствует тому числу, которое там живет.
Но случилось недоразумение, и наши числа цветные палочки так заигрались, что заблудились и просят о помощи. Воспитатель предлагает детям помочь палочкам и развести их по своим адресам.
На полу разложены обручи, они обозначают домики. В каждом обруче лежит карточка с цифрой. Между обручами рассыпаны палочками Кюизенера. Детям нужно разложить палочки в обручи соответственно значению числа. Например, обруч с цифрой 5 в него располагают палочки желтого цвета, так как они обозначают число 5.
После выполнения задания дети проверяют, правильно ли «проводили жильцов».
- В обруче с цифрой 3 палочки какого цвета «живут»? Почему?
Какое число обозначает голубая палочка?
- В доме под каким номером «живут» розовые палочки? Почему?
14. Игра: «Разведчики»
Цель: Развивать умение детей работать с палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой-схемой.
Развивающая среда: фигурки разноцветных парашютистов (для ковролина), набор палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), карточки с примерами, схемы фигур для конструирования из палочек, карточки со знаками +, - , =.
Ход игры:
Воспитатель прикрепляет на ковролин фигурки парашютистов. На столах разложены схемы (номером вверх, схемой вниз) и наборы палочек Кюизенера. Воспитатель обращает внимание детей на парашютистов.
- Это парашютисты-разведчики, они получили задание приземлиться в секретной местности. Каждый из них должен оказаться в заданном пункте и разгадать, что представляют собой «секретные объекты».
Дети выбирают себе парашютиста. На его обратной стороне написан пример (1+2, 3-2,5+1,3+3,4-2 и т.п.). С помощью палочек дети решают примеры и находят номер своей схемы. Например, 5+1=6 (решение: желтая палочка + белая = фиолетовая), значит, схема № 6.
Затем дети переворачивают карточку-схему и по ней выкладывают из палочек «секретные объекты», например, дом, машину, животных, человечков и т.п.
15. Игра: «Конструирование цифр»
Цель: Продолжать учить порядковому счету в пределах 10. Совершенствовать знания детей о цифрах. Развивать умение изображать цифру разными способами (рисовать, лепить, писать, конструировать). Развивать память, воображение, мышление, конструктивные способности.
Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), карточки с цифрами.
Ход игры:
На столах лежат палочки Кюизенера. Вокруг в хаотичном порядке расположены цифры (на стене, на ковролине, под столом и т.д.). Воспитатель читает стихотворение В. Степанова.
ОДНА луна на небесах, ДВЕ стрелки ходят на часах, ТРИ огонька у светофора, ЧЕТЫРЕ лапы у Трезора, ПЯТЬ пальцев на одной руке, ПЯТЬ братцев-пальцев в кулачке. ШЕСТЬ быстрых лапок у жука, СЕМЬ дней у нас в неделе. Есть ВОСЕМЬ ног у паука, И ДЕВЯТЬ дырочек в свирели. А ДЕСЯТЬ пальцев - на руках, На двух руках, в двух кулачках.
Дети, прослушав стихотворение, ищут и находят цифры. Берут по одной и подходят к столу с палочками. Рассматривают цифры, отмечают из каких частей они состоят и конструируют цифры из палочек. Для тех детей, которые затрудняются с выполнением задания, можно приготовить карточки-схемы.
16. Игра: «Число – головоломка»
Цель: Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление.
Развивающая среда: набор палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), карточки - комбинации цветных чисел, карточки с цифрами.
Ход игры:
На ковролине прикреплены карточки - комбинации цветных чисел (см. рисунок 3). Дети вместе с воспитателем рассматривают их и находят закономерности.
Задание:
Определить, какое число закодировано.
Выложить на столе такую же комбинацию из палочек, вы
полнить действие «сложение» палочками и показать ответ цифрой.
Выложить на столе такую же комбинацию из палочек,
затем разобрать ее и выстроить эти палочки в один ряд. Выпол
нить действие «сложение» и показать ответ одной палочкой.
Выложить на столе такую же комбинацию из палочек,
расчленить комбинацию на части (отдельные палочки), заменить
палочки на соответствующие цифры, расставить арифметические
знаки и выполнить действие «сложение».

17. Игра: «Что пропустили?»
Цель: Закреплять прямой и обратный счет. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Развивающая среда: набор палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант).
Ход игры:
Дети на столах выстраивают лесенку из палочек (прямой и обратный счет). А воспитатель тем временем из цветных полосок выстраивает лесенку на ковролине, заведомо пропуская некоторые полоски. При рассматривании лесенок дети замечают несоответствие.
- Что вы заметили? Какая полоска пропущена?
- Какого цвета?
- Какое число она обозначает?
Воспитатель просит ребенка исправить ошибку. Затем воспитатель просит детей закрыть глаза и опять выстраивает «неправильную» лесенку. Выходит следующий ребенок и исправляет ошибку. На месте воспитателя могут работать у ковролина и дети по очереди. Один «делает ошибку», другой ребенок ее, находит и исправляет.
Все вместе закрепляют последовательность палочек:
Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной!
Первая это белый листок,
Вторая розовый лепесток,
Третья как голубой океан,
Четвертая словно красный тюльпан.
Пятая желтый солнечный свет,
Шестая сиреневый яркий букет,
Седьмая черный пушистый кот, Упражнение на закрепление чисел второго десятка.
В подготовительной группе многие дети готовы к тому, чтобы освоить числа второго десятка. Познакомить с такими числами можно используя различные технологии, соблюдая принцип наглядности. К таким технологиям относятся и палочки Кюизенера.
- Составь из цветных палочек число 10, замени его одной палочкой.
- Составь из цветных палочек каждое из чисел от 11 до 19.
- Составь из оранжевых палочек числа 30, 50, 80, 90.
- Из оранжевых и белых палочек составь числа 35, 41, 68, 34.
- Сколько нужно взять оранжевых палочек и сколько белых, чтобы получить числа: 53, 42, 23, 45?
Целесообразно использовать палочки Кюизенера и на уроках для детей младшего школьного возраста. Например, очень наглядно можно научить детей решать уравнения на нахождение одного неизвестного.
Дети 1-го и 2-го классов еще недалеко отошли от дошкольного возраста, и обязательно должна обеспечиваться преемственность. А на игровом материале дети проще усваивают сложные математические понятия. Хотелось бы, чтобы и учителя начальных классов в своей работе с детьми использовали технологию «цветные числа» Кюизенера.


Восьмая вкусный вишневый компот,
Девятая синий мой мячик,
А десять оранжевый зайчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием палочек Кюизенера. Тема: "Мама - имя дорогое!"

1.   Научить детей рассказывать о событиях из собственной жизни (рассказ по фотографии мамы.)2.    Учить выделять звук из слова, нахождение места в слове, де­формировать навык...

Мастер - класс «Возможности использования палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников»

Мастер - класс для педагогов  использование палочек Кюизенера. Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера, начиная с младшего возраста до старшего возраста....

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием мнемотехники для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием мнемотехники для детей дошкольного возраста...

Статья: «Роль математического развития детей с использованием палочек Кюизенера».

В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.Каким дол...

«Развитие логико-математических способностей дошкольников через использование палочек Кюизенера»

Методика развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения.Дидактический материал, предло...

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста 4-7 лет....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием палочек Кюизенера. «Птицы нашего края»

МБДОУ « Филимоновский детский сад»Конспект непосредственно  образовательной деятельности по развитию речи  с использованием палочек Кюизенера. «Птицы нашего края»Цель...