Технологии организации взаимодействия дошкольников в парах и группах сменного состава
статья

Головчиц Ольга Юрьевна

Хочется поделиться методами и приемами, которые помогают сделать воспитательно-образовательный процесс радостным и увлекательным.

Создание условий для развития приятельских отношений между детьми, формирование в них нового состояния – состояния ровестничества. Первый шаг к этому – расставить столы так, чтобы дети могли видеть друг друга. Три стола сдвинуть буквой «Т», и вот шестеро детей сидят друг напротив друга. Получились микрогруппы, где дети связаны совместными играми, общим опытом жизни, тайнами. Сидя в такой компании детям было удобно общаться, помогать друг другу, можно во время работы заглянуть, что у них там делается? Дети называют это «ходить в гости». В практической работе по социо-игровой педагогике на каждом шагу возникают микрогруппы. Способы организации микрогруппы весьма разнообразные, и усложняются от возраста к возрасту. Количественный состав также зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей. В начале работы (сентябрь, подготовительная к школе группа) мы обратили внимание на такую игру как «Найди пару» (подобрать предметные картинки по цвету). Например: красный цветок – красная ягода, синяя кепка – синие носки. Или игру «Найди домик» (с использованием геометрических фигур) и др. В течение года работа в парах продолжилась, но способы деления на микрогруппы постепенно усложнялись. Нам показалось интересным находить что-то одинаковое в одежде, друг в друге, понравилась игра найди пару с помощью использования методического пособия «Цветные ленточки». Постепенно работа усложнялась. После деления на пары, мы начали делиться на команды, или микрогруппы, по 3–6 человек, в этом случае каждый ребенок оказывается в наиболее выгодных условиях для возникновения коллективного делового общения. В микрогруппе из шести человек тихому ребенку всегда есть возможность уйти от давления лидера, защитившись окружением таких же тихих детей, как он сам. Шестерка внутри может разбиться на пары или на тройки, что не менее важно для общения ровесников, т.к. именно такой вариант помогает детям обнаруживать и высказывать большее число мнений, не останавливаясь на том варианте, который был высказан первым. Кроме того, чем чаще стала объединять детей в НОД в тройки, тем разностороннее и непредсказуемее были роли у детей в тройках. Сегодня Карина в своей тройке главный спорщик, но вот назавтра она попал вдругую тройку и неожиданно стала наблюдающим. В процессе работы один и тот же вопрос может быть рассмотрен с разных сторон несколькими микрогруппами. Команды получают возможность предложить разные способы решения одной и той же проблемы. Нередко возникают такие варианты решений, о которых педагог совершенно не догадывался. Приведу такой пример: во время НОД, дети в микрогруппах (по 5 человек) составляли рассказ по картине. Трое активно работали, а две девочки сидели вроде бы и вместе со всеми, но участия не принимали, и когда нужно было рассказывать рассказ по картине, оставались в стороне. Однако это не говорит о том, что не было создано условий для творческой, интересной работы, этих детей. Просто само наблюдение за процессом работы партнеров для этих детей очень важно! В это время срабатывает очень важный психологический механизм – обучение. И результат научения этих девочек будет не сиюминутный, он проявится на одном из следующих занятий. Еще один момент. Важно чтобы дети взаимодействовали не только внутри микрогруппы, но и микрогруппы взаимодействовали между собой. Во время игровой ситуации «Отыщи нужные предметы»мы с детьми закрепляли признаки разных времен года. Дети объединились в микрогруппы по картинкам, на которых были изображены временами года (зима, весна, лето, осень). Затем предложила им задание: подобрать к каждому времени года соответствующие картинки, на которых отражены изменения в растительном мире, жизни животных, трудовая деятельность людей. Картинки были заведомо перепутаны, что потребовало от детей общения не только между собой в группе, но и между микрогруппами. Когда дети находили ошибочные картинки, они обменивали на нужные в другой группе на подходящие данному времени года. Но не сразу все пошло, как хотелось бы. Одна из компаний, в которой подобрались сообразительные, но не очень общительные девочки, не справлялась с заданием. А получилось это потому, что они не стали обращаться к другим детям из других микрогрупп для обмена картинками. Это послужило им уроком и сигналом к действию при следующей игровой ситуации. Главная задача взрослого — не навязывать детям свой вариант решения и не мешать назойливыми одергиваниями: «Тише! Не разговаривайте громко!», «Соблюдайте тишину!», «Не вертитесь!», «Не ходите по группе!», «Не…». Пусть передвигаются по группе, пусть разговаривают, пусть спорят! Чтобы педагог не потерял контроль над поведением детей, важно совместно с ними выработать определенные правила, которые все без исключения (и взрослые, и дети) должны соблюдать. Например: «В группе нельзя громко кричать, потому что ты можешь помешать другому думать или заниматься любимым делом». В этом случае воспитатель вправе сделать замечание расшалившемуся ребенку, да и сами дети в случае необходимости могут его одернуть. Но если сам воспитатель будет разговаривать громко и эмоционально, а в порыве гнева закричит, дети тоже могут сделать ему замечание: ведь мы же вместе с вами договорились, что кричать не будем! Педагог должен помнить, что правила — это правила. Они для всех одинаковы. Взрослые очень часто ориентированы на то, чтобы задание у каждого ребенка, у каждой пары обязательно получилось. А на самом-то деле, дети лучше всего учатся на своих ошибках, и поэтому мы не должны лишать их возможности набираться личного опыта, возможности ошибаться и проиграть. В процессе внутригруппового общения создаются благоприятные условия для формирования адекватной самооценки. Внутри микрогруппы возникают благоприятные условия для сравнения своих знаний, умений, возможностей, с знаниями и умениями своего друга, а результаты своих действий с успехами или неуспехами других детей. Такая самооценка, отработанная своими собственными усилиями, гораздо точнее и намного полезнее для ребенка, чем оценка «хорошо» или «плохо» со стороны педагога. Сегодня с уверенностью могу сказать, что работа в микрогруппах помогла мне ближе узнать детей, понять их и создать такие условия, в которых они научились хорошо удерживать правила поведения, благодаря чему повысился у детей образовательный уровень, они стали эффективно взаимодействовать друг с другом – договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь, у детей появилось чувство сплоченности, сопереживания друг задруг, они научились самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Как-то много веков назад Плутарх сказал: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими и умными – это в нашей власти». Желание работать по новому, постоянно искать, творить, пробовать, добиваться планируемых результатов – это то, что является движущей силой педагога на пути повышения качества дошкольного образования

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель

ГБДОУ д/с №31 комбинированного вида Красногвардейского района г. Санкт -Петербург

Головчиц Ольга Юрьевна

Тема: Технологии организации взаимодействия дошкольников в парах и группах сменного состава (из опыта работы воспитателя средней группы)

Хочется поделиться методами и приемами, которые помогают сделать воспитательно-образовательный процесс радостным и увлекательным.

Создание условий для развития приятельских отношений между детьми, формирование в них нового состояния – состояния ровестничества. Первый шаг к этому – расставить столы так, чтобы дети могли видеть друг друга. Три стола сдвинуть буквой «Т», и вот шестеро детей сидят друг напротив друга. Получились микрогруппы, где дети связаны совместными играми, общим опытом жизни, тайнами. Сидя в такой компании детям было удобно общаться, помогать друг другу, можно во время работы заглянуть, что у них там делается? Дети называют это «ходить в гости». В практической работе по социо-игровой педагогике на каждом шагу возникают микрогруппы. Способы организации микрогруппы весьма разнообразные, и усложняются от возраста к возрасту. Количественный состав также зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей. В начале работы (сентябрь, подготовительная к школе группа) мы обратили внимание на такую игру как «Найди пару» (подобрать предметные картинки по цвету). Например: красный цветок – красная ягода, синяя кепка – синие носки. Или игру «Найди домик» (с использованием геометрических фигур) и др. В течение года работа в парах продолжилась, но способы деления на микрогруппы постепенно усложнялись. Нам показалось интересным находить что-то одинаковое в одежде, друг в друге, понравилась игра найди пару с помощью использования методического пособия «Цветные ленточки». Постепенно работа усложнялась. После деления на пары, мы начали делиться на команды, или микрогруппы, по 3–6 человек, в этом случае каждый ребенок оказывается в наиболее выгодных условиях для возникновения коллективного делового общения. В микрогруппе из шести человек тихому ребенку всегда есть возможность уйти от давления лидера, защитившись окружением таких же тихих детей, как он сам. Шестерка внутри может разбиться на пары или на тройки, что не менее важно для общения ровесников, т.к. именно такой вариант помогает детям обнаруживать и высказывать большее число мнений, не останавливаясь на том варианте, который был высказан первым. Кроме того, чем чаще стала объединять детей в НОД в тройки, тем разностороннее и непредсказуемее были роли у детей в тройках. Сегодня Карина в своей тройке главный спорщик, но вот назавтра она попал вдругую тройку и неожиданно стала наблюдающим. В процессе работы один и тот же вопрос может быть рассмотрен с разных сторон несколькими микрогруппами. Команды получают возможность предложить разные способы решения одной и той же проблемы. Нередко возникают такие варианты решений, о которых педагог совершенно не догадывался. Приведу такой пример: во время НОД, дети в микрогруппах (по 5 человек) составляли рассказ по картине. Трое активно работали, а две девочки сидели вроде бы и вместе со всеми, но участия не принимали, и когда нужно было рассказывать рассказ по картине, оставались в стороне. Однако это не говорит о том, что не было создано условий для творческой, интересной работы, этих детей. Просто само наблюдение за процессом работы партнеров для этих детей очень важно! В это время срабатывает очень важный психологический механизм – обучение. И результат научения этих девочек будет не сиюминутный, он проявится на одном из следующих занятий. Еще один момент. Важно чтобы дети взаимодействовали не только внутри микрогруппы, но и микрогруппы взаимодействовали между собой. Во время игровой ситуации «Отыщи нужные предметы»мы с детьми закрепляли признаки разных времен года. Дети объединились в микрогруппы по картинкам, на которых были изображены временами года (зима, весна, лето, осень). Затем предложила им задание: подобрать к каждому времени года соответствующие картинки, на которых отражены изменения в растительном мире, жизни животных, трудовая деятельность людей. Картинки были заведомо перепутаны, что потребовало от детей общения не только между собой в группе, но и между микрогруппами. Когда дети находили ошибочные картинки, они обменивали на нужные в другой группе на подходящие данному времени года. Но не сразу все пошло, как хотелось бы. Одна из компаний, в которой подобрались сообразительные, но не очень общительные девочки, не справлялась с заданием. А получилось это потому, что они не стали обращаться к другим детям из других микрогрупп для обмена картинками. Это послужило им уроком и сигналом к действию при следующей игровой ситуации. Главная задача взрослого — не навязывать детям свой вариант решения и не мешать назойливыми одергиваниями: «Тише! Не разговаривайте громко!», «Соблюдайте тишину!», «Не вертитесь!», «Не ходите по группе!», «Не…». Пусть передвигаются по группе, пусть разговаривают, пусть спорят! Чтобы педагог не потерял контроль над поведением детей, важно совместно с ними выработать определенные правила, которые все без исключения (и взрослые, и дети) должны соблюдать. Например: «В группе нельзя громко кричать, потому что ты можешь помешать другому думать или заниматься любимым делом». В этом случае воспитатель вправе сделать замечание расшалившемуся ребенку, да и сами дети в случае необходимости могут его одернуть. Но если сам воспитатель будет разговаривать громко и эмоционально, а в порыве гнева закричит, дети тоже могут сделать ему замечание: ведь мы же вместе с вами договорились, что кричать не будем! Педагог должен помнить, что правила — это правила. Они для всех одинаковы. Взрослые очень часто ориентированы на то, чтобы задание у каждого ребенка, у каждой пары обязательно получилось. А на самом-то деле, дети лучше всего учатся на своих ошибках, и поэтому мы не должны лишать их возможности набираться личного опыта, возможности ошибаться и проиграть. В процессе внутригруппового общения создаются благоприятные условия для формирования адекватной самооценки. Внутри микрогруппы возникают благоприятные условия для сравнения своих знаний, умений, возможностей, с знаниями и умениями своего друга, а результаты своих действий с успехами или неуспехами других детей. Такая самооценка, отработанная своими собственными усилиями, гораздо точнее и намного полезнее для ребенка, чем оценка «хорошо» или «плохо» со стороны педагога. Сегодня с уверенностью могу сказать, что работа в микрогруппах помогла мне ближе узнать детей, понять их и создать такие условия, в которых они научились хорошо удерживать правила поведения, благодаря чему повысился у детей образовательный уровень, они стали эффективно взаимодействовать друг с другом – договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь, у детей появилось чувство сплоченности, сопереживания друг задруг, они научились самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Как-то много веков назад Плутарх сказал: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими и умными – это в нашей власти». Желание работать по новому, постоянно искать, творить, пробовать, добиваться планируемых результатов – это то, что является движущей силой педагога на пути повышения качества дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»

Общее недоразвитие речи, испытывают значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Нередко это становится причиной их личностного развития, низкого статуса в группе сверстников, тревожн...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)...

Тема «Особенности организации работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»

Тема «Особенности организации работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)

Статья об организации взаимодействия дошкольников в малой группе....

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе.Что же такое организация в малой группе и как происходит переход от взаимодействия в индивидуальной форме к группе? Поэтапное следован...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в парах и группах сменного состава (из опыта работы воспитателя)

В повседневной жизни детей и в практической работе по социо-игровой педагогике на каждом шагу спонтанно возникают разнообразные объединения – микрогруппы. Общение в таких группах имеет неформаль...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)

Одна из наиболее эффективных и плодотворных технологий организации деятельности дошкольников является работа с малыми группами. Образовательная деятельность детей организовывается как игра-взаимодейст...