Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе
статья

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Евстигнеева Екатерина Константиновна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад № 49

Красносельского района

Санкт–Петербурга

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе

В повседневной жизни и играх детей спонтанно возникают разнообразные объединения, которые психологи называют малыми (или микро-) группами. Общение в таких группах имеет неформальный характер, и воспитатель должен уметь видеть их и поддерживать, поскольку это очень важная часть приобретаемого каждым ребенком социального опыта.

Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, интересами, привычками, предпочтениями – все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать, поддерживать друг друга. В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает детям развиваться. Внутри, группы у ребенка особенно активно формируется необходимый багаж для оценки своих возможностей, знаний и умений. Собственные решения ему надо испробовать и мнократно перепробовать на практике, и об их целесообразности он сможет судить, лишь сравнивая себя с другими, а результаты своих действий — с успехами или неудачами других детей. Такая оценка, «отработанная» собственными усилиями, гораздо точнее и для развития ребенка намного полезнее, чем оценка, педагога.

Социо-игровая технология – это организация детей с помощью образования малых групп, целью, которой, является формирование коммуникативных навыков общения.

В рамках данной технологии педагогом ставятся следующие задачи:

  • помочь детям научиться общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию самостоятельности, творчества;
  • развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.

Я организую детей в малые группы, основываясь на их спонтанных объединениях, и использую свои приемы деления детей на группы.

Выбор способа деления детей на группы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом, уровня сформированности произвольного поведения, содержания занятий, количества детей и малых групп, опыта работы воспитателя в этом направлении.

При делении детей на малые группы они могут стоять или сидеть на стульчиках (на ковре) по кругу.

Необходимый материал можно разложить на подносе (в коробке, мешочке, сундучке, разбросать на столе или на полу и т. д.

Работу малыми группами начинала со средней группы, сначала парами, потом тройками, а в старшей и подготовительной группах по 4- 7 детей. Важно правило, что эти малые группы не должны оставаться одними и теми же, в течение одной совместной деятельности они должны меняться от задания к заданию. Всех заданий не должно быть меньше трех на занятии, обязательно должны быть разминки перед следующим заданием, перемешивание детей и деление на мини группы. Если же, по ходу деятельности дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение, кроме воспитателя, значит занятие было не социо-игровым.

Деление детей на малые группы по сходству или жизненным ситуациям

Дети объединяются в малые группы (по 3—6 человек):

  • по количеству стульев, расставленных за каждым столом;
  • по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы.

Собраться в группу можно:

  • с тем, с кем живешь рядом;
  • с кем спишь рядом в детском саду;
  • с кем вместе сидишь за обеденным столом.

Деление на подгруппы по слову, движению, действию

Детям можно предложить рассчитаться на 1—4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:

  • назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
  • называть по цепочке 3—4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
  • назвать по цепочке 3—4 животных, растения, транспортные средства и т. п. и объединиться в соответствующие группы;
  • вспомнить по цепочке 3—4 разных движения (действия, повторяя их в том же порядке.

Деление на подгруппы по разрезному материалу

Можно предложить каждому взять по одной частичке материала, приготовленного заранее. Дети должны найти, у кого есть подходящая часть, собраться в группы или пару и составить из элементов целое.

Можно предложить детям потренироваться в составлении целого из его частей.

Например, я разбрасываю на полу несколько разрезанных на небольшие части открыток. Каждый из детей берет по одной части. Нужно найти, у кого еще есть части той же открытки, собраться в малые группы и сложить открытки из их частей.

При этом количество открыток (или другого материала) должно соответствовать числу образуемых малых групп, а количество нарезанных элементов — числу детей в малой группе.

В качестве материала можно также использовать:

  • небольшие картинки с несколькими повторяющимися сюжетами;
  • заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части;
  • лоскутки ткани разной (или одинаковой) формы и разной (или одинаковой) расцветки (рисунка);
  • ленточки, тесьму;
  • разрезанные на части геометрические фигуры (разные по названию, но одинаковые по имеющимися сюжетами;
  • заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части;
  • лоскутки ткани разной (или одинаковой) формы и разной (или одинаковой) расцветки (рисунка);
  • ленточки, тесьму;
  • разрезанные на части геометрические фигуры (разные по названию, но одинаковые по цвету и размеру; одинаковые по названию, но разного цвета и размера; но разрезанные на разное количество частей; одинаковые по названию, по размеру, но разного цвета).

Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком)

Детям предлагается взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему.

Дети собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе.

Например, я раздаю картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом, получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать).

В качестве материала можно использовать:

  • отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу;
  • геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию (например, 6 красных кругов, 6 красных квадратов, 6 красных треугольников и т. д.);
  • геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру (например, 6 больших красных треугольников, 6 малых красных треугольников, 6 малых зеленых квадратов);
  • мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т. п.;
  • муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
  • предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.

При этом общее количество предметов должно соответствовать числу детей в группе, и они должны быть подобраны так, чтобы их можно было разделить по признакам на несколько — в зависимости от количества детей — небольших групп.

Объединение путем образования пар (троек, четверок, шестерок)

Детям предлагается какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения каждый ребенок должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий.

Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу.

Деятельность дошкольников в малых группах самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопониманию.

Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют внести свой опыт в выполнение задания.

Как показал опыт работы, возникают такие проблемы в работе малых групп:

  • конфликт
  • неготовность к компромиссу и сотрудничеству
  • неготовность слушать

В каждом конкретном случае инициативу берет на себя воспитатель в разрешении конфликта. Вовремя важно воспитателю напомнить правила работы в группах:

  • один за всех и все за одного;
  • когда работаешь сам, не мешай другим;
  • справился сам, помоги другу;
  • главное не бояться доказывать свою правоту;
  • умей принять помощь.

В моей практике применение технологии малых групп способствовало реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья, формированию коммуникативных навыков. В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобрели важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение договариваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга  Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы) В повс...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в парах и группах сменного состава

Хочется поделиться методами и приемами, которые помогают сделать воспитательно-образовательный процесс радостным и увлекательным.Создание условий для развития приятельских отношений между детьми, форм...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)

Статья об организации взаимодействия дошкольников в малой группе....

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе.Что же такое организация в малой группе и как происходит переход от взаимодействия в индивидуальной форме к группе? Поэтапное следован...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в парах и группах сменного состава (из опыта работы воспитателя)

В повседневной жизни детей и в практической работе по социо-игровой педагогике на каждом шагу спонтанно возникают разнообразные объединения – микрогруппы. Общение в таких группах имеет неформаль...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)

Одна из наиболее эффективных и плодотворных технологий организации деятельности дошкольников является работа с малыми группами. Образовательная деятельность детей организовывается как игра-взаимодейст...