Технологии организации взаимодействия дошкольников в парах и группах сменного состава (из опыта работы воспитателя)
статья

Такалина Анастасия Вячеславовна

В повседневной жизни детей и в практической работе по социо-игровой педагогике на каждом шагу спонтанно возникают разнообразные объединения – микрогруппы. Общение в таких группах имеет неформальный характер, и воспитатель должен уметь видеть их и поддерживать, поскольку это очень важная часть приобретаемого каждым ребенком социального опыта. Создание условий для развития приятельских отношений между детьми, формирование в них нового состояния – состояния ровестничества. В малых группах сменного состава происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает детям развиваться. Внутри, группы у ребенка особенно активно формируется необходимый багаж для оценки своих возможностей, знаний и умений. Собственные решения ему надо испробовать и многократно перепробовать на практике, и об их целесообразности он сможет судить, лишь сравнивая себя с другими, а результаты своих действий — с успехами или неудачами других детей. Такая оценка, «отработанная» собственными усилиями, гораздо точнее и для развития ребенка намного полезнее, чем оценка, педагога.

Перед началом работы я организовали пространство, расставили столы так, чтобы дети могли видеть друг друга. Три стола сдвинуть буквой «Т», и вот получились микрогруппы, шестеро детей сидят друг напротив друга. В такой компании детям было удобно общаться, помогать друг другу. Способы организации микрогруппы весьма разнообразные, и усложняются от возраста к возрасту. Количественный состав также зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей.

Деление детей на малые группы по сходству или жизненным ситуациям

Дети объединяются в малые группы (по 3—6 человек):

  • по количеству стульев, расставленных за каждым столом;
  • по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы.

Собраться в группу можно:

  • с тем, рядом шкафчики;
  • с кем вместе сидишь за обеденным столом.

Деление на подгруппы по слову, движению, действию

  • Детям можно предложить рассчитаться на 1—4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:
  • назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
  • называть по цепочке 3—4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
  • назвать по цепочке 3—4 животных, растения, транспортные средства и т. п. и объединиться в соответствующие группы;
  • вспомнить по цепочке 3—4 разных движения (действия, повторяя их в том же порядке.

Деление на подгруппы по разрезному материалу

  • Можно предложить каждому взять по одной частичке материала, приготовленного заранее. Дети должны найти, у кого есть подходящая часть, собраться в группы или пару и составить из элементов целое.
  • Можно предложить детям потренироваться в составлении целого из его частей.
  • Например, я разбрасываю на полу несколько разрезанных на небольшие части открыток. Каждый из детей берет по одной части. Нужно найти, у кого еще есть части той же открытки, собраться в малые группы и сложить открытки из их частей.
  • При этом количество открыток (или другого материала) должно соответствовать числу образуемых малых групп, а количество нарезанных элементов — числу детей в малой группе.

Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком)

  • Детям предлагается взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему.
  • Дети собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе.
  • Например, я раздаю картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом, получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать).

При этом общее количество предметов должно соответствовать числу детей в группе, и они должны быть подобраны так, чтобы их можно было разделить по признакам на несколько — в зависимости от количества детей — небольших групп.

Объединение путем образования пар (троек, четверок, шестерок)

  • Детям предлагается какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения каждый ребенок должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий.
  • Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу.

 

Важное правило, что эти малые группы не должны оставаться одними и теми же, в течение одной совместной деятельности они должны меняться от задания к заданию. Всех заданий не должно быть меньше трех на занятии, обязательно должны быть разминки перед следующим заданием, перемешивание детей и деление на мини группы. Это помогает детям делиться своим опытом и перенимать его у других. Переходя из группы в группу, дети могут быть активными, а могут не принимать участие и быть наблюдателями. Однако это не говорит о том, что не было создано условий для творческой, интересной работы, этих детей. Просто, само наблюдение за процессом работы партнеров для этих детей очень важно! В это время срабатывает очень важный психологический механизм – обучение.

Сегодня с уверенностью могу сказать, что работа в микрогруппах , помогла мне ближе узнать детей, понять их и создать такие условия, в которых они научились хорошо удерживать правила поведения, благодаря чему повысился у детей образовательный уровень, они стали эффективно взаимодействовать друг с другом – договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь, у детей появилось чувство сплоченности, сопереживания друг задруг, они научились самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Желание работать по новому, постоянно искать, творить, пробовать, добиваться планируемых результатов – это то, что является движущей силой педагога на пути повышения качества дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takalina_vystuplenie.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Такалина Анастасия Вячеславовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 76 комбинированного вида

 Невского района

г. Санкт-Петербурга

Технологии организации взаимодействия дошкольников в парах и группах сменного состава (из опыта работы воспитателя)

В повседневной жизни детей и в практической работе по социо-игровой педагогике на каждом шагу спонтанно возникают разнообразные объединения – микрогруппы. Общение в таких группах имеет неформальный характер, и воспитатель должен уметь видеть их и поддерживать, поскольку это очень важная часть приобретаемого каждым ребенком социального опыта. Создание условий для развития приятельских отношений между детьми, формирование в них нового состояния – состояния ровестничества. В малых группах сменного состава происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает детям развиваться. Внутри, группы у ребенка особенно активно формируется необходимый багаж для оценки своих возможностей, знаний и умений. Собственные решения ему надо испробовать и многократно перепробовать на практике, и об их целесообразности он сможет судить, лишь сравнивая себя с другими, а результаты своих действий — с успехами или неудачами других детей. Такая оценка, «отработанная» собственными усилиями, гораздо точнее и для развития ребенка намного полезнее, чем оценка, педагога.

Перед началом работы я организовали пространство, расставили столы так, чтобы дети могли видеть друг друга. Три стола сдвинуть буквой «Т», и вот получились микрогруппы, шестеро детей сидят друг напротив друга. В такой компании детям было удобно общаться, помогать друг другу. Способы организации микрогруппы весьма разнообразные, и усложняются от возраста к возрасту. Количественный состав также зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей.

Деление детей на малые группы по сходству или жизненным ситуациям

Дети объединяются в малые группы (по 3—6 человек):

  • по количеству стульев, расставленных за каждым столом;
  • по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы.

Собраться в группу можно:

  • с тем, рядом шкафчики;
  • с кем вместе сидишь за обеденным столом.

Деление на подгруппы по слову, движению, действию

  • Детям можно предложить рассчитаться на 1—4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:
  • назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
  • называть по цепочке 3—4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
  • назвать по цепочке 3—4 животных, растения, транспортные средства и т. п. и объединиться в соответствующие группы;
  • вспомнить по цепочке 3—4 разных движения (действия, повторяя их в том же порядке.

Деление на подгруппы по разрезному материалу

  • Можно предложить каждому взять по одной частичке материала, приготовленного заранее. Дети должны найти, у кого есть подходящая часть, собраться в группы или пару и составить из элементов целое.
  • Можно предложить детям потренироваться в составлении целого из его частей.
  • Например, я разбрасываю на полу несколько разрезанных на небольшие части открыток. Каждый из детей берет по одной части. Нужно найти, у кого еще есть части той же открытки, собраться в малые группы и сложить открытки из их частей.
  • При этом количество открыток (или другого материала) должно соответствовать числу образуемых малых групп, а количество нарезанных элементов — числу детей в малой группе.

Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком)

  • Детям предлагается взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему.
  • Дети собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе.
  • Например, я раздаю картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом, получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать).

При этом общее количество предметов должно соответствовать числу детей в группе, и они должны быть подобраны так, чтобы их можно было разделить по признакам на несколько — в зависимости от количества детей — небольших групп.

Объединение путем образования пар (троек, четверок, шестерок)

  • Детям предлагается какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения каждый ребенок должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий.
  • Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу.

Важное правило, что эти малые группы не должны оставаться одними и теми же, в течение одной совместной деятельности они должны меняться от задания к заданию. Всех заданий не должно быть меньше трех на занятии, обязательно должны быть разминки перед следующим заданием, перемешивание детей и деление на мини группы. Это помогает детям делиться своим опытом и перенимать его у других. Переходя из группы в группу, дети могут быть активными, а могут не принимать участие и быть наблюдателями. Однако это не говорит о том, что не было создано условий для творческой, интересной работы, этих детей. Просто, само наблюдение за процессом работы партнеров для этих детей очень важно! В это время срабатывает очень важный психологический механизм – обучение.

Сегодня с уверенностью могу сказать, что работа в микрогруппах , помогла мне ближе узнать детей, понять их и создать такие условия, в которых они научились хорошо удерживать правила поведения, благодаря чему повысился у детей образовательный уровень, они стали эффективно взаимодействовать друг с другом – договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь, у детей появилось чувство сплоченности, сопереживания друг задруг, они научились самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Желание работать по новому, постоянно искать, творить, пробовать, добиваться планируемых результатов – это то, что является движущей силой педагога на пути повышения качества дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования. Обеспечение игрового пространства в группе детского сада(из опыта работы воспитателя)

Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!&raqu...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)...

«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»

Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в парах и группах сменного состава

Хочется поделиться методами и приемами, которые помогают сделать воспитательно-образовательный процесс радостным и увлекательным.Создание условий для развития приятельских отношений между детьми, форм...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)

Статья об организации взаимодействия дошкольников в малой группе....

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе.Что же такое организация в малой группе и как происходит переход от взаимодействия в индивидуальной форме к группе? Поэтапное следован...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе (из опыта работы воспитателя)

Одна из наиболее эффективных и плодотворных технологий организации деятельности дошкольников является работа с малыми группами. Образовательная деятельность детей организовывается как игра-взаимодейст...