Главные вкладки

    Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования. Обеспечение игрового пространства в группе детского сада(из опыта работы воспитателя)
    статья

    Грачёва Мария Сергеевна

    Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)

    «Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
    (Е.А. Покровский)

          В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. 

          Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.

          Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

           Включенные в содержание предметно-игровой среды, игрушки рассматриваются исследователями как условие развития сюжетно-ролевой игры, социально-личностного развития и познавательной самостоятельности детей. Предметно-игровая среда, способствующая развитию социально-личностной сферы должна включать весь «ассортимент» конструктивных материалов от мелких конструкторов с различными видами соединения до конструктивных материалов для постройки домиков, различных уголков, как  личностного пространства. Такая среда способствует не только  реализации образовательных и развивающих задач, но и возможности просто играть и даже корректировать различные особенности эмоционально-волевой сферы.  Это требует дополнения предметно-игровой среды большим количеством вещей и игрушек из арсенала арт-терапии (различные куклы, цветные ширмы, купола, «парашюты», арки и т.п.). Такая среда выступает стимулом к развитию детей, возможности для организации разнообразных видов деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Грачёва М.С., воспитатель

    ГБОУ школа № 93 ОДО

     Пушкинского района Санкт-Петербурга

    ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

    Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)

    «Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
    (Е.А. Покровский)

          В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. 

          Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.

          Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

           Включенные в содержание предметно-игровой среды, игрушки рассматриваются исследователями как условие развития сюжетно-ролевой игры, социально-личностного развития и познавательной самостоятельности детей. Предметно-игровая среда, способствующая развитию социально-личностной сферы должна включать весь «ассортимент» конструктивных материалов от мелких конструкторов с различными видами соединения до конструктивных материалов для постройки домиков, различных уголков, как  личностного пространства. Такая среда способствует не только  реализации образовательных и развивающих задач, но и возможности просто играть и даже корректировать различные особенности эмоционально-волевой сферы.  Это требует дополнения предметно-игровой среды большим количеством вещей и игрушек из арсенала арт-терапии (различные куклы, цветные ширмы, купола, «парашюты», арки и т.п.). Такая среда выступает стимулом к развитию детей, возможности для организации разнообразных видов деятельности.

           Вопрос «Что такое в Вашем понятии модель игрового пространства?»

    Модель игрового пространства – это сложное многоуровневое пространство, в которое входят:

    • Предметно-пространственная среда (ее предметно-вещное пополнение, дизайн и особая  архитектура, цвет, музыка), способствующая развитию социально-личностной сферы ребенка;
    • Организация игровой деятельности как социокультурной практики детей;
    • Разработка методического наполнения содержания психолого-педагогического сопровождения процесса социально-личностного развития ребенка.

    Создание предметно-игровой среды

             Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.

            Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

            В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.

          Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.

          Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.

          Отрицательно сказывается на игровой деятельности неудобное расположение игровых материалов. Если дети не могут ими свободно пользоваться, игровая деятельность резко ограничивается.

    Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребёнка. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления  и т. п. В предложении игры входит объяснение её правил и техники действия. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, рассказ о её содержании и объяснение значения игровых аксессуаров.

    Оборудование и оснащение игровой площади, её архитектура. Место игры должно соответствовать её сюжету, содержанию, подходить по размеру для числа играющих; быть безопасным, гигиенически нормальным, удобным для детей; не имеет отвлекающих факторов. Любой микромир игры требует своего архитектурного смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому необъятному, героическому, романтическому, сказочному.

    Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических  игротехнических  примеров разделения на  микро разделения на микроколлективы  играющих, в частности, жеребьевку, считалки.

    Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребёнка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребёнку, воспитатель использует следующие приёмы:

    • назначение на роль непосредственно взрослым;
    • назначение на роль через старшего (капитана, водящего);
    • выбор на роль по итогам  игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);
    • добровольное принятие роли ребёнком, по его желанию;
    • очерёдность выполнения роли в игре.

    При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным - стать организованными детьми, чем-то  себя скомпрометировавшими - вернуть потерянный авторитет; новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя сдружиться со всеми.

    В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялись зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие; роль без действия – мертва, ребёнок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

    Под развитием  игровой ситуации понимается изменение положения играющих, усложнения правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

    Литература: 

    1.ФГОС «Зачем и как играть с детьми в детском саду?» Современный взгляд на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста.  Издательство «Аркти» МО

    2.Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание, -2002.-№10.- С.90-93.

    3.Удальцова Е. И.  Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007.

    4.Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка //Мир психологии. – 1999. - №4. – с. 74-81.

    5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО»

    Предлагаемый материал может использоваться для выступления на семинарах....

    Сообщение для родителей "Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО"

    Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же вр...

    Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО

    Игра- как основной вид деятельности дошкольника...

    Статья "Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)"

    В статье рассказывается о создании предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада....