Статья на тему: "Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования"
статья на тему

Беспалова Татьяна Владимировна

Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                          Беспалова Т.В., воспитатель

                                                                          ГБДОУ детский сад № 40 Приморского района

                                                                                                                         Санкт-Петербурга

                                                     Сюжетно-ролевые игры в

                                                         дошкольном детстве

         Сюжетно-ролевая игра  -  это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. В сюжетно-ролевых играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

  1. Соблюдение правил

           Правила регламентируют действия ребёнка и говорят, что иногда надо делать то,

чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно - ролевая игра, где подчинение правилам вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведение, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в  роли.

2)Социальный мотив игры.

             Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой  игре. Игра - это     возможность ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.

          3)В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие. 

             Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё                       недоступны. Ребёнок отличает игру от действительности,  в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», « понарошку», и « по правде». Но, несмотря на это , игровые переживания всегда искренни .

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский отмечал, что, хотя ребёнок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. Катя – «мама»-  крошечная девочка, примеряя на себя новую роль,  погружается в воображаемый мир. Ребёнок не притворяется, «мама» по-настоящему любит свою дочку куклу. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует  его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать такими же. Сюжетно -  ролевая игра -  это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

4)В ходе сюжетно – ролевой  игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

             Развитие замысла в сюжетно – ролевой игре связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением

5)В сюжетно – ролевой игре развивается  воображение и творчество.

            Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Для осуществления замысла в сюжетно – ролевой игре ребёнку необходимы  игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Это способность видеть в  предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства.

6)Развитие речи.

            В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Между речью и  игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны,  речь развивается и активизируется  в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.

        

      Виды сюжетно - ролевых игр.        

  1. Игры на бытовые сюжеты: « дом», «семья», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
  2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, полиция, пожарные, цирк, театр , зоопарк, завод, строительство, армия).
  3. Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа.
  4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радиопередач.
  5. «Режиссёрские игры», в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.  Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действия.          

         Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Все виды игр имеют положительное значение в формировании готовности к обучению в школе и воспитании будущего школьника, но особое место занимают сюжетно-ролевые игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО»

Предлагаемый материал может использоваться для выступления на семинарах....

Сообщение для родителей "Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО"

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же вр...

Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО

Игра- как основной вид деятельности дошкольника...

Статья "Игра, как средство средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО: обучение и развитие»(старший возраст)"

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У нек...

Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования. Обеспечение игрового пространства в группе детского сада(из опыта работы воспитателя)

Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!&raqu...

Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДОО .

Игра - это не только одна из ведущих видов деятельности дошкольника , но и способность развития продуктивного воображения , умение находить выходы из разных жизненных ситуаций . Развитие психологическ...