Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО
статья на тему

Игра- как основной вид деятельности дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_seminar_2017.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действительности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что он живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка»

С.Л. Рубинштейн.

Воспитать ребёнка успешным – это ли не мечта любого родителя? Отсюда и желание вмесить в детскую голову как можно больше знаний, ставка на раннее (как можно более раннее) развитие. И соответствующие требования, предъявляемые к дошкольному образовательному учреждению. Чтение, счёт, изучение иностранных языков, подготовка к школе – вот приоритеты многих родителей. Обычным играм, столь естественным для детей, в этой стройной системе отводится не самое завидное место. Они кажутся какой-то пустой ненужной тратой времени.

Но как бы ни были важна организованная деятельность, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализацию потребности в игре. Изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в педагогическом процессе. Для развития ребенка игра дает:

  • Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения.
  •  Ориентироваться в сфере человеческих отношений;
  •  Координировать свои действия с другими, постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий ее участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми;
  • Умение находить выходы из разнообразных жизненных ситуаций, гибкость, развитие психологической устойчивости, радостный и доброжелательный эмоциональный фон.

  В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в детском саду:

  1. Традиционное для отечественной педагогики воздействие взрослого на содержание сюжетной игры ребенка;
  2. Игра рассматривается как культурная деятельность при условии создания благоприятных условий для формирования у детей различных способов игры.

В соответствии со вторым, игра рассматривается как культурная деятельность. При этом создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры, и предоставляется большая свобода.

 В нашей  образовательной организации игры детей происходят в различных развивающих пространствах. Таким образом, обеспечено развитие детей по различным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

 В зоне двигательной активности дети занимаются подвижными играми. Используется спортивный инвентарь: мячи, кегли. Игры организуют педагоги и проводят их на утренней прогулке и после дневного сна. Упражнения в игровой форме проводятся во время утренней гимнастики.

Систематическое повторение подвижных игр, каждая из которых основана на каком-либо движении (бег, прыжок, бросок), способствует усвоению и совершенствованию этого движения, ведет к развитию у детей хорошей ориентации в игровой ситуации, формированию быстрой и осмысленной реакции на действия играющих.

Для социально-личностного направления развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол, мягких игрушек Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. Организация и систематизация  материала в центрах сюжетно-ролевых игр (таких, как «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Автопарк») дала возможность детям при возникновении игрового сюжета отображать свои знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздавать социальные отношения.

А так же центры ряженья, которые позволяют изменить свой облик, и позволяют наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого и центр труда «Умелые ручки». Эти центры содержат следующие образовательные области: социализация и труд. Интеграция этих образовательных областей способствует активизации всего чувственного аппарата для познания окружающего мира и успешной социализации в нем через игровые виды деятельности; развитие этически-ценных форм, способов поведения и отношений с людьми. Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в различных видах труда.

С целью художественно-эстетического развития детей организованы мастерские для творчества, в которой дети пробуют себя в роли скульпторов и художников. А в музыкально- театрализованной деятельности они артисты и музыканты. Театрализованная деятельность помогает сплотить детей, объединить интересной идеей, новой для них деятельностью. Свои музыкальные способности дети проявляют, играя в музыкально-дидактические игры сделанные руками воспитателей и родителей. Все это является гарантом поддержания и развития у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной или художественной деятельности, воспитанию эстетических чувств.

В познавательно-речевом направлении развития ребенка в группах созданы  центры речевого развития «Мы познаем мир», «Мир книги», в которых  дети по желанию могут посмотреть книги, иллюстрации, соответствующие темам недели, составить рассказ по картинкам.

Центры развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как: познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей, приобщению к чтению познавательной и художественной литературы, формированию сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центрах развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия

Все детские игры развиваются под руководством педагогов, именно они знакомят ребят с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.

Игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Таким образом, игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Игры таят в себе большие возможности  воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.