Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования
статья

Эшмакова Валентина Николаевна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №93 отделение дошкольного образования

Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования

        Выполнила:

Эшмакова Валентина Николаевна

2019 г.


Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является уникальной социальной практикой ребенка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического развития. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых. С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой - элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно- образовательной работы в ДОУ.

Согласно теоретическим основам отечественной психологии ведущая деятельность дошкольника - ролевая игра. Именно с помощью нее наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие  воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения. Через игру дети учатся: строить свои личностные жизненные планы; определяют и апробируют действия и средства их достижения; проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с

другими людьми.
            Кроме сюжетно-ролевых игр у детей интенсивно развиваются и другие формы игры - режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами. 
Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Главные педагогические задачи, которые решаются в этой возрастной группе, направлены:

 - создание и реализацию детских игровых замыслов, обогащение умений сюжетосложения;
- формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам;
- поощрение и стимулирование игровой самостоятельности, инициативы, творчества дошкольников и др.
              В руководстве детскими играми воспитатель пользуется преимущественно опосредованными (косвенными) приемами, способствуя развитию самодеятельной игры как формы организации жизни детского общества, возникновению и укреплению устойчивых детских игровых объединений, формированию положительных межличностных отношений детей, а также воспитанию значимых мотивов образования игровых объединений.
              В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план. Воспитатель побуждает детей предварительно согласовывать тему игры, распределять роли, организовывать начальную предметно-пространственную ситуацию в игровой группе из 3–4 человек.
Педагогу необходимо учитывать индивидуальные проявления ребенка как субъекта игровой деятельности («сочинитель», «исполнитель», «режиссер»), чтобы обеспечить каждому форму самореализации в придумывании игрового сюжета и создании выразительных образов персонажей, в организационном игровом общении и управлении замыслами партнеров.
         Педагог помогает детям вносить разнообразие в театрализованные игры (драматизация по ролям, настольный театр, кукольный театр на ширме); использовать при подготовке спектакля театральные куклы, самодельные игрушки, атрибуты, элементы костюмов, декорации. Он направляет свою деятельность на совершенствование художественно-образных исполнительских умений детей, добиваясь интонационной выразительности и соответствующего образу эмоционального состояния (грустный, веселый и т.д.), поощряет желание детей показать спектакль-игру зрителям (детям своей группы, родителям).
          В обучающих играх продолжается развитие интеллектуально-перцептивных способностей дошкольников; формируются наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал); определять изменения в расположении предметов (спереди-сзади, справа-слева, под-над, посередине-сбоку); развивается умение узнавать по описанию животное, растение, вид транспорта и пр. (отгадывание загадок). Такие игры активно используются для создания мотивации к занятию и открытия нового знания. Вне занятий воспитатель поощряет самостоятельную организацию детьми дидактических игр с предметами, настольно-печатным материалом, словесные дидактические игры в небольших подгруппах.
           Игры подвижного характера помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей. Они позволяют взрослому оптимально чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку детей в течение дня.
Постепенно у детей формируется умение четко выполнять правила игр, действовать быстро, ловко, применяя накопленные двигательные умения и навыки. Важно обеспечивать детям возможность постоянно преобразовывать предметно-игровую среду; наличие достаточного полифункционального игрового материала оптимизирует освоение дошкольниками позиции субъекта режиссерской игры. Дети могут по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры; включают в нее игрушки, сделанные самими детьми.
Закономерно, что чем старше становятся дети, тем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Давайте постараемся поддержать в детях этот необычайный дар.
          Литература
         1.Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. / Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 – 87

2.Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 1982. - 210 с.

3.Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. / Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО»

Предлагаемый материал может использоваться для выступления на семинарах....

Сообщение для родителей "Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО"

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же вр...

Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО

Игра- как основной вид деятельности дошкольника...

Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования. Обеспечение игрового пространства в группе детского сада(из опыта работы воспитателя)

Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!&raqu...

Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДОО .

Игра - это не только одна из ведущих видов деятельности дошкольника , но и способность развития продуктивного воображения , умение находить выходы из разных жизненных ситуаций . Развитие психологическ...

«Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС ДО».

Объект исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста.Предмет исследования – игры как средство развития речи детей дошкольного возраста....