Проект для детей раннего возраста «Чудо-лепка»
проект

АБДУЛХАЛИКОВА ГЛЮЗА РАШИДОВНА

1. Актуальность проблемы.

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlost.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Чудо -лепка»

                                      Руководитель проекта: Абдулхаликова_Г.Р.___

                                                                               

1. Актуальность проблемы.

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином. напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

В процессе занятий с пластилином малыш начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом. Которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.

Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.

В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

2. Рисование пластилином с детьми раннего возраста.

Именно в детстве впервые все мы узнаём о существовании пластилина. Но, оказывается, этот материал может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре. Да. пластилином можно рисовать картины.

Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.

Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.

Описание методики.

Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то и рисование идёт предметное. Однако постепенно мы можем расширить эти границы до несложного сюжета.

Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров (не более 3), их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полу рельефного изображения.

Задания с использованием описанных приёмов рисования можно разделить на следующие виды:

  1. Использование только приёма надавливания.
  2. Использование только приёма размазывания.
  3. Использование обоих приёмов.

Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к сложному.

Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы. Например, воспитатель рисует пластилином зебру, намечает примерное расположение полосок на её туловище, на занятии дети рисуют эти полоски. Вносятся дополнения: трава, солнце, по желанию. В результате получается красивая композиция. Таким же образом можно изобразить красивого петушка (перья на крыле и хвосте рисуют дети), солнышко - вёдрышко (дети рисуют лучики, глазки, ротик).

Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания - сверху вниз, слева направо.

Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.

Для работы с детьми раннего возраста выбирайте пластилин чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не токсичный. Основа - плотный картон (не глянцевый), к которому хорошо прилипает пластилин. Хорошо иметь цветной картон или тонировать белый самостоятельно. Это придаст колорит вашим будущим композициям. Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы способствуют развитию мелкой моторики.

На занятиях с детьми используйте простые сюжеты, близкие опыту детей: травушка - муравушка, дождь - проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т. д.

Организация работы с детьми по созданию пластилиновых картин.

В первой младшей группе ежемесячно планируют 4-5 занятий по рисованию. Ориентируясь на «Программу», и на индивидуальные особенности детей своей группы воспитатель самостоятельно может решить, сколько занятий в месяц он может уделить рисованию карандашами, красками и пластилином. Если учитывать, что рисование пластилином очень замечательный вид изобразительного искусства, активно способствующий сенсорному развитию, не требующий длительной подготовки, а в дальнейшем и уборки рабочего места, то можно запланировать 2 занятия в месяц, или по усмотрению воспитателя перенести 1 занятие в свободную деятельность.

Каждое занятие проводится по подгруппам в 5-6 человек, длительностью 15 мин. и носит характер коллективного рисования в сотворчестве с воспитателем. В раннем возрасте дети знакомятся с пластилином и его свойствами на специальных занятиях по лепке и вне занятий: отщипывают комочки, мнут их, прикрепляют. Поэтому вводить знакомство с пластическими материалами в занятия по рисованию пластилином вовсе не нужно. А нужно лишь показать приёмы рисования этим материалом.

Для этого перед занятием готовят необходимое оборудование: мольберт с иллюстрациями по теме, карточки с художественным словом, полугодовой рисунок - основу будущей композиции на картоне или бархатной бумаге (размер примерно 30х30), небольшие комочки мягкого пластилина на каждого (от 1 до 3), цвет выбирается в зависимости от замысла, досочки, тканевые салфетки, подручные материалы: колпачки, стеки, трубочки и т. д.

Изготовление картинки - основы для будущей композиции.

Для начала воспитатель подбирает сюжет для будущей совместной работы с детьми. Нужно учесть, что в работе должны принять участие все дети и поэтому картинка должна содержать множество мелких деталей, которые будут нарисованы всеми детьми, например, ёж - иголочки, дерево - листики, кораблик - волны, гусеница - бусинки и т. д. Далее изображение переносят с помощью копировальной бумаги на картон и вырезают трафарет. Трафарет прикладывают к цветному фону (картону) и покрывают пластилином нужного цвета; аккуратно снимают с основы, где остаётся красивое ровное изображение. Далее на этом пластилиновом рисунке рисуют дети в сотворчестве с воспитателем.

Успех каждого занятия будет зависеть от эмоциональной речи и доброжелательного тона воспитателя, а также от умения заинтересовать детей предстоящей работой.

Структура занятий.

Занятия по рисованию пластилином ничем не отличаются от традиционных занятий, только как сменой изобразительного материала. Структура может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь нужно создать эмоциональный настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует различные приёмы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру.

В основной части детей усаживают за рабочий стол, непосредственно на месте воспитатель объясняет и показывает приёмы рисования пластилином. Далее дети выполняют практическое задание - дорисовывание необходимых элементов в общей композиции (лучиков, капелек, ножек, иголочек и т. д.). При необходимости педагог помогает индивидуально, а также проводит физминутку, если дети устали.

В заключительной части дети встают, переходят на ковер или к мольберту. Воспитатель подводит итог занятия: детей хвалят за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту созданной композиции.

Для рисования пластилином нет ограничений. Всё зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии.

С помощью пластилина. как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты.

Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.

Перспективное планирование занятий по «Лепке» с детьми раннего возраста

Название занятия

Задачи занятия

1.

Пушистое облачко

СЕНТЯБРЬ

Создание образа облачка пластическими средствами. Ощипывание и примазывание пластилина пальчиками. Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Создание коллективной композиции.

2.

Травушка-муравушка

Воспитание интереса к природным явлениям. Закрепление техники рисования пластилином.

Рисование прямых вертикальных мазков, создание композиции «лужок». Развитие чувства ритма и цвета. Поддержание интереса к созданию коллективной работы.

3.

Яблочки румяные в нашем саду

ОКТЯБРЬ

Развитие образного восприятия, составление композиции яблонька в сотворчестве с воспитателем. Практическое освоение приёмов рисования пластилином. Обрабатывание приёма «скатывание». Развитие мелкой моторики.

4.

Листья кружатся, падают в лужицы

Освоение техники рисования пластилином: скатывание шарика, промазывание, нанесение мазка. Создание красивой композиции в сотворчестве с воспитателем. Воспитание любви к природе. Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

5.

На грибной полянке

НОЯБРЬ

Изображение грибной полянки в технике «пластилинография»: грибов, контрастных по размеру, цвету. Освоение рисования вертикальных и горизонтальных линий. Внесение в картину дополнительных изображений: травы, солнца или тучки с дождём по желанию детей. Развитие творчества, фантазии.

6.

Дождь-проказник

Рисование капелек дождя путём ощипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Развитие чувства ритма, цвета.

Обрабатывание приёма «скатывания». Добавление в композицию дополнительных изображений по желанию детей: травка, лужи, опавшие листья. Воспитание творческого восприятия окружающего мира.

7.

День рождения медвежонка.

ДЕКАБРЬ

Закрепление умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Обучение преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз.

Воспитание чувства сопереживания и совместной радости с игровым персонажем.

Развитие эстетического восприятия.

8.

 

Ёлочка-красавица, всем ребяткам нравится!

Создание образа ёлочки, ритмического рисунка веточек, направленных книзу в конусе. Обучение навыку нанесения ритмического мазка сверху вниз. Внесение дополнений в рисунок по предложению воспитателя: разноцветные огоньки, флажки. Самостоятельный выбор цвета. Развитие мелкой моторики.

9.

Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

ЯНВАРЬ.

Помощь и сопереживание игровому персонажу. Создание яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображения - рисование пластилином. Обучение рисованию длинных изогнутых линий. Самостоятельный выбор цвета. Развитие творческих способностей.

10.

Разноцветные рыбки.

Создание выразительного образа. Изображение рыбок в движении. Передача характерных особенностей6 раздвоенный хвостик. Обучение приёму «скатывания» кругообразными движениями. Стимулирование активной работы пальчиков.

Развитие пространственного восприятия.

Внесение дополнений: разноцветные камушки, водоросли.

11.

Модница-гусеница

ФЕВРАЛЬ

Освоение рисование пластилином прямых вертикальных и изогнутых линий (дорисовывание ножек гусенице). Создание выразительного образа в сотворчестве с педагогом, внесение дополнительных деталей: улыбка, шляпка, глаза, щёчки, серёжки, травка. Развитие мелкой моторики.

12.

 

Шубка для ёжика.

Моделирование образа ёжика путём изображения иголочек на спине ритмичными короткими мазками. Обучение скатыванию и промазыванию. Развитие эмоционального отклика на переживания игрового персонажа.

Формирование интереса к созданию коллективной композиции. Воспитание любви к животным.

13.

У солнышка в гостях.

МАРТ

Создание образа солнышка. Рисование лучей путём размазывания небольших шариков прямым движением, в направлении вперёд к себе. Развитие пространственного мышления, восприятия, воспитание умения сопереживать игровому персонажу, радоваться своим успехам. Привитие интереса к рисованию пластилином.

14.

Ромашковый луг.

Создание в сотворчестве с воспитателем красивой композиции с цветами. Обучение рисованию прямых линий (лепестки ромашки из подготовленной сердцевины). Оформление сердцевины подручными материалами (стеки, зубочистки, трубочки). Развитие эстетического восприятия.

15.

Плывёт, плывёт кораблик.

АПРЕЛЬ.

Освоение способа рисования волнистых линий, размещённых горизонтально. Создание коллективной композиции «кораблик плывёт по ручейку». Закрепление умений работы в технике «пластилинография». Развитие чувство формы и композиции. Воспитание любознательности.

16.

Разноцветные букашки.

Знакомство с насекомыми.

Создание выразительных, эмоциональных образов. Закрепление умения рисовать округлые формы, преобразовывать их по желанию в овальные. Рисование прямых вертикальных линий. Проявление творчества, самостоятельности. Воспитание интереса к работе с пластическими материалами.

17.

Салютики над городом.

МАЙ.

Поддержание интереса к созданию коллективной композиции «вечерний город».

Рисование салютиков пластилином: скатывание небольших комочков в шарики, промазывание их к основе в хаотичных направлениях. Прикладывание усилий при работе с подручными материалами: стеки, трубочки, колпачки. Внесение дополнений: огоньки в окнах вечернего города. Отражение красивых явлений из окружающей жизни.

18.

Первая зелень весны.

Воспитание интереса к наблюдениям в природе, отражение впечатлений в доступной изобразительной деятельности. Развитие чувства прекрасного (красивое дерево с нежной весенней зеленью). Закрепление умения рисовать пластилином: прикрепление небольших шариков к основе, преобразование их в овальную форму. Развитие мелкой моторики. Знакомство с новым подручным материалом: расчёской.

Конспект занятия по пластилинографии с детьми раннего возраста «Модница - гусеница»

Цели занятия:

  1. Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; уточнить представление о внешнем виде гусениц.
  2. Продолжать формировать интерес к изображению предметов пластилином на плоскости.
  3. Учить рисовать лапки гусеницы, вносить в рисунок дополнительные детали для обогащения образа; закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями. Оттягивать пальцами нужные части предметов.
  4. развивать чувство формы и цвета; совершенствовать технические умения и навыки в работе с пластическими материалами.
  5. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми в создании коллективной композиции.

Предварительная работа:

Рассматривание изображении гусениц в книжных иллюстрациях; беседа о внешнем виде.

Материал:

Игрушка гусеница, картон зелёного или жёлтого цвета форматом 30х30 см.,

Пластилин чёрного, красного, жёлтого и синего цвета, салфетки, трубочки, зубочистки.

Ход занятия.

1. Организационная часть.

Дети сидят на ковре полукругом, педагог показывает игрушку гусеницу.

Педагог: Дети, посмотрите, кто приполз на наш листик.

Гусеница: Здравствуйте, я гусеница-сороконожка. Не прогоняйте меня, мне очень скучно, ведь я не похожа на своих подружек, и они не принимают меня играть.

Педагог: Ребятки, что же не так?

Дети: Нет лапок.

Педагог: а вы согласны помочь гусенице? Нарисуем лапки пластилином.

Пригласила мошка к себе сороконожку.

Та принарядилась, в гости заявилась.

Вытерла ножки о коврик у порожка

Пока вытирала, утро настало.

Гусеницу называют ещё сороконожкой, потому что у неё действительно много ножек. Ножки - это лапки. Коротенькие, тоненькие.

2. Практическая часть.

Этапы работы.

  1. Взять небольшой комочек пластилина. Скатать шарик между ладонями. Приложить его к изображению гусеницы, слегка прижать и провести прямую линию сверху вниз.
  2. Скатать ещё один цветной шарик, расплющить его и прижать к туловищу гусеницы (украшение).
  3. Внести дополнительные детали: шляпку, глазки, ротик, травку.

3. Заключительная часть.

Смотрите, какая весёлая у нас получилась модница-гусеница! Теперь она может отправляться в гости к своим подружкам. А может дать ей имя? Как хорошо, что мы вместе смогли нарисовать такую замечательную картину.

Маленькие ножки

Бегите по дорожке.

Нарвите горошка

В подарок полное лукошко!

Литература

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/ Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2006
  2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991
  3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду/ А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1997
  4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991
  5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
  6. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр/ М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. – СПб: КРИСТАЛЛ, 1997
  7. Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина/ Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2003
  8. Узорова О.В. Физкультурные минутки/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: Асрель – АСТ – Ермак, 2004
  9. Шорыгина Т.А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи»/ Т.А. Шорыгина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput32.htm

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350

тел. 8(34940)2-19-20, raduga-taz@mail.ru

 Проект для детей раннего возраста

«Чудо-лепка»

                                                                             

Воспитатель: Абдулхаликова Г.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" раскрывает условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эта тема актуальна в теории и практике дошкольного об...

Проект для детей раннего возраста "В гостях у сказки"

Информационная карта, краткое содержание проекта....

Проект "Закаливание детей раннего возраста"

Закаливание детей раннего возраста является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей....

Проект для детей раннего возраста "Книжка - игрушка как средство приобщения детей к художественной литературе"

Проект для детей раннего возраста.Цель проекта приобщить детей с раннего возраста к художественной литературе, используя книжки -игрушки...

Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”

Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....

Проект «Адаптация детей раннего возраста» в группе I раннего возраста

Проект «Адаптация детей раннего возраста» в группе I раннего возраста...