КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Мое любимое солнышко детско – родительский проект» (для детей раннего возраста)
проект
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.7 МБ | |
| 691.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Мое любимое солнышко
детско – родительский проект»
(для детей раннего возраста)
Выполнила:
Козлова Любовь Владимировна
- 2022 г
Информационная характеристика проекта.
Руководитель проекта: Козлова Л.В.
Участники проекта: Воспитатель, дети II группы раннего возраста и их родители.
Реализация проекта : с 3 мая по 17 мая 2 недели
Возраст воспитанников: 1,5год – 2,5лет.
Вид проекта:
- по доминирующему методу: практико-ориентированный;
- по характеру содержания: ребенок и окружающий мир;
- по характеру участия ребенка в проекте: исполнитель;
- по характеру контактов: осуществление как внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей; на уровне ДОУ.
- по количеству участников: групповой;
- по продолжительности: краткосрочный.
Цель: Познакомить детей раннего возраста и родителей о коми орнаменте - солнце.
Основные задачи:
- Дать представление детям и родителям об коми орнаменте - солнце.
- Поддерживать интерес у малышей и их родителей к культуре коми народа.
- Формирование навыков рисования пальчиками, лепки из теста.
Ресурсы проекта: Аудиозаписи коми песен, детские музыкальные диски, коми фольклор о солнышке, сюжетные картинки с изображением солнца.
Предполагаемые продукты проекта:
Продукты деятельности педагогов:
-перспективное планирование:
- игры – занятия по данной теме:
- пособия – картинки по теме (орнамент- солнце), музыкальный диск, краски, тесто.
- буклет для родителей «Орнаменты коми народов (солнце)»,
Результат деятельности детей и родителей.
- Мастер-класс «Орнамент солнышко»,
- Представление детей «Орнамент солнышко».
- Интерес родителей к культуре коми народа.
- Сплочение коллектива – родитель – воспитатель – дети.
Продукты деятельности детей.
- Рисование пальчиками «Лучики для солнышка»
- Лепка тестом вместе с родителями «Орнамент- солнце».
Актуальность: Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какие впечатления обогатят. Таким образом, изучение семейного и общественного быта коми, его духовной культуры показывает наличие глубокого и разностороннего воздействия русской народной культуры. Поэтому приобщать к коми культуре детей дошкольного возраста необходимо с раннего возраста.
Проблема: В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является воспитание национальной культуры детей. Общие задачи воспитания не могут решаться вне содержания той национальной культуры народных традиций, которые веками создавались народами, чей менталитет на данной территории является приоритетным. Изучая историю и культуру своего народа, можно узнать о жизни, традициях, обычаях своего народа, что поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Очень важно формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя гражданином своего отечества.
Этапы работы над проектом:
- 1 этап – погружение в проект:
- определение темы
- постановка цели и задачи
- создание методической базы
- сбор информации
- 2 этап – организация деятельности:
- создание перспективного плана
- накопление ресурсов
- 3 этап – осуществления деятельности:
- проведение игр – занятий
- работа с родителями (индивидуальные беседы, рекомендации «Как знакомить ребенка с родным коми краем», консультация «История возникновения коми орнамента»).
- 4 этап – оформление:
- оформление педагогом: перспективный план.
- оформление детьми с родителями: «Творим вместе с мамой» (лепка из теста орнамента- солнца), подборка коми потешек, стихов о солнышке; информации «Орнаменты народов Севера»)
- 5 этап – презентация:
- презентация в ДОУ проек
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История развития сувенира уходит корнями в глубокую древность. Она связана с магическими обрядами. В далёкие времена, когда человек не мог разобраться в явлениях природы, он наделял её сверхъестественной силой. Чтобы отвести бедствия и несчастья, человек научился изображать божество в амулетах, создаваемых им из привычного материала, - глины, дерева, металла. Таким образом, сувенир с самого начала своего существования играл роль знака, символа. Кроме того, когда-то наши предки передавали из поколения в поколение в предметной форме жизненно важную информацию, и сувенир являлся связующей нитью членов рода и семьи, родовой памятью. В начале XIX века сувенир, получивший широкое распространение, приобретает иное значение. В тот романтический век медальон, хранящий частицу идеала, служил как бы связью между ним и человеком.
Характерной особенностью культуры народов севера (ханты, ненцев, селькупов) является то, что нанесению орнаментов уделяется особое внимание. Орнамент-зеркало древней культуры. Он служит не только для украшения предметов и вещей, но и несет в себе информацию о человеке, его роде, принадлежности к нации или народности. Он охраняет и защищает, так как в нём закодированная коллективная память бесконечного числа поколений, в которой как в зеркале отражаются их представления об окружающем мире, где живут духи и боги, люди и звери, рыбы и птицы, деревья и растения.
У каждого орнамента есть свое название: «Оленьи рога», «След медведя», «Ветка берёзы», «Лисий локоть» и т.д. Существуют орнаменты, которые наносятся только на мужскую или только на женскую или детскую одежду.
Образцы предлагаемых орнаментов объединены по группам:
Огонь,птицы,животные, растения.
Огонь. Снимает «нечистоту» с оскверненных предметов. Считается оберегом от всего злого.
Солнце. Приносит удачу, радость, тепло. Оберегает от злых духов.
Рекомендации родителям:
«Как знакомить ребенка с родным коми краем»
Семью называют «школой чувств», т. к. именно в семье ребёнок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Родители всегда должны внимательно относиться к вопросам детей, показывать и объяснять события и факты, поощрять их любознательность, развивать способность наблюдать и анализировать явления.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Через общение в семье с близкими людьми, совместную деятельность ребёнок получает и осваивает первые уроки доброты и любви к родным местам, родному краю.
Малая Родина – Республика Коми
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина.
(М. Пляцковский «Родина»)
С первых лет жизни ребёнка необходимо пробуждать в нём любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна дома, и детский сад, и панорама родного города, и посёлка, и родная природа – всё это Родина.
Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края, труд людей, отношения людей, общественные события.
Что доступно пониманию ребёнка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес?
Прежде всего, это места, где он родился и живёт.
Родная Республика Коми…
Важно поддержать и направить детский интерес, связанный с жизнью народов РК. Ребёнок с интересом знакомится с территориальным расположением республики, своеобразием природных и климатических условий, от которых зависят быт, одежда, характер труда, особенности культуры коми народа. Необходимо обогащать знания детей о том, что у коми народа есть свой язык, традиции, обычаи, культура, искусство, коми народ богат своими умельцами, танцорами, песенниками, музыкантами, писателями, поэтами, художниками. Формировать представления, что все народы, населяющие РК, живут единой и дружной семьёй, всех их объединяет стремление к миру и любовь к Родине.
Воспитывая ребёнка дошкольного возраста, взрослые должны представлять ему возможность выражать своё отношение в чувствах, действиях, поведении, в разнообразной деятельности (играх, труде, повседневном общении со взрослыми) .
Побуждать ребёнка отражать полученные впечатления в рисунке, лепке, игрушке-самоделке, ролевой игре.
Родителям не стоит забывать о том, что их жизнь является примером для ребёнка. Суждения взрослых, их отношение к событиям – становится убеждением ребёнка.
Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что создано поколениями людей.
Дети должны знать, что в Республике Коми:
-люди работают на заводах, фабриках, стройках, и разных учреждениях, на фермах, полях. Они всегда готовы помочь друг другу, результаты труда людей Коми края необходимы не только тем, кто живёт в Республике Коми;
-в родном посёлке, городе соблюдаются народные традиции: отмечаются общенародные знаменательные даты; чтят погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов ВОВ и труда;
-здесь, как и во всей стране, проявляют заботу о детях;
-в родном краю живут люди разных национальностей; они вместе трудятся и отдыхают;
-здесь, как и по всей стране, люди берегут и охраняют природу;
-каждый человек, любящий свой родной край, проявляет уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. В семье с малых лет ребёнок ощущает причастность к жизни своего народа, чувствует себя ребёнком не только своих родителей, но и своей Родины.
История возникновения коми орнамента
Человек всегда стремился к красоте. Люди украшали свое жилище, одежду, предметы домашнего обихода. На посуде, орудиях труда хорошо различимы узоры – точки, прямые и волнистые линии, треугольники, кружочки, растительные формы (цветы, ягодки, листочки и др.) В далекие вре-мена такие узоры служили не только украшением. Вязаные вещи, благодаря узорам, были не толь-ко нарядными, но и теплыми, т. к. вязка из нескольких цветных нитей получалась толще. Еще для людей узоры имели обрядовую, магическую силу. Определенные линии, рисунки имели свое значение. Например, с надеждой на хороший урожай, люди изображали дождь – вертикальными линиями, точками и галочками – семена и всходы растений. Для многих вещи с узорами служили оберегами от злых духов и нечистой силы. В наше время такие узоры служат «посланиями из прошлого».
- Мужчины – папы ходили на рыбалку, охоту – они добывали еду. Женщины - мамы – готовили еду, шили одежду всей семье, а дети пока были совсем маленькими – играли, когда подрастали – помогали взрослым. Всю посуду тоже делали своими руками, а чтобы посуда, одежда, мебель были красивыми, люди придумывали узоры (орнамент).
«А что такое орнамент?»
Оглядись, посмотри, как красиво –
Из орнаментов разных узор.
На одежде, рукавичках. Красный с белым,
На клеёнке штришками «забор»,
Разрисован и бабушкин фартук,
На платочках - квадратиков ряд,
И на мамином сереньком платье,
На кайме ярко стразы горят.
Кружева на салфетках, накидках,
Составляют цветочный набор,
А на стёкла зимою налипнет,
Из снежинок и льдинок узор.
Орнамент – это украшение изделия различными геометрическими, растительными или животными элементами.
Орнамент служит не только украшением, но и заговором от злых сил природы (объяснить), поэтому вышивались эти узоры там, где одежда кончалась, на подоле, на манжетах, у воротника.
Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу.
В орнаментах встречаются простые геометрические элементы.
Так же было распространено узорное вязание. Для чего вывязывали узор? Вещь становилась теплее, и узор исполнял роль оберега.
Солнце – популярный коми орнамент. Солнце дарит тепло и защиту. Если в центр символического изображения солнца добавить точку, то толкование узора меняется, он символизирует росток будущей жизни. Именно такой орнамент вышивали девушки на одежду в качестве приданого (когда отдают девушку замуж, ей должны дать постель, одеяло, подушки…). Девочки и старушки такой узор не носили никогда.
Орнамент "ШОНДi" ( Солнце)
Этот элемент орнамента называется на коми "ШОНДi" ( Солнце) - солнце - светлый оберег, оно как солнце защищает жизнь, греет и согревает своим теплом, защита от нечистой силы.
Орнамент используется в основном в районе Сысолы и Вычегды, реже в других районах коми.
у славян название этого орнамента - ОРЕПЕЙ, РЕПЕЙНИК - Славянский обережный знаки «цепляющий" (притягивающий) счастье, удачу и благополучие. Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Подходит и женщинам, и мужчинам.
ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ СЕВЕРА.
Цивилизация, созданная народами Западно-Сибирского региона России, представляет собой культурный пласт, где суровый климат и экстремальная среда обитания обуславливает практический характер традиционного искусства.
Орнамент, являясь символическим воплощением культуры, выражает не только художественно-эстетические идеалы этноса, но и несет в себе определенную информацию, зашифрованный смысл.
Мир орнамента - большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам. Некоторые орнаментальные мотивы имеют распространение у разных народов и в разные эпохи. К ним относятся в первую очередь многие геометрические и растительные мотивы. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. К природным орнаментальным мотивам относятся также все изображения живых существ: животных и людей.
В современной жизни представителей разных народов сохраняется почтительное отношение к символике орнаментальных знаков, хотя всерьез, наверное, мало кто верит в их магию. Некоторые символы хорошо известны и мы их используем.
Особенности формирования своеобразной культуры коренных народов определялись уровнем их общественного развития и той географической средой, в которой проходила жизнь. Человек, живший в гармонии с природой, ощущал ее ритмы и изображал их, находя конкретные аналоги в окружающем мире. К линии, начертанной, высеченной или вышитой люди относились как к магической «волшебной палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать, покровительствовать человеку.
В своих орнаментах не только рассказывали о жизни, но и верили в то, что орнамент охраняет от злых духов и придает тому, кто его носит силу и здоровье. Например, долганы верили, что если нанести на шапку охотника узоры тыныпак – ноготь, кулгаак – ухо, ихарак – глаз, то охотник будет сильнее зверя, слух его будет острым, а взгляд зорким.
В недавнем прошлом (начало XX в.) был известен южным хантам (живущим по Иртышу, Конде с притоками, Демьянке, Салыму) и южным манси. В 20-х годах вышел из употребления. За пределами Сибири известен народам Поволжья (мордва, марийцы, чуваши).
Ко́ми (Коми-зыря́не, Зыря́не; коми Коми-Зыряна, Коми морт, Коми войтыр Komi-Zõrjana, Komi-Mort, Komi vojtõr) —финно-угорский народ, коренное население Республики Коми.
Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века. Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы — население верховьев Вашки и Мезени, ижемцы — низовьев Печоры, прилузцы — верховьев Лузы и Летки.
В целом по России проживает около 228 тысяч коми-зырян (2010 г.) или 293 тыс. (2002 г.). Коми-зыряне небольшими анклавами и смешанно проживают в Архангельской, Мурманской, Кировской, Омской и других областях РФ.
В орнаменте преобладают геометрические мотивы: косой крест, простой ромб, многослойный, с пересечёнными и продлёнными сторонами. Кроме типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и животных, а также мотивы растительного характера: розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток.
В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.
В каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.
Все в физическом, психическом и духовном мире человека сложено из простых и достаточно ясных элементов (мотив орнамента), которые, так или иначе, взаимодействуя между собой, составляют многомерную картину.
В орнаменте нет, и не может быть никакой повествовательности. Это не рассказ о чем-либо и не передача информации. Орнамент не стремится ничего поведать человеку. Он запечатлевает лишь ритмы. Это ритмы чувств, действий и мыслей человека. Человек рубит дерево или пишет картину, играет на скрипке или идет на работу – все это ритмически организованные элементарные движения рук, ног, всего тела. И благодаря именно этой организации, человек достигает цели, а не совершает беспорядочные движения. В нашей жизни ритмически чередуются радости и печали. Мы даже думаем в определенном ритме. Структуру этой ритмики мы и пытаемся выразить в орнаменте.
ТВОРИМ ВМЕСТЕ С МАМОЙ.
Лепка из теста- орнамент солнышко.
Цель: Формировать интерес к работе с тестом в совместном творчестве родителей и детей.
- Задачи: - Познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала.
- Учить детей отщипывать и раскатывать тесто прямыми движениями рук, развивать мелкую моторику.
- Вызвать интерес к данному виду деятельности, интерес к культуре коми народа.
Материал: доска для лепки, соленое тесто, картинки с изображением солнца и орнамента-солнца.
Ход мероприятия.
-Здравствуйте, мамы и папы! Сегодня вы познакомитесь с искусством «тестопластика» создание объемных и рельефных изделий из соленого теста, которые используются как сувениры. Со своими детьми, я предлагаю вам слепить из теста солнышко, но солнышко не простое, а коми орнамент- солнце. Рассказываю историю возникновения коми орнамента ( информация «История возникновения коми орнамента»)
Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом, ножницами. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начнет понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, - лепка становится любимым занятием на долгие годы…
Соленое тесто в последнее время стало очень популярным материалом для лепки. Тесто доступный дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготавливать впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить высохшее изделие. Тесто самый удобный материал для лепки с детьми раннего возраста: оно эластично, легко мнется, в отличие от пластилина, и малыши легко с ним справляются.
Поделки из теста очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. На Руси поделки из муки и соли – мукосольки дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости.
Считалось, что любая поделка из соленого теста находящаяся в доме - символ богатства и благополучия в семье.
А теперь попробуйте отгадать загадки:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины,
Если делаете тесто,
Положить меня должны. ( Мука).
Отдельно я не так вкусна,
Но в пище – каждому нужна. (соль).
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая? (вода)
Вода, мука, соль, - главные ингредиенты для соленого теста. Я еще добавляю детский питательный крем для эластичности.
-Вместе с детками разомнем ручки для лепки. Повторяйте за мной, помогайте своим малышам.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу
Поздороваюсь с ним сильно,
И вытягивать начну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою,
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
-А теперь берем пакетик с соленым тестом, отщипываем от него кусочек, пакетик закрываем, потому что тесто на воздухе затвердевает и покрывается корочкой. Вкладываем кусочек теста в ручки малышей и делаем вместе с ними разминку с соленым тестом. Перекладываем тесто из ладошки в ладошку, катаем колобка в ладошках, катаем колобка на столе, на досточках.
Надавливаем на колобка и получаем лепешку,
По лепешке побежали паучки,
Пришли мышки стали рыть норки,
Налетели гуси, стали щипать,
Пришел мишка косолапый стал топтать по тесту.
Пришел слон и ножищами по тесту топ топ.
Собираем тесто и скатываем колобок, а потом колбаску.
-Ребята, к нам в гости пришел зайка, посмотрите какой он грустный. Давайте спросим, почему он грустный? Читаю отрывок из стих- ния К. Чуковского «Краденое солнце»;
Солнце по небу гуляло,
И за тучи забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало тихо и темно.
-Ребятки, давайте позовем солнышко, чтобы стало светло и весело и нам и зайчику. Читаю закличку:
Солнышко, солнышко
Загляни в оконце,
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Показываю картинку солнышка.
- Вот какое красивое солнышко к нам заглянуло.
Показываю картинку солнышко-орнамент.
- У солнышка есть лучики, значит солнышко светит ярко и сильно греет.
Смотрит солнышко в окошко,
Греет нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку!
-Зайчик очень рад солнышку и предлагает поиграть:
Руки вверх,
Руки вниз,
Солнце, солнышко качнись,
Солнце с лучиком качнулось,
И ребятам улыбнулось.
Все действия дети выполняют совместно с родителями.
-А теперь давайте, дорогие наши мамы, вместе с детьми , сделаем много солнышек, чтобы у нас в группе стало ещё светлее и теплее. Посмотрите, какое солнышко получилось у меня. Показываю. Потрогайте лучики моего солнышка. Дорогие мамочки, вы тоже вместе с детьми можете слепить такое солнышко. Для этого отщипывайте от большого кусочка теста маленькие кусочки и делаем колбаски (мамы показывают и делают вместе с детьми).
- Затем концы колбасок соединяем в форму орнамента-солнца. Вот и получились у вас солнышки. Вы сделали солнышки теплыми и лучистыми. Зайка рад, что вы ему помогли найти солнышко, он вам в подарок приготовил угощения.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
Игры - занятия | Совместная деятельност. | Индивидуальная работа | Самостоятельная деятельность | ППР,образовательная среда | Прогулка | Участие родителей | |
утро | Развитие речи А. Барто, «Смотрит солнышко в окошко» | Беседа с детьми про солнышко, П/И «Солнышко и дождик». | Рисование карандашом «Солнышко» | Рассматривание картинок с изображением солнышка. | Потешки, картинки по теме, листки бумаги для рисования, карандаши. | Наблюдение за солнцем, П/И «Солнышко и дождик» | Подборка коми потешек,стихов о солнышке, информация «Национальный орнамент Коми». |
вечер | Рисование пальчиками «Лучики для солнышка» | Прослушивание песенок про солнышко | Чтение стихов про солнышко. | Д/И «По дорожке к солнышку мы идем»- строим дорожку. | Желтая краска, муз. диск, строител мат-ал | Д/И «По дорожке к солнышку мы идем» | Лепка из теста «Орнамент- солнце». |
Стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко».
Цель: Познакомить детей с содержанием стихотворения.
Задачи:- Развитие речи, обогащение словаря.
- Развивать у детей способность слушать чтение худ. Текста и
активно реагировать на его содержание.
- Вызвать интерес к окружающему миру.
Материал: Иллюстрации по теме занятия.
Ход занятия.
Дети, со мной, стоят у окна в группе.
- Посмотрите, как светло у нас в группе. Вы знаете почему? (Ответы детей). Солнышко заглянуло к нам в окошко, и его лучи осветили всё вокруг, потому что, когда солнышко просыпается и протягивает нам свои лучики, становится светло и радостно. Посмотрите на картинку (Показываю картинку с изображением солнца). Что вы на ней видите? На картинке мы видим желтое круглое солнышко, которое направило свои лучики во все стороны. Вот и к нам оно заглянуло, чтобы порадовать нас солнечным светом и теплом.
Рассказываю стихотворение «Смотрит солнышко в окошко».
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши:
Очень рады солнышку.
Дети хлопают в ладоши.
- Какое у нас настроение в этот солнечный день? (Ответы детей). Радостное! А как вы думаете, какое настроение у солнышка? (Показываю детям картинку- солнышка).
- У солнышка тоже веселое настроение? (Ответы детей). Веселое. Солнышко улыбается, значит у него тоже хорошее настроение. Песенка о солнышке тоже веселая.
Пою песенку «Смотрит солнышко в окошко», предлагаю детям хлопать в ладоши в такт песенки.
- А теперь мы поиграем в игру «Солнышко», чтобы нам было ещё веселее и радостнее.
Игра «Солнышко».
Ночь в окошко заглянуло Наше солнышко уснуло.
(наклоняют голову, подкладывая под щеку ладошки_.
Солнце просыпается Деткам улыбается.-
(поднимают вверх руки и улыбаются друг другу).
- Посмотрите , как ещё ярче светит наше солнышко. От этого теплого яркого света и нам становится веселее. Солнышко согреет и нас, и травку, и цветочки. (Рассматриваем картинку солнышко). Поэтому скажем спасибо солнышку, за то, что оно нас согревает и приносит нам веселье и радость.
Лучики для солнышка.
Рисование пальчиками.
Цель: познакомить детей с техникой рисования пальчиками.
Задачи: – научить рисовать короткие линии пальчиками;
– продолжать знакомить с основными цветами (желтый);
- развивать мелкую моторику рук,
– координацию движения рук;
– воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности;
– бережное отношение к вещам,
– доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: синий картон, где изображен желтый круг, желтая пальчиковая
краска, салфетки.
Ход занятия.
Вступительная часть.
Чтение сказки К. Ушинского «Утренние лучи» (в сокращении):
Выплыло на небо яркое солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка и запел свою серебряную песенку.
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу.
Третий лучик попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!»
Четвертый луч попал в улей. Выползла из улья пчелка, расправила крылья и полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в комнату к маленькому мальчику: светит ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
-А вы ребята просыпаетесь, когда солнышко вас будит?... Надо рано вставать, умываться и делать зарядку. Давайте сейчас сделаем солнечную зарядку для пальчиков.
Солнце смотрит к нам в кроватку, (сжимают и разжимают кулачки)
Надо сделать нам зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять. (поочередно сгибают пальцы)
Ра з, два, три, четыре, пять. (поочередно разгибают пальчики)
Практическая работа.
Присаживаемся на стульчики, за столы. Посмотрите на свои ручки и пальчики. Что можно делать ручками и пальчиками? (Держать ложку – кушать, хлопать, держать зубную щетку – чистить зубы, держать карандаш и кисточку – рисовать. А еще рисовать можно одними пальчиками, без кисточки).
Мы сегодня с вами будем волшебниками – будем рисовать, пальчиками.
Показываю синий картон, где изображен желтый круг.
- Вот и солнышко к нам пришло. Ребята посмотрите внимательно, чего не хватает у нашего солнышка? Правильно, лучиков. Как же оно разбудит всех утром? Давайте сделаем лучики нашему солнышку! .
А какого цвета краска нам понадобится? (желтая). Молодцы. Закатаем рукава и внимательно смотрите, мы будем рисовать лучики для солнышка. Посмотрите внимательно, как я буду рисовать. Я беру пальчик и обмакиваю его в краску (не весь – кончик пальчика) и прикладываю его к солнышку. Мой пальчик идет в сторону от солнышка, так я нарисовала лучик для солнышка. Убираю пальчик и следующий лучик рисую. Посмотрите палец грязный, что нужно делать? (ответы детей) Вытереть мокрой салфеткой.
Давайте с вами потренируемся, как будто краска стоит возле нас, обмакиваем палец в краске, прикладываем к ладошке, рисуем дорожку на ладошке. Еще раз попробуем (2-ой раз) обмакиваем в краску и прикладываем и рисуем.
Теперь можно и солнышку нарисовать лучики. Вы дружные ребята? (да). Вот и солнышку мы будем вместе дружно рисовать лучики.
Краску в розетке можно взять в руку. Рисуйте аккуратно, набирайте на палец краску хорошо чтобы лучики были яркие, красивые. Лучики рисуйте от солнышка в сторону.
Помогаю в процессе работы всем детям.
- Когда заканчиваете, вытирайте пальцы салфетками.
- Посмотрите, ребятки, какое у нас солнышко получилось красивое, яркое. Вы молодцы , хорошо нарисовали лучики для солнышка.
А теперь споем песенку для нашего солнышка.
Заключительная часть.
Песенка-игра «Солнышко»
Ласковое солнышко вот как встает- (поднимают руки,
Выше, выше, выше! встают на носки)
К ночи солнышко зайдет- (опускают руки,
Ниже, ниже, ниже. приседают)
Хорошо, хорошо (приплясывают)
Солнышко смеется.
А под солнышком всем
Весело поется.
Солнышко говорит вам : «Спасибо!» Ну а мы ему скажем сейчас скажем: «До свидания»!
Теперь пойдемте мыть наши ручки, чтобы они были чистые.
Используемая литература.
2. Колдина, Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий/Д. Н. Колдина. – М.,2009.
3. Янушко, Е. А. Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2005.
4. Янушко, Е. А.Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект «Мой любимый город – город будущего» для детей младшего дошкольного возраста
Проект направлен на формирование знаний детей о городе, в котором они живут; умение передавать свои впечатления о родном городе; воспитание чувство любви к своему городу. ...

Проект "Солнышко " Детско – родительский проект для группы раннего возраста.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной п...

Проект "Солнышко " Детско – родительский проект для группы раннего возраста.
Консультация и тематическое родительское собрание к детско - родительскому проекту "Солнышко"...

Методическая разработка "Детско - родительский проект для детей раннего возраста «Домашние животные»
Детско - родительский проект для детей раннего возраста «Домашние животные»...

Краткосрочный, детско -родительский проект для детей 2 младшей группы "По сказочным тропинкам"
Проект составлен используя основную образовательную программу «Тропинки» под редакцией В.Т.Кудрявцева. Был проведён, как итоговое мероприятие по знакомству со сказками детей 2 младше...
ПРОЕКТ «Развитие детско-родительских отношений у детей раннего возраста «Какой – Я»
Проект "Развитие детско-родительских отношений у детей раннего возраста "Какой - Я"...

Детско-родительский проект для детей второй группы раннего возраста на тему: «Волшебный мир сенсорики»
Детско - родительский проект во второй группе раннего возраста "Волшебный мир сенсорики"....
