"Инновационные технологии использования театрализованной деятельности как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ"
методическая разработка (средняя группа)

Пестова Светлана Александровна

Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inn.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование инновационных технологий в театрализованной деятельности как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ»

Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога.

Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

-развитие индивидуальности воспитанников;

-развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

-повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

-стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

-повышение интеллектуального уровня детей; развитие креативного и нестандартного мышления.

Актуальность инновационных технологий  в театрализованной деятельности дошкольников заключается в следующем:

-приобщение детей дошкольного возраста к искусству;

-знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности;

-пополнение активного словаря и формирования фонетической культуры речи.

Нельзя отрицать и тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы.

Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях:

-красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении;

-грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.

Какие же инновационные технологии можно использовать в театрализованной деятельности?

  • Личностно-ориентированные технологии
  • Социоигровые технология

Это прежде всего личностно-ориентированная технология -  где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Цель личностно-ориентированной технологии – заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления личности ребенка.

Личностно – ориентированный подход позволяет решить проблему обучения театральному искусству разноуровневых детей, что является особенно актуальным.

Данный подход позволяет почувствовать каждому ребенку свою значимость и необходимость, что положительным образом сказывается на их заинтересованности к занятиям.

Здесь хорошо зарекомендовали себя театральные этюды. Они развивают детское воображение, обучают детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера,

Этюды – настроения

Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. «Грустное настроение» – брови сведены, глаза потуплены, смотрят вниз, уголки рта слегка опущены. «Настроение радости» – веселые глаза, приподнятые уголки рта.

«Хвастливый заяц» Цель: развитие умения передавать характер с помощью движения, мимики, голоса. Заяц гордо хвастается. Голова откинута назад. Голос громкий, уверенный. Этюд повторяется несколько раз разными детьми.

 «Изобрази жестом» Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики. Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.

«Тише» Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!».

«Ласка» Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т.д.

«Вкусная конфета» У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, разворачивают обертку и берут конфету в рот, показывая мимикой и жестами, какие они на вкус.

Социоигровая технология  дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

В рамках данной технологии решаются задачи:

• развивать коммуникабельность;

• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Плюсы социоигрового стиля:

Отношения: «ребенок - сверстники» позволяет:

- детям договариваться, общаться и контролировать друг друга («выполнять роль» - говорящих и роль слушающих);

- робким и неуверенным детям преодолеть свои комплексы и нерешительность, а активным детям помогает признавать мнение товарищей;

 - детям проявлять самостоятельность и инициативу, устанавливать свои   правила игры, обсуждать проблему, находит пути ее решения.

Педагог является равноправным партнером, а значит,  дети  не являются «покорными исполнителями» указаний педагога.

Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами.

Для создания микрогрупп предлагаю детям поделиться по следующим признакам:

  - по цвету волос, глаз, одежды;

  - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

  - кто на каком этаже живет;

  - четный - нечетный, однозначный - двузначный номер квартиры;

Например

Так, участники делятся на три группы – музыканты, танцоры и актёры. Затем я называю поочерёдно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить своё движение. Например, музыканты – хлопнуть в ладоши 3 раза,  танцоры топнуть - ногой, актёры - поклониться. Главное, чтобы каждая группа выполняла своё движение синхронно, общаясь только взглядом.

Остальные компании отвечают на вопрос - была ли согласованность действий? Если нет, то почему.

Для подготовки артикуляционного аппарата и моторики рук (а моторика рук, как известно, тесно связана с речью), я использую кинезиологию  и биоэнергопластику.

Отличие этих техник:

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение.

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки.

Делая кинезиологические упражнения лучшается межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Вся работа строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций. Применение данной методики развивает тело, позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Кинезиологические упражнения

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак-ребро-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Комплекс упражнений

Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.

Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.

Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.

Рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.

Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.

Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.

Чтобы развить у детей движения, мимику, жесты, позу, пластику мы используем элементы ритмопластики. В этом мне помогает наш музыкальный руководитель.

Ритмопластика – это пластичные движения, которые выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе. Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

На театральных занятиях дети не просто учатся петь, двигаться и танцевать, действовать с теми или иными предметами. Они пробуют раскрыть тот или иной образ с различными театральными приемами: жестами, мимикой, пластикой тела.

Главная задача ритмопластики: развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений.

Упражнения:

- для рук – «Звонкие ладошки», «Ловлю комариков», «Плавные руки» и т.д.

- на развитие пластической выразительности при создании образа – «Пройди по камушкам через ручей», «Подкрадись к спящему зверю (зайцу, медведю, волку)», «От лица различных персонажей поймай бабочку (муху)», «Изобрази прогулку семейства трех медведей» и т.д.

При выполнении данных упражнений важно внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих сверстников и стремились разнообразить свои движения, мимику:

- на развитие выразительной мимики – «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Тепло – холодно», «Грязная бумажка», «Обиделись», «Удивились», «Мне грустно», «Я чищу зубы», «Не сердись!» и др.

- игры на пластику (ритмические упражнения) – «Я на скрипочке играю», «Дети по лесу гуляли», «Я иду, поднимая ножки» и т.д.

Для того чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научить детей владеть своим телом. В этом нам помогают игры – превращения или по-другому пантомима. Они учат будущих актеров выразительности, оживлять фантазию и воображение, без которых не обойдется ни одно движение маленького актера.

Игры – превращения (игры на развитие пластической выразительности):

«Цветочек» Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения. Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).

 «Штанга» Цель: Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук. Ход игры: Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.

«Самолёты и бабочки» Цель: Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке. Ход игры: Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

«Пантомима» Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

«Расскажи стихи руками» Цель: побуждать детей к импровизации. Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.             (Л.П.Савина.)

Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.

После того как ребенок научился владеть своей мимикой, жестами, своим телом, можно переходить к театральным играм:

- режиссерские игры

- игры-драматизации

- настольный театр

- куклы би-ба-бо

- пальчиковый

- теневой и т.д.

Так как моя тема по самообразованию «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности», я использую средства изодеятельности и в театрализации. Для  некоторых игр–драматизаций мы с детьми изготавливаем инвентарь: маски, атрибутика.

Таким образом, использование таких нетрадиционных форм дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития их творческих способностей. И важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ, где новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: Театрализованная деятельность как средство повышения качества образования детей

ТЕМА: Театрализованная деятельность как средство повышения качества образования детей Тип: краткосрочный. Возраст: подготовительная группа. ПРОБЛЕМА: Удаленность  дошкольного учреждения от го...

Методическая работа в ДОУ – как средство повышения качества образовательного процесса.

Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В тож...

«Медиакомпетентность воспитателя ДОУ как средство повышения качества образовательного процесса»

Медиакомпетентность педагога ДОУ подразумевает не только знания и умения работы на компьютере, умение работать с периферийными электронными устройствами: мультимедийным проектором, сканером, интеракти...

Проектная жеятельность - как средство повышения качества образовательного процесс в ДОО

Возможность реализации содержания образования в проектной деятельности может использоваться в целях повышения качества дошкольного образования....

Методический семинар "Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса в ДО".

Методический семинар "Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса в ДО"...

Консультация для педагогов: "Проектная деятельность как средство повышения уровня образовательного процесса в ДОУ".

Консультация для педагогов: "Проектная деятельность как средство повышения уровня образовательного процесса в ДОУ"....

Традиционные подходы к управлению педагогическим коллективом как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Традиционные подходы к управлению педагогическим коллективом как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации...