Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»
методическая разработка

Плотникова Оксана Леонидовна

Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психологического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения. Они укрепляют детский организм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации161.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Танцевальная деятельность в ДОУ»

Плотникова О.Л.
Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»

             Методическая рекомендация

«Танцевальная деятельность в ДОУ»

         Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Работа над танцем

3. Возрастные особенности музыкально-ритмического и танцевального развития дошкольников

4. Методические приемы обучения танцам

5. Разработки танцев

5.1. Танец с султанчиками «Новый год зажигает ёлки»

5.2. Танец «Парный»

5.3. Танец «Новогодняя полечка»

6. Литература

1. Пояснительная записка

Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психологического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения. Они укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребёнком в процессе двигательных действий, сопровождается значительными физиологическими изменениями в его организме - улучшаются дыхание и кровообращение. Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами.

Системные занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы.

Танцы и пляски помогают детям полюбить музыку, обостряют эмоциональную восприимчивость, развивают музыкальный слух и чувства ритма, расширяют кругозор.

Музыкальному руководителю во время образовательной деятельности очень сложно уделять много времени на построение и объяснение танца, ведь помимо танцевальной деятельности и музыкально-ритмических движений, на занятии так же присутствуют другие виды деятельности, такие как: восприятие музыки, музыкально-дидактические игры, пение, песенное творчество, танцевально-игровое творчество, игра на детских музыкальных инструментах.

Исходя из этого, развить танцевальные способности у детей возможно только при равном участии, как музыкального руководителя, воспитателей, так и музыкального воспитания ребенка в семье.

Танцевальную и музыкально-ритмическую деятельность можно проводить в утренние часы, вместо утренней гимнастики, в свободные часы, на прогулке. Отдельные движения танцев так же проще повторять в группе, не обязательно плясать танец от и до, можно только отрабатывать сложные упражнения, перестроения или связки.

Для того, чтобы понять на сколько развиты дети в группе, я хочу познакомить с этой рекомендацией, где будут описаны особенности развития танцевально-двигательных навыков во всех возрастных группах ДОУ, а так же представлю разработку простых танцев для старшего и среднего возраста, которые можно так же, исходя из возрастных особенностей развития детей с легкостью переделать под младший возраст.

2. Работа над танцем

Существуют разновидности танцев, которые состоят из простых народных и классических танцевальных движений.

- танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;

- сводные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;

- комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;

- народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;

- характерные танцы, исполняемые различными персонажами;

- детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другое.

В настоящее время детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образам их исполнения (они кривляются, танцуют грубо, немузыкально). Поэтому необходимо с самых малых лет закладывать основы художественно-музыкального вкуса.

Есть два пути решения:

1. Работа над облегченными, уже существующими детскими бальными танцами, с использованием той же музыки.

2. Создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы обычно включают программные навыки дошкольников (пружинки, поскоки, шаги польки, галоп, приставной шаг, ритмические хлопки и тд.)

Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их имеющимся техническим возможностям.

Детский танец должен быть компактным, включать в себя малое количество различных фигур.

3. Возрастные особенности музыкально-ритмического и танцевального развития дошкольников

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки).

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Выполнять танцевальные движения: «пружинка», подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, двигаться с предметами (с куклами, игрушками, лентами, инсценировать хороводы. Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижение вперед и в кружении. Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами. Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной с приседанием, пружинящий, переменный шаг, боковой галоп; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами). Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.

4. Методические приёмы обучения танцам.

Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интенсивные методические приёмы вызывают у детей желание танцевать.

Существует несколько методов:

Метод показа. Показывая детям движения, педагог дает возможность увидеть художественное воплощение образа. Иногда, в основном в начале работы, специалист может выполнить их вместе с детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть определёнными двигательными навыками.

Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Также необходимо обращать внимание на интонацию и на тональность речи.

Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Так же не рекомендуется им подсказывать вид движения и отмечать малышей, которые импровизируют правильно. Но при этом внимательно наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали движения, не связанные с музыкой.

Метод иллюстративной наглядности. Нельзя назвать творческой деятельность педагога, если он не рассказывает о танцах, об их истории и многообразии, не знакомит малышей с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.

Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении танцам. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. Игры-превращения помогают научить детей выразительному выполнению движений, развивают их фантазию и воображение.

Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определённых движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденным, но предлагает уже более сложный их вариант.

5. Разработка танцев.

5.1. Танец с султанчиками «Новый год зажигает ёлки»

(для детей старшей или подготовительной к школе группы)

Исполняет: группа «Непоседы» Название: «Новый год зажигает ёлки» Движения: Гак А. А.

Вступление: - Дети парами идут по кругу. Мальчики внутри круга, девочки за кругом. Рис 1.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»

1 Куплет: - Исходное положение: в конце проигрыша выстраиваются в «Ручеек» Рис 2.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-373438-1605765649.jpg

1 - 9 строчки - Дети, находясь в «Ручейке» начинают попарно двигаться вперед, от последних к первым. Выходя из «Ручейка» каждая пара разводят руки в сторону с султанчиками и кланяются. После расходятся парами в разные стороны. Рис 3.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-373438-1605765689.jpg

Припев: - Исходное положение: дети стоят парами в двух колоннах. Рис 4.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-373438-1605765712.jpg

1 - 2 строчка: - Дети берутся правыми руками «крендельком» и кружатся. Рука с султанчиком на поясе.

3 - 4 строчка: - Берутся левыми руками «крендельком» и кружатся. Рука с султанчиком на поясе в конце становятся лицом к зрителям.

Новый год - Левая рука на поясе, правую руку поднимают вверх

Зажигает ёлки, - Трясут султанчиком над головой

Новый год! - Правая рука на поясе, левую руку поднимают вверх

Ждали мы так долго - Трясут султанчиком над головой

Этот праздник яркий, чтоб подарить вам лучшие подарки. - Поднимают руки вверх и делают перекрестные взмахи над головой

Проигрыш: - Дети перестраиваются в хоровод

2 Куплет: - Исходное положение: В хороводе останавливаются лицом в центр.

В этот Новый год - Обе руки вправо, трясут султанчиками Заискрятся, словно льдинки, - Обе руки вправо и вверх, трясут султанчиками

Встанут в хоровод - Обе руки влево и вверх, трясут султанчиками

Новогодние снежинки. - Обе руки влево, трясут султанчиками

В этот Новый год - Наклон к выставленной на пятку правой ноге, руками выполняют «моталочку»

Заискрятся, словно льдинки, - Наклон к выставленной на пятку левой ноге, руками выполняют «моталочку»

Новогодние снежинки - Наклон к выставленной на пятку правой ноге, руками выполняют «моталочку»

Встанут в хоровод - Наклон к выставленной на пятку левой ноге, руками выполняют «моталочку»

В этот Новый год. - Разводят руки в стороны и тряся султанчиками поднимают их над головой.

Припев:

Новый год - Левая рука на поясе, правую руку поднимают вверх

Зажигает ёлки, - Трясут султанчиком над головой

Новый год! - Правая рука на поясе, левую руку поднимают вверх

Ждали мы так долго - Трясут султанчиком над головой

Этот праздник яркий, чтоб подарить вам лучшие подарки. - Поднимают руки вверх и делают перекрестные взмахи над головой

Новый год - Идут в центр круга

Зажигает ёлки, - Поднимают руки с султанчиками к центру, трясут

Новый год! - Отходят назад

Ждали мы так долго - Трясут султанчиками над головой

Этот праздник яркий, чтоб подарить вам лучшие подарки. - Выполняют перекрестные взмахи над головой

5.2. Танец «Парный»

(для детей старшей или подготовительной к школе группы)

Исполняет: группа «Пламя» Название: «Снег кружится, летает. летает»

Движения: Гак А. А.

Вступление: - Дети стоят парами, боком к зрителям, спиной друг к другу.

1 куплет:

Такого снегопада, такого снегопада, Давно не помнят здешние места. - Руки сцеплены за спинами. Качаются с ноги на ногу

А снег не знал, - Вместе поднимают руки, качаясь вправо

И падал, - Опускают руки

А снег не знал, - Вместе поднимают руки, качаясь влево

И падал. - Опускают руки

Земля была прекрасна, - Спинами, прижавшись ладонями, делают один круг вокруг себя

Прекрасна, и чиста. - Встают лицом к зрителям, у мальчика левая рука перед собой и на ней лежит правая рука девочки.

Припев:

Снег кружится, летает, летает. - Делают выпады, девочки влево, мальчика вправо.

И поземкою клубя. - Девочка, кружась, переходит на другую сторону

Заметает зима, заметает, - Делают выпады, девочки вправо, мальчики влево

Все, что было до тебя. - Девочка, кружась, переходит на другую сторону

2 куплет:

На выпавший на белый, на выпавший на белый, На этот чистый, невесомый снег - Мальчик встает на колено, левая рука за спиной, правая поднята вверх. Девочка, скользящим шагом идет вокруг мальчика. Правая рука держит руку мальчика, левая платье. В конце слов встаю спинами друг к другу

Ложится самый - Вместе поднимают руки, качаясь вправо

Первый, - Опускают руки

Ложится самый- Вместе поднимают руки, качаясь влево

Первый - Опускают руки

И робкий и несмелый, На твой похожий след. - Спинами, прижавшись ладонями, делают один круг вокруг себя

Припев: - Встают лицом к зрителям, у мальчика левая рука перед собой и на ней лежит правая рука девочки.

Снег кружится, летает, летает. - Делают выпады, девочки влево, мальчика вправо.

И поземкою клубя. - Девочка, кружась, переходит на другую сторону

Заметает зима, заметает, - Делают выпады, девочки вправо, мальчики влево

Все, что было до тебя. - Девочка, кружась, переходит на другую сторону

3 куплет: - Стоят боком к зрителям, фигура «Лодочка»

Раскинутся просторы, - Делают 2 приставных шага на зрителей

Раскинутся просторы - Делают 2 приставных шага от зрителей

До самой дальней - Делают 2 приставных шага на зрителей

Утренней звёзды. - Делают 2 приставных шага от зрителей

И верю я, что скоро, - Делают 2 приставных шага на зрителей

И верю я, что скоро - Делают 2 приставных шага от зрителей

По снегу доберутся - Один поворот «Лодочкой»

Ко мне твои следы. - Встают лицом к зрителям, у мальчика левая рука перед собой и на ней лежит правая рука девочки.

Припев:

Снег кружится, летает, летает. - Делают выпады, девочки влево, мальчика вправо.

И поземкою клубя. - Девочка, кружась, переходит на другую сторону

Заметает зима, заметает, - Делают выпады, девочки вправо, мальчики влево

Все, что было до тебя. - Девочка, кружась, переходит на другую сторону

Отыгрыш: - «Лодочкой» кружатся по кругу друг за другом

5.3. Танец «Новогодняя полечка»

(для детей средней - старшей группы)

Исполняет: Ю. Селиверстова Название: «Собрались сегодня в зале…»

Движения: Гак А. А.

1 Куплет: - Дети стоят парами

Собрались сегодня в зале мы не зря - Выполняют «моталочку» руками влево

Пригласить на танец я хочу тебя - Выполняют «моталочку» руками вправо

Вся в огнях и мишуре елочка - «Фонарики»

Начинаем танцевать полечку - Руки ставят на пояс

Припев:

Новый год, - Выставляют правую ногу на пяточку

Новый год, - Выставляют левую ногу на пяточку

В быстром танце кружат сказки - «лодочкой» кружатся один раз

Новый год,- Выставляют правую ногу на пяточку

Новый год, - Выставляют левую ногу на пяточку

Веселятся от души - «лодочкой» кружатся один раз

В Новый год, - Выставляют правую ногу на пяточку

В Новый год, - Выставляют левую ногу на пяточку

Пусть сверкают наши глазки - «лодочкой» кружатся один раз

Дед Мороз, - Выставляют правую ногу на пяточку

Не сиди, - Выставляют левую ногу на пяточку

Вместе с нами попляши - «лодочкой» кружатся один раз

Проигрыш: - Дети стоят лицом к зрителям. Правая нога на раз - пяточка, на два - носочек, на три - «моталочка» перед собой. Левая нога на раз - пяточка, на два - носочек, на три - «моталочка» перед собой. / 2 раза

2 Куплет: - Дети стоят лицом к зрителям

Мы в ладоши звонко хлопнем - «пружинка»

1-2-3 - 3 хлопка

Каблучками как ударим. - «пружинка»

Посмотри - 3 притопа

Поменяемся местами, а потом - Меняются местами в паре

Мы по кругу за руку с тобой пойдем - Берутся за руки и парами разворачиваются по кругу

Припев: - Дети поскоками парами бегут по кругу. В конце встают в один круг.

Проигрыш: - Дети стоят лицом в круг. Правая нога на раз - пяточка, на два - носочек, на три - «моталочка» перед собой. Левая нога на раз - пяточка, на два - носочек, на три - «моталочка» перед собой. / 2 раза

3 Куплет:

Дед мороз, иди в кружок, не ленись - жестами зовут Деда Мороза

Вместе с нами веселее покружись - Кружатся вокруг себя

Если жарко станет вдруг - не беда - руки «полочкой», правой рукой «грозят»

На тебя подуем дружно, да-да-да! - «дуют» на Деда Мороза

Припев:

Новый год, - Выставляют правую ногу на пяточку

Новый год, - выставляют левую ногу на пяточку

В быстром танце кружат сказки - кружатся один раз

Новый год,- Выставляют правую ногу на пяточку

Новый год, - Выставляют левую ногу на пяточку

Веселятся от души - кружатся один раз

В Новый год, - Выставляют правую ногу на пяточку

В Новый год, - Выставляют левую ногу на пяточку

Пусть сверкают наши глазки - кружатся один раз

Дед Мороз, - Выставляют правую ногу на пяточку

Не сиди, - Выставляют левую ногу на пяточку

Вместе с нами попляши - кружатся один раз

6. Литература

1. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», - СПб., 2000

2. Дрожжина Е. Ю, Снежкова М. Б. Обучение дошкольников современным танцам. Методическое пособие. - М. :Центр педагогического образования, 2013.

3. Зацепина М. Б Круглый год (вопросы музыки)//Программа «Преемственность», познание мира/Сост. Н. А. Федосова. М., 1999.

4. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание: Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой и др. М., 2005.

5. Зацепина М. Б. Мы танцуем, поём, играем и слушаем музыку своего народа//Программа «Преемственность», подготовка к школе/Сост. Н. А. Федосова. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация деятельности по предотвращению опасных ситуаций в повседневной жизни детей дошкольного возраста"

Данные методические рекомендации по организации работы, направленной на формирование навыков здорового образв жизни дошкольников с учетом интеграции различных образовательных областей....

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

Методические рекомендации "Алгоритм деятельности педагогов по созданию креативной среды в дошкольном образовательном учреждении".

Прежде всего, создание креативной среды в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) предполагает разработку концептуальной основы развивающей среды ДОУ, реализующей права ребенка и максималь...

Методические рекомендации проектной деятельности в ДОУ

В данной статье говориться о актуальности использования метода проектов...

Методические рекомендации "Проектная деятельность в ДОУ"

В данных методических рекомендациях мы предлагаем Вам познакомиться с технологипей проектирования в ДОО, узнать какие типы проектов можно использовать для работы с детьми в детском и основным алгоритм...

Методические рекомендации образовательной деятельности (изобразительная деятельность). "Сотворчество педагога и детей младшего и среднего дошкольного возраста в создании образов явлений природы".

Методические рекомендации образовательной деятельности. Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие".Изобразительная деятельность.Тема: "Сотворчество педагога и ...