Проектная деятельность в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с ТНР
статья

Кузина Юлия Андреевна

Познавательно - исследовательская деятельность доставляет детям радость, гармонично развивает умственные и физические способности растущего ребенка, оказывая положительное нравственное влияние. Через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить своё собственное место в нём. Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников,а одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектная деятельность.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Однако, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место и в системе коррекционного дошкольного образования. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с ТНР. Автор: Кузина Ю.А.

Содержание.

1. Введение.

1.1. Описание проектной деятельности в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с ТНР.

1.2. Эффективность применения проектной деятельности в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с ТНР.

1.3. Информационная карта проекта «От чистого сердца».

2. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Познавательно - исследовательская деятельность доставляет детям радость, гармонично развивает умственные и физические способности растущего ребенка, оказывая положительное нравственное влияние. Через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить своё собственное место в нём. Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников,а одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектная деятельность.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Однако, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место и в системе коррекционного дошкольного образования. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

 

Преимущества проектной деятельности:

  • Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в ее основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса (дети – родители - педагоги);
  • Повышает компетентность педагога и повышает качество образовательного процесса;
  • Проектная деятельность даёт возможность углубленного  изучения  какой - либо темы и получения  быстрых практических результатов.
  • Способствует развитию у ребенка креативности и логического мышления.
  • В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции  ребёнка, раскрывается его индивидуальность.

 

Возможные риски:

  • Недостаточная мотивация воспитателей, родителей;
  • Недостаточный уровень развития познавательного интереса у воспитанников.

 

 

 

1.1. Описание проектной деятельности в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с ТНР.

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

 «… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», - писал К. Н. Вентцель.

Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием «проблема». Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Технологию метод проектов в ДОУ можно определить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получения реального творческого продукта, который можно использовать в дальнейшей деятельности и презентации полученных результатов. Использование метода проектов в дошкольной педагогике имеет свою специфику. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

Особенностью применения метода проектов в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи  является обязательное включение задач речевого развития:

  • обогащать и развивать словарь;
  •  упражнять в составлении рассказов;
  •  развивать грамматически правильную связную речь.

Причем задачи речевого развития и формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка осуществляются через его включение в различные виды деятельности:

  • двигательную,
  •  игровую,
  • коммуникативную,
  •  познавательно-исследовательскую,
  •  восприятие художественной литературы и фольклора,
  • элементарную трудовую деятельность и конструирование из различных материалов,
  • изобразительную,
  • музыкальную.

Речь приобретает практическую направленность.

В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР содержание образовательной деятельности построено на основе изучения материала с опорой на лексические темы (тематический принцип планирования коррекционно - образовательной работы). Это значительно облегчает и предполагает использование проектного метода, который подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основании которого лежит проблема.

В ходе проекта дети с ТНР решают различные познавательно-практические задачи вместе со сверстниками и взрослыми и мотивированно обогащают и активизируют словарь, развивают умение составлять предложения, употреблять в речи грамматические категории, составлять рассказы. Без сформированной мотивации учения сложно добиться заметных результатов в обучении.

Важно распределить обязанности взрослых в реализации проекта и определить роль каждого педагога, участвующего в реализации проекта. Дифференцированное определение содержания образовательных и коррекционных задач позволяет более полноценно использовать достижения  как современной дошкольной методики, так и коррекции. Педагог (учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель) должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению.

Воздействие на мотивационную сферу дошкольника, в том числе и на формирование мотивации учения осуществляется в двух направлениях:

  • непосредственно:  через личностно- значимую деятельность ребёнка;
  • опосредованно: через личностно - значимых субъектов (педагогов, родителей).

Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогам в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают и свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Смена детской деятельности, в свою очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.

Метод проектов затрагивает не только интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все».

Актуальной  для дошкольного образования является следующая типология проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

 

 

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:

1.     Исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.     Ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.     Информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4.     Творческие (оформление результата в виде детского праздника, музыкальной или литературной гостинной)

 

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта:

  • I этап разработки проекта — целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. Выбор темы — это первый шаг воспитателя в работе над проектом. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую предлагается подтвердить в процессе поисковой деятельности.
  • II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза — это и есть цель проекта). Сначала проводится обсуждение, в ходе которого дети выясняют, что им известно об этом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы они были видны всем. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, хорошо знакомые детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Здесь важно, чтобы педагог терпеливо, с уважением выслушал мнение каждого ребенка, проявил тактичность по отношению к самым нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Обсуждая поставленный вопрос, дети, естественно, опираются на свой личный опыт. В проекте необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Поиску правильного ответа на поставленный вопрос способствуют различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступающие предложения дополняют тематический план, предложенный воспитателем. Важно, чтобы педагог проявил гибкость, готовность корректировать свой план и даже жертвовать ранее запланированными формами работы ради интересов детей. Показателем высокого профессионального мастерства воспитателя является его готовность отступить от стереотипов.
  • После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом — его практическая часть. Детям свойственно исследовать, экспериментировать, творить. Педагог должен создавать такие проблемные ситуации, которые побуждают ребенка к самостоятельным исследованиям, экспериментам, формулированию гипотез. Среда, которая окружает ребенка, должна быть как бы незаконченной, незавершенной. Примером тому могут служить уголки по познавательно-практической деятельности. Воспитатель принимает активное участие в разработке проекта, оказывает помощь при необходимости, направляет детей, но ни в коем случае не делает ту работу, которую дети сами могут выполнить. В процессе у детей должны выработаться и сформироваться определенные навыки, приобрести новые полезные знания и умения.
  • IV этапом работы над проектом является презентация проекта.
  • Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту мы всегда приглашаем гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Всегда стараемся, чтобы форма защиты проекта была яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя. Успешный проект надо планировать, постоянно помня о конечном результате, и организовывать вокруг основных концепций и понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Эффективность применения проектной деятельности в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с ТНР.

 

Успешный проект надо планировать, постоянно помня о конечном результате, и организовывать вокруг основных концепций и понятий.

Георг Кристоф Лихтенберг сказал: «Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим». Самое трудное, как оказалось в процессе работы, — выбрать интересную тему проекта. Оптимальный выход — фиксировать и собирать интересные идеи в специально предназначенное для этого место. Также очень важным моментом проектирования является — мотивация. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог и ребёнок сформулировали причину, по которой они включаются в работу. Успех проекта зависит от того, насколько сильно были увлечены дети, и даже их родители поставленной перед ними задачей. Ведь проектная деятельность предполагает дальнейшую совместную работу с родителями. Очень важно всячески поощрять самостоятельные действия, как самих детей, так и их родителей, которые могут искать материал путем самостоятельного «расследования» в заданной области.

Взаимодействие с семьёй — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей. Творческое взаимодействие педагогов и семьи является одним из наиболее важных, которое заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении интересов ребёнка.

В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.

В группе компенсирующей направленности детского сада проекты, в основном, классифицируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем. Проекты проводятся как внутри группы, так и между группами, но бывают и личностные, индивидуальные проекты. Такие проекты, в основном, преобладают в изобразительном и словесном творчестве, когда ребенок составляет рассказ по определенной теме и рисует к этому рассказу иллюстрацию. Или наоборот, сначала рисует, а потом по этому рисунку рассказывает и представляет свой проект перед всей группой. При выполнении таких работ, используются задания для самостоятельного выполнения, и даже домашние задания с привлечением к работе родителей. Так как основной целью в группе компенсирующей направленности является формирование и развитие всех компонентов речи.

В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. В условиях дизонтогенеза эти механизмы не работают в полную силу. Нормально развивающийся ребенок очень многое усваивает в процессе повседневного общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности. Тяжелые нарушения речи препятствуют усвоению социального опыта, развитию культуры общения, культуры речи, а также развитию познавательной и творческой активности. Ребенку с ТНР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый не только непосредственно решает коррекционные задачи, но и создает условия для развития речевых и коммуникативных способностей ребенка. В этой связи большой интерес представляет «детское проектирование», или интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование . Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой, не менее важной, – на постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребёнка. По утверждению Песталоцци, каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать. О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет: развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума; формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности и др. С уверенностью можно сказать, метод проекта может стать не только эффективным средством речевого развития, но и в достаточной мере способствовать преодолению имеющихся у ребенка нарушений. В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР могут использоваться творческие проекты, содержание которых ограничивается определенной тематикой.

За несколько лет использования проектной деятельности в ДОУ нами было проведено много различных проектов, как краткосрочных, так и долгосрочных: «Крепкая семья – крепкая держава», «Огород на окне», «Мой друг - светофор», «Народная игрушка», «Русские народные сказки», «Мой домашний любимец», «Мама – солнышко моё», «Мой папа – самый лучший», «Была Война – была Блокада…» и многие другие.

Итогом некоторых проектов стали мини-музеи.

Чтобы легче ориентировать проект на освоение содержания проблемы и помочь воспитанникам сконцентрироваться на важных аспектах решаемой проблемы подбираем литературу, наглядный и дидактический материал, проектируем план оценивания; придумываем задания, где будут учитываться потребности, которые будут связывать воспитанников с внешним миром, и будут включать развивающие и исследовательские задания и т. п. Таким образом, метод проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Проектная деятельность выступает уникальным средством обеспечения сотрудничества педагога, родителей и детей, способом организации личностно — ориентированного подхода к образованию. Кроме того, проектная деятельность открывает возможности и для формирования представлений об окружающем, так как ребёнок не только накапливает достаточно большой объём новой информации, но в совместной деятельности эти представления становятся более прочными, обобщёнными. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Информационная карта проекта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КРАТКОСРОЧНОГО МИНИ ПРОЕКТА

 

Название мини проекта.

Мини проект «От чистого сердца» для обучающихся старшего дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ, с привлечением родителей (законных представителей).

Вид проекта.

Информационный,  творческий, групповой проект.

Тип проекта.

Детско-родительский.

Идея проекта.

Связана с:

  • Формированием  у дошкольников представлений о роли женщины – матери в жизни каждого человека.
  •  Решением задач нравственно – патриотического воспитания.
  • Созданием  положительной эмоциональной среды общения между родителями, детьми и педагогами.

Цель проекта.

Поддержание традиции бережного и заботливого отношения к маме, осознание значимости мамы в жизни ребенка, семьи.

Проектная гипотеза.

Если использовать ресурсы образовательного пространства  ДОУ, привлечь родителей в данный проект, то цель проекта будет достигнута.

Методы проекта.

  • Наглядный: подбор иллюстраций, видео материалов, наблюдения за «мамиными заботами», за поведением взрослых и детей, театрализация, рассматривание фотографий, выставки работ детей и взрослых.
  • Словесный: беседы, рассказы, объяснения, разъяснения, анализ, чтение художественной литературы, анализ поступков героев художественных произведений, знакомство с пословицами и поговорками,разучивание стихов, сюжетно – ролевые и дидактические игры, составление синквейнов.
  • Практический: организация развивающей предметно – пространственной среды, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация), игровая и трудовая деятельность, оформление уголков для познавательного развития, создание продуктов проектной деятельности.

 

Педагогические технологии.

  • Информационно – коммуникационные технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Технологии критического мышления.
  • Игровые технологии.
  • Личностно – ориентированные технологии.

Актуальность.

В детском саду педагоги прикладывают усилия, чтобы помочь ребенку сориентироваться в нашем мире, определить главные человеческие ценности. Одной из таких важных ценностей является – семейные отношения. Члены семьи  волнуются друг за друга, поддерживают и помогают друг другу. Образ матери – символ родного дома, тепла, уюта, бескорыстной любви. Мама – самый близкий и дорогой человек. Все начинается с нее… Быть мамой очень почетно и очень ответственно. Учитывая роль матери в жизни человека, в 1998 году в нашей стране стали отмечать праздник – день Матери. В этот день все люди поздравляют своих мам и говорят им слова любви и благодарности. Хотелось бы, чтобы с дошкольного возраста, дети поддерживали эту традицию, уважали своих мам и гордились ими.

 

Задачи работы с обучающимися.

  • Знакомить обучающихся с традициями и обычаями своей страны и семьи. Донести до детей смысл государственного праздника «День матери».
  • Воспитывать любовь и уважение к своей маме, гордости за нее.
  • Вызывать желание создавать подарки для мамы своими руками.
  • Побуждать интерес к совместной деятельности, активность, любознательность.
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков, умению вести диалог, поддерживать беседу.
  • Обогащение и активизация словаря детей, развитие связной речи.
  • Формирование предпосылок поисковой деятельности.

Интеграция образовательных областей.

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи работы с родителями (законными представителями).

  • Осознание родителями важности нравственно – патриотического воспитания.
  • Формировать у родителей (законных представителей) активной жизненной позиции в воспитании и образовании своих детей.
  • Поддерживать интерес  родителей (законных представителей) к семейным и нравственным традициям и ценностям России.
  • Создание условий для совместного творчества родителей и детей, раскрытия их творческого потенциала.

Срок реализации проекта.

Срок реализации проекта – 01.11.2018 – 23.11. 2018

Первая неделя (01. 11 – 06.11) – предваряющая тему.

Информационная.  (Формулирование проблемы, определение продукта проекта, сбор демонстрационного материала, РППС, консультации и беседы с родителями.)

Вторая неделя (07.11 – 16.11) – изучение темы и продуктивная деятельность. Выполнение домашнего задания.

Третья неделя (19.11 – 23.11) - закрепление темы. Праздник «Я люблю тебя, мамочка» с приглашением мам, газета «Вот какие наши мамы»

Этапы реализации.

 

 

 

  • Поисковый этап «Детская цель».

 Первая неделя:

Постановка  цели  перед  обучающимися, исходя  из их интересов и  личного опыта: помочь «навести»,  обнаружить проблему (может даже спровоцировать проблему), «втянуть детей в совместный проект»).

Прочитать детям стихотворение:

Есть женский день весною,

А этот пал на осень.

Просить тепла у солнца?

Но нет! Мы не попросим.

Ведь наше солнце – мама,

Для нас всегда сияет.

И с этим днем осенним

Давай ее поздравим!

Предложить детям порадовать маму в день Матери – подготовить выступления, подарки  и пригласить ее на праздник.

Вовлечение обучающихся и родителей в решение проблемы (круглый стол, индивидуальные беседы, консультации.)

 

  • «Творческий поиск».

Первая неделя.

Составление  плана  движения  к  цели: С чего начнем?; Что для этого необходимо?; Как это   будем делать?

Обсуждение  плана  работы  со всеми участниками образовательных отношений: Где и у кого получим необходимую информацию?  Как зафиксируем результаты проекта?

Сбор  информации, материалов  для  реализации  проекта  при помощи  различных  средств и разных источников: подбор детской и методической работы по теме; подбор сюжетно – ролевых, дидактических и подвижных игр; демонстрационного материала.

Разработка домашнего задания.

(Оформление на листе А4 рассказа о маме по предложенным вопросам с фотографией).

  • «Практическое воплощение».

 Вторая неделя.

Специально организованная проектная деятельность: все виды детской деятельности, инициируемые взрослыми и (или) детьми (совместная деятельность детей со взрослыми, совместная деятельность детей друг с другом, самостоятельная деятельность):

 

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- образовательная деятельность:

 «День Матери – государственный праздник в России»,

 «Русские традиции и обычаи» ( почитание родителей и благословение на достойные дела и поступки).

 «Мама и Родина – очень похожи…»;

- беседы:

«Мамы разные нужны, мамы разные важны»,

«Мама – самый дорогой и близкий человек»,

«Как я маме помогаю»,

«Если был бы я волшебник, то для мамы…»;

- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок «Мамины помощники», «Поздравляем маму с праздником»;

- мастер – классы от мам:

«Я – доктор»

«Я – парикмахер».

«Я – воспитатель»

 

Образовательная область «Речевое развитие»:

- чтение рассказов: В.Осеева «Сыновья», «Печенье», «Волшебное слово», «Просто старушка»; М. Потоцкая «Когда мама была маленькой»; Д.Непомнящая «Мама для мамонтенка», С.Михалков «А что у вас», стихи и рассказы из хрестоматии «Стихи и рассказы о маме»;

- заучивание стихов, пословиц, поговорок по теме проекта;

- составление рассказов о маме;

- придумывание и запись пожеланий для поздравления мам;

- составление синквейнов на тему «Моя любимая мама»;

- «пальчиковая гимнастика из книги «Расскажи стихи руками».

 

 Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

- сюжетно – ролевые игры « Семья» ( разные игровые ситуации) , «Мама доктор», « Мама – парикмахер»,      « Мама – воспитатель»;

- дидактические игры: «Назови ласково», «Подбери признак», «Подбери действие», «Закончи предложение»,

«Назови профессию»  и т.д.

- рассматривание фотографий и составление предложений по ним.

 

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»:

- аппликация: «Поздравительная открытка для мамы», «Украшение плакатов с пословицами о маме», «Цветы для украшения группы к празднику»;

- рисование « Портреты мам», «Моя семья», «Я и мама»; «Гжель»

- пластилинография  «Цветы для мамы»;

- слушание и разучивание песен о маме (см. картотеку);

- разучивание ритмических танцев к празднику.

 

Образовательная область «Физическое развитие»:

- разучивание веселых эстафет для праздника.

 

Работа с родителями:

-составления макета рассказа о маме совместно с родителями и способы его оформления;

- папка – передвижка « Празднование дня матери в России», «Семейные традиции в России»;

- консультации « Как рассказать ребенку о праздновании дня матери в России», « Как рассказать ребенку о своей работе»;

 - выбор и оформление пословицы для праздника;

- выступление перед детьми с рассказом о своей профессии;

- помощь в оформлении  газеты «Вот какие наши мамы»;

- подготовка к участию в празднике в различных конкурсах.

 

  • «Итог».

 Третья неделя.

 Газета «Вот какие наши мамы».

 Проведение  праздника «Я люблю тебя, мамочка».

 Сюжетно – ролевая игра «Семья».

 Обсуждение и анализ итогов проекта. Награждение участников. Выдвижение новых идей.

Ожидаемые конечные результаты.

  • Обогащение личного опыта каждого ребёнка.
  • Заинтересованность темой ( проявление познавательной активности).
  • Проявляют желание (инициативу) рисовать, рассматривать, задавать вопросы, участвовать в беседах.
  • Участие родителей в планировании и в реализации проекта.
  • Удовлетворённость родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг.
  • Обобщение опыта педагогов через различные формы, выдвижение новых целей.

Систематизация мини проекта.

Обобщение опыта для использования другими педагогами.

Участники проекта.

Триада «педагоги - родители (законные представители) - обучающиеся».

Возможные риски

Если не все мамы захотят рассказать о себе, то ребенок не увидит красивую информацию с фотографией  мамы в общей газете. Чтобы этого избежать, газета оформляется заранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Виноградова Н. Е., Е. П. Панков. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. — М.: Айрис — пресс, 2013.
  2.  Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.:– 3-е изд. испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2011.
  3.  Лихтенберг Г. К. Цитаты. «Афоризмы и высказывания». Цитаты учёных. — 2013. Реброва В. И. «Проект как форма совместной деятельности детей и взрослых в соответствии с новыми ФГТ» / «Детский сад будущего — галерея творческих проектов» № 01 — СПб, ООО «Галерея проектов», 2011.
  4. Реброва В. И. «Проектная деятельность в образовательной практике современного детского сада» / «Детский сад будущего — галерея творческих проектов» № 03 (04) — СПб, ООО «Галерея проектов», 2012.
  5. Украинцева О. П. Проектная деятельность при взаимодействии с семьёй // Воспитатель ДОУ. – 2012. — № 5.

Хилтунен Е. Дайте детям сначала задать вопросы // Дошкольное воспитание. — 2010. – № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

В данной статье описан опыт по приминению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста...

Конспект занятия в старшей группе по использованию в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста информационно- образовательных ресурсов.

Тема: «Путешествие в страну Транспорт» Цель: Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности. Задачи:Образовательные:Способствовать...

План по самообразованию по теме "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

Актуальность:Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым инт...

Классификация образовательных ситуаций их значение в организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Образовательная ситуация является основой педагогического процесса. Образовательные ситуации используются в разных видах детской деятельности и служат для решения определенных задач или задач вместе с...