Классификация образовательных ситуаций их значение в организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
материал

Образовательная ситуация является основой педагогического процесса. Образовательные ситуации используются в разных видах детской деятельности и служат для решения определенных задач или задач вместе с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_klassifikatsiya_obrazovatelnyh_situatsiy.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация образовательных ситуаций их значение

в организации образовательного процесса

с детьми дошкольного возраста.

Основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является развивающая образовательная ситуация. Образовательная ситуация, это форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенной задачи или задач вместе с детьми. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной деятельности, совместной образовательной деятельности и в режимных моментах главными задачами которых являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме.

Образовательные ситуации классифицируются (делятся) по характеру деятельности детей, по характеру взаимодействия, по форме организации детей.

Классификация по форме организации детей.

1.Заранее спланированные – придуманные, с подготовленным материалом, в которой решаются воспитательно-образовательные задачи. Сценарий спланированных ситуаций должен быть настолько гибким, чтобы его можно было менять в зависимости от складывающихся условий, но придерживаясь при этом поставленной цели.

2.Спонтанные – (связанные с жизнью детей), педагогу нужно превратить житейскую ситуацию в образовательную. Спонтанные образовательные ситуации необходимы, когда ребенку в его самостоятельной деятельности не хватает для решения возникших у него задач, нужных для этого средств и способов.

Образовательные ситуации по характеру деятельности детей бывают:

1. Исследовательские (или поисковые) - в ходе которых ставится постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез по поводу средств и способов её решения.

Можно применить такие ситуации, как «Чья это вещь?», «Чья это игрушка?», «Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, он прыгнул в воду, но Буратино всплывает. Как ему помочь?»

Для решения задач при организации поисковой деятельности педагог использует приемы:

- Системы вопросов, с помощью которых можно переформулировать условия задачи;

- Использует наводящие задачи или задачи-подсказки;

- Неправильные решения игрового персонажа;

- Недосказанная история, ситуация;

- Цепочка наводящих задач или вопросов.

2. Коммуникативно-диалоговые, дискуссионные - в ходе которой генерируются идеи (поиск наилучшего решения ситуации) по поводу решения поставленной проблемы, их обосновывают с помощью тех или иных аргументов, выявляются и сопоставляются разные точки зрения, проводится рефлексия.

К таким ситуациям относятся разговоры воспитателя с детьми, обследование предметов, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации.

В процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения.

3. Моделирующие в предметно-содержательном (имитационно-игровом) и социально-психологическом (ролевом) планах – в ходе которых происходит творческий перенос полученных представлений в новые условия. (Дети сами становятся участниками определенного действия).

    Для усиления интереса к содержанию образовательных ситуаций, им придают игровой характер. В этом случае детям предлагают занять активную ролевую позицию (игровой сюжет ситуаций выбирается в зависимости от склонностей детей):

- изобретателей - особых машин, правил, приспособлений, правил, законов;

- исследователей – которые делятся с присутствующими результатами своих изысканий;

- интервьюеров – выясняют что-либо, задавая соответствующие вопросы;

- актеров, играющих роль того или иного животного (с его повадками, средой обитания, образом жизни) или предмета (учитывая его производство, способы употребления);

 -экскурсоводов по музеям, выставкам;

- волшебников – «отменяющих» те или иные свойства предметов, явлений, закономерностей;

- писателей, дрессировщиков, представителей разных профессий;

- школьников, изучающих тот или иной предмет.

Образовательные ситуации по характеру взаимодействия делятся на;

1. Ситуации обучающего взаимодействия в контексте содержания темы

         2. Ситуации сопровождения в освоении темы

         3. Ситуации поддержки детской самостоятельной деятельности

Для того чтобы правильно поставить и успешно решить проблему, необходимо разделить деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка включает в себя принятие проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Педагогическая поддержка представляет собой взаимодействие взрослого и ребенка, где взрослый оказывает различными методами помощь ребенку в реализации его потребностей, и направляет его развитие, а ребенок, ориентируясь на поддержку взрослого, достигает целей, удовлетворяет потребности, интересы, применяет свои способности.

Педагогическая поддержка предполагает не авторитарное воздействие, где

доминирующим является взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок являются партнерами в общении и деятельности.

В образовательной деятельности наиболее актуальными и действенными используют тактики педагогической поддержки: тактику помощи и тактику содействия.

Тактика помощи рассчитана на то, чтобы ребенок обязательно приступил к

деятельности, освободился от страха перед неудачей, почувствовал себя в

 «ситуации успеха». Многие дети проявляют неуверенность перед новой

познавательной задачей в образовательной деятельности, стараются избежать

проблемы, тем самым блокируют свою активность и отказываются от выполнения задания. Воспитатель своей незначительной помощью, похвалой, поддержкой, подсказкой, укрепляет веру ребенка в свои силы и активизирует познавательную активность.

Основной принцип тактики «содействия»: «Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!». В тактике содействия создаётся условия для того, чтобы ребенок вовлекался в процесс осмысления, в рефлексию собственной деятельности. Воспитатель интересуется мнением ребенка о том, как он намерен действовать, и старается расширить его возможности выбора, предлагает попробовать новые варианты, не знакомые ребенку.

В тактике содействия необходимо постоянно находишься в диалоге с ребенком, задавать ему поисковые вопросы, вместе размышлять, обсуждать способы деятельности и пути решения задачи, достижения целей. Эта тактика стимулирует и развивает познавательные способности ребенка, самостоятельность мышления и укрепляет веру в собственные силы. Также «тактика содействия» помогает ребенку избавиться от страха быть неправильно понятым, и формирует очень важное чувство доверия между ребенком и взрослым.

Используя образовательные ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знанию, а к познанию. Ребенок сам добывает знания, познает мир. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает, сопоставляет, устанавливает сходство и различие. Анализируя проблему, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую, развиваются его творческие способности.

        

      Примерная образовательная ситуация «Печенье на день рождения»

Задача:

Подбирать формочки для выпечки печенья, используя предметы-заместители

Проблема:

Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения дочки. «Гвоздем» программы должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но не смогла купить формочки для выпечки печенья. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

Деятельность
воспитателя

                                       Деятельность детей

Для приготовления теста детям были предложены схемы, алгоритмы приготовления теста.

Вместе с воспитателем дети замесили тесто, раскатали его в лепешку.

Ребята, как вы думаете, чем Зайчихе заменить
формочки

Можно взять формочку для песка, шашку, штампы, стаканчик, пиалу, кольцо пластмассовое от пирамидки.
Нарезать ножом или ножницами геометрические фигурки.

Просто руками разминать, предавая форму цветка или

разных фигурок.

Можно взять конструктор и нарезать им.

Пробкой от бутылки из-под лимонада можно

попробовать, печенье будет маленьким. Все что дети

предлагают использовать вместо формочек, они пробуют при работе с тестом

Скажите, почему удобнее

делать формочками и        

стаканчиком?

У них тонкие края и они прорезают тесто как ножом. У шашки и кольца края тупые и резать тесто очень трудно.

Дети приходят к выводу, что формочками для песка и

стаканчиком делать печенье удобнее, потому что у них тонкие края, которые режут тесто.

Вот ребята, мы и помогли Зайчихе найти выход из ситуации

Дети гордятся своей помощью: мы хорошо придумали, мы молодцы, теперь можно праздновать.
Готовое печенье дети несут на кухню для выпекания

Зайчиха угощает детей и зайчат вкусным печеньем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс ": Выстраивание образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций"

Расширить  знания педагогов о методе  проблемного обучения дошкольников. Помочь освоить приёмы создания проблемной ситуации в совместной деятельности с детьми. Выстраивать работу с детьми на...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от сис...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ.

В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от сис...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста – «Утренний круг».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные  подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного  возраста – «Утренний круг»....

Мастер класс для родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста . Утренний круг.

Целью организации утреннего круга :обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых....

Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"

Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса  с детьми дошкольного возраста"...