Статья "Детско-взрослые проекты как одно из основных средств реализации образовательной области познавательное развитие"
статья

Ильина Татьяна Андреевна

Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности позволит ребенку совершать эти открытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГБДОУ детский сад  №91 Выборского района

Ильина Татьяна Андреевна

Детско-взрослые проекты как одно из основных средств реализации образовательной области познавательное развитие.

               «Сохранение уникальности и

 самоценности детства, как

важного периода жизни, значимого

самого по себе, без всяких условий»

ФГОС     ДО

                                                 

                                                     

Перед современным  педагогом стоит сложная задача - организовать повседневные  события жизни ребёнка, таким образом, чтобы они обеспечивали его эффективное  развитие. Дошкольное детство - самоценный этап в развитии личности, когда мир для ребёнка-это непосредственное открытие.  Известно, что, самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам.

 проектный метод в организации познавательно - исследовательской деятельности  позволяет ребёнку совершать эти открытия. Познание объектов  живой и не живой природы, окружающего мира и частично того, который пока не известен ребёнку, в практической деятельности .Положительно то, что   метод проектов позволяет педагогам активно включаться в совместную деятельность,  помогать им, развивать  творческие способности, побуждать любознательность, активность, инициативность.

В практике дошкольного образования имеют место  разные  виды и типы проектов, в основе которых преимущественное наполнение разных видов детской деятельности теми или иными развивающимися направлениями,  рекомендуемые   приёмы  организации детской  деятельности, учёт проявлении индивидуальности в выражении мыслей, чувств.

         Для реализации проекта, особенно важно подготовить  окружающую атмосферу, стимулирующую активность, дающую возможность взрослому направить творчество ребёнка на его саморазвитие, обеспечить выбор игр, пособий, сочетаний их с целью воплощения задуманного, объединения в небольшие группы единомышленников.

 В процессе работы над проектом педагог создаёт условия для естественного индивидуального личностного роста ребёнка:
- выстраивает образовательный  процесс по модели субъект- субъектного взаимодействия с ребёнком;

- планирует согласование задач, содержания разных  образовательных областей;

- продумывает возможные пути интеграции;

-учитывает возрастные, гендерные, индивидуальные психологические особенности детей, уровень развития;
- ориентируется на зону ближайшего развития.

Во время реализации  проекта часто используется целевая развёрнутая проблемная ситуация, которая  направляет  детей на активный  поиск . Педагог  поощряет инициативу, ставит детей  перед необходимостью самостоятельного   выбора решения. Помогает детям осознать то ,  что они уже  умели и чему научились, какие чувства и эмоции у них возникли и как их  использовать в жизни. Создаёт ситуацию успеха  для каждого ребёнка,  поддерживает положительные действия и намерения; вовлекает детей в совместную деятельность , оказывает помощь, организует  взаимную поддержку. Из это следует, что  именно  система проектов  в   обогащении социально-личностного опыта детей, продвижение ребёнка в развитии и выработки привычек поведения.

Проект  как правило  разрабатывается на основе проблемы, которая интересна и доступна ребёнку данного возраста. Обеспечивается  усвоение информации через её изменение, дополнения,  и исключение лишнего, самостоятельное практикование в различных ситуациях.

 Для осуществления соответствующих разделов проекта, привлекаются специалисты, родители. Составляется примерная план-схема, собирается и накапливается материал, включаются развивающие ситуации. В конце презентуется данный проект. 

Пример проекта, разработанного  и реализованного  в  старшей группе ГБДОУ детский сад №91 Выборгского района в октябре текущего года   «Как мы попали  в золотую осень». Проект разработан в соответствии с требованиями   Федерального Государственного Образовательного Стандарта, охватывает области познавательного , художественно-эстетического, речевого  развития.

Цель  проекта. Развитие познавательного интереса, стремления отражать свои впечатления в разных видах художественной деятельности.

Задачи проекта:

-    развития познавательных и творческих способностей детей;

- стимулирование у детей эмоционального отклика на  красоту и разнообразие осеннего леса;

- побуждение интереса к отражению своих впечатлений в художественно-эстетических видах  деятельности.

Началом реализации   проекта  явилось чтение    стихотворения И.  А. Бунина «Листопад»

 Лес, точно  терем расписной:

Лиловый , золотой, багряный.

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

 Вслед за чтением организован краткий эмоциональный был  организован краткий разговор по содержанию,  с целью  выявления отношения  детей к осени, высказанному   поэтом  Буниным в этом  стихотворении.

 Дети с интересом  рассказывали о разных деревьях, которые растут в сказочном,   очень ярком лесу.

Лиза К.: «  Так красиво и тихо, что хочется гулять и восхищаться золотой осенью».

Марьяна Т.: «Листья желтые, красные, всякие разные они ещё на ветках»

. Заметили ажурный узор паутинки - она  похожа на снежинку.    

Егор Я. : «Немного грустно, потому, что листья скоро упадут».

Чтобы соотнести собственное настроение и опыт восприятия природы рассматривали репродукции картин  Исаака Ильича  Левитана и  Ивана Ивановича Шишкина. Сравнивали их . Обратите внимание, что художники разные, а работы называются одинаково. «Золотая осень»

  Дети  увидели приметы  золотой осени: разноцветные листья, желтая трава. Самые внимательные выделили отличия: небо голубое, солнечный осенний день, смотрим и  нам тепло, на репродукции И. И Левитана.  На другой репродукции, И. И. Шишкина  увидели хмурое небо, наверно дует ветер и холодно.

Как художник описывает природу  красками, композитор рассказывает про осень звуками.  Слушали  фрагмент концерта А. Вивальди «Осень».

 Дети отметили, что от такой веселой музыки поднимается настроение, хочется прыгать в солнечный день золотой осени.

Когда  мы  обратились к сказкам  Владимира Григорьевича Сутеева     детей спросили: « Как узнали, что действие происходит осенью?»

 Они ответили , что  на фоне зелёных ёлок, жёлтенькие березки.

Ежик взял корзину, идёт за грибами, а грибы собирают  осенью. А ещё осенью поспевают  яблоки.

 По мотивам  сказок  Владимира  Сутеева смотрели  мультипликационные фильмы.

В процессе образовательной деятельности  мы  читали и анализировали пословицы ,  поговорки, осенние приметы.  Малые фольклорные жанры обобщили впечатления детей.

 Мы решили, что у  осени  есть  волшебные кисти и краски, которым она раскрашивает  природу.

         На втором этапе  оказались в волшебном лесу, который  создали  самим: «  Можем ли мы с вами попасть в волшебный  осенний лес. Как это сделать?» В пространстве группы заготовлен материал: «Нарисованное дерево без листьев, кленовые листья, краски, пластилин»  В процессе совместной деятельности вспомнили , как Бунин описывает осенний лес . На вопрос,  что означает слово  багряный, дети отметили, что это оттенок красного. Постараемся создать такой же.  Совместно с детьми мы определили, что и как будем делать?  «Как украсить дерево, чтобы создать сказочный лес?»

 Дети предлагали нарисовать листья,  вырезать из бумаги и приклеить, приклеить лист, упавший с дерева.

 Так как эти способы известны, задали вопрос : «А нельзя – ли  украсить дерево отпечатками  настоящих листьев?» В разговоре, что такое отпечатки мы определили, что нужно разукрасить листок,  приложить его к веткам нарисованного дерева и  прижать.

 Преимущество данной технологии в том, что мы видим реальную форму кленового листа. При этом ребёнок самостоятельно выбирает цвет осеннего листика и место его  расположения .

 Мы поинтересовались, а  что ещё можно сделать?    

 Дети предложили из засушенных листьев  аппликацию «Ёжик».  Вместе ежиком мы отправились в воображаемое путешествие.

 В дальнейшем дети заинтересовались данной проблемой .

 Из чего можно сделать листья? Совместно с воспитателем  изготовили   из солёного теста осенние листья разных пород деревьев и самостоятельно их раскрасили, получилась аппликация   «Осенняя фантазия». Предложили детям  подумать : « Что бы  они  хотел сделать дома для волшебного леса?» (совместно с родителями) .

Для более глубокого понимания родителям рекомендовали  консультацию . Дома  ребятами были выполнены следующие работы: роспись по дереву,   . аппликация из листьев ,  поделки из природного материала.

 Для  сказочной атмосферы дети совместно с воспитателем   создали образ с жар птицы : на контур птицы предлагалось нанести тонким слоем пластилин, затем украсить семенами деревьев,( ясеня и клёна),  которые дети выбирали самостоятельно.

На 3 этапе,  на  основе полученных впечатлений  и созданной в группе атмосферы, оформленной детскими работами. Мы провели конкурс чтецов на лучшее  стихотворение   про осень

Работами детей   частично оформили мини музей- детского сада ,  а затем и групповой .

Во время   логико - математической игры    создавали осенний лес из палочек, головоломок ,кубиков. Волк из палочек, ворона из головоломки, из кубиков зайчик.

Ребята  сочинили   сказку «Сказочное путешествие в лес»: «Сегодня мы гуляли в волшебном осеннем лесу. Везде лежали шишки, желуди, орехи Все деревья стали жёлтыми , начинался листопад. Мимо нас пробегали ежики, они пытались собрать облепиху. Белки прыгали по деревьям, ли шишки с друзьями, собирали запасы на зиму. Вдруг мы увидели карету слоном, она ехала домой в свою сказку Прыгали зайчики, зайцы засмотрелись на облепиху и не заметили волка. Волк стал за ними гоняться. Зайчики ускакали, догнали сказочную карету и спрятались в неё. Волк их не поймал.. Прилетела Жар-птица, угостила всех осенними дарами. В лесу наступила тишина». На основе сказки мы оформили газету  «Наша сказочная история».

 По  истечении двух недель мы вновь вернулись в воображаемый осенний лес.

 Во время прогулки,  мы обнаружили, что наш групповой участок , если внимательно присмотреться – это и есть фрагмент нашего  леса  : мы  полюбовались  красотой листьев,  прошлись по шуршащему ковру волшебного леса, там дети  придумывали загадки:

1.Растёт в лесу, на ножке со шляпкой ,на шляпке белые кружочки, его нельзя кушать.

 Что это ?

2.Это колючее животное, умеет превращаться в клубок,  и ловит мышек, засыпает на зиму.

Кто это?

3.Ушастый зверь, с маленьким хвостиком, умеет высоко прыгать, боится волков , не спит зимой.

 Кто это?

В группе Чупакабра «рассказала» нам свою историю:(сказку придумала Лиза К. дома, вместе с папой):

«В осеннем лесу жила Чупакабра.У неё были папа им мама  Она была девочкой. Она играла со своими братьями и сёстрами, и ей было очень весело. Иногда уходила в лес  на охоту с папой и мамой.  Они возвращались и ели добычу на ужин.

                 Однажды, после ужина,  Чупакабра нашла лисёнка и сказала: «Что ты  плачешь, лисёнок?»Лисёнок ответил : «Я потерялся и на могу найти свою маму». Она спросила : «Как она выглядит?». «Как я , только больше».-ответил лисёнок. «Тогда пойдём к моим родителям они помогут тебе найтись». Они пришли и Чукабабра спросила  : «Давайте пойдём искать маму лисёнка». И они все вместе пошли искать  её маму  в лесу.  На опушке леса у грибочков искала своего малыша. Лисёнок сказал : «Вот моя мама!  Я побегу к ней, идите обратно». И закричал : «Мама, привет! Меня нашли в другом месте». Мама оглянулась и спросила : «Где ты был сыночек мой». Он ответил : « Я был на краю леса.» И она сказала : «Давайте  пойдём искать еду». И мама ответила : «Давай!»»

Сказкой закончился заключительный этап проекта.

Итак, под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.

Проектный метод-это специально , организованный вид деятельности детей дошкольного возраста и педагога. Задачи, которые предполагается решить в процессе реализации проекта могут быть представлены в виде  практических, творческих, проблемных  мини-ситуаций, игр, игровых упражнений, загадок и пословиц, кратких литературных текстов, элементов исследовательской деятельности, опытов, экспериментов, даёт  детям возможность участвовать в выдвижении проблемы.  В целом ,реализация проекта,  сопровождается исследовательской    деятельностью взрослого и   детей  с эмоциональной направленностью :размышлениями, вопросами, аналогиями, ассоциациями, сомнениями, возможностями проявить смекалку, сообразительность. Совместное рассмотрение их с позиции темы,  приводит к появлению чего-либо нового, неизвестного.

Литература:

  1. Векарс Н. Е. Векарса А. Н. проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. КрашенинниковЕ. Е.,ХолодоваО. Л., Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с дектьми 4-7 лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3..Образовательный ситуации в детском саду(из опыта работы)/сост.:З. А. Миххайлова, А. С. Каменная, О. Б. Васильева.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014г.

4. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители:З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013г.

5.Проектный метод в организации мпознавательно-исследовательской деятельности в детском саду/сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:Пособие для руководителей и  практических работников ДОУ/Авт.-сост.:Л. С.Киселёва, Т. А. Данилова, Т. С.Лагода, М. Б. Зуйкова.-М.:АРКТИ, 2005.

7. Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О. М. Филиппенко А.-Волгоград:Учитель2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"

Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"...

Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"

Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"...

ПРОЕКТ реализации образовательной области познавательное развитие на тему: «Зиму встречаем» .

Проект "Зиму встречаем" предоставляет для детей и педагогов большие возможности для творчества, развивает активность. самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. расширяет и обобщает...

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)...

Проект «Этот удивительный космос!» (старший дошкольный возраст) (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие).

Проект«Этот удивительный космос!»(старший дошкольный возраст)(Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие)....

Проект «Вместе - дружная семья!» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (старший дошкольный возраст)

Цель. Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Задачи.1.Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обы...