Статья "Детско-взрослые проекты как одно из основных средств реализации образовательной области познавательное развитие"
статья
Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности позволит ребенку совершать эти открытия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГБДОУ детский сад №91 Выборского района
Ильина Татьяна Андреевна
Детско-взрослые проекты как одно из основных средств реализации образовательной области познавательное развитие.
«Сохранение уникальности и самоценности детства, как важного периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий» | |
ФГОС ДО |
Перед современным педагогом стоит сложная задача - организовать повседневные события жизни ребёнка, таким образом, чтобы они обеспечивали его эффективное развитие. Дошкольное детство - самоценный этап в развитии личности, когда мир для ребёнка-это непосредственное открытие. Известно, что, самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам.
проектный метод в организации познавательно - исследовательской деятельности позволяет ребёнку совершать эти открытия. Познание объектов живой и не живой природы, окружающего мира и частично того, который пока не известен ребёнку, в практической деятельности .Положительно то, что метод проектов позволяет педагогам активно включаться в совместную деятельность, помогать им, развивать творческие способности, побуждать любознательность, активность, инициативность.
В практике дошкольного образования имеют место разные виды и типы проектов, в основе которых преимущественное наполнение разных видов детской деятельности теми или иными развивающимися направлениями, рекомендуемые приёмы организации детской деятельности, учёт проявлении индивидуальности в выражении мыслей, чувств.
Для реализации проекта, особенно важно подготовить окружающую атмосферу, стимулирующую активность, дающую возможность взрослому направить творчество ребёнка на его саморазвитие, обеспечить выбор игр, пособий, сочетаний их с целью воплощения задуманного, объединения в небольшие группы единомышленников.
В процессе работы над проектом педагог создаёт условия для естественного индивидуального личностного роста ребёнка:
- выстраивает образовательный процесс по модели субъект- субъектного взаимодействия с ребёнком;
- планирует согласование задач, содержания разных образовательных областей;
- продумывает возможные пути интеграции;
-учитывает возрастные, гендерные, индивидуальные психологические особенности детей, уровень развития;
- ориентируется на зону ближайшего развития.
Во время реализации проекта часто используется целевая развёрнутая проблемная ситуация, которая направляет детей на активный поиск . Педагог поощряет инициативу, ставит детей перед необходимостью самостоятельного выбора решения. Помогает детям осознать то , что они уже умели и чему научились, какие чувства и эмоции у них возникли и как их использовать в жизни. Создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка, поддерживает положительные действия и намерения; вовлекает детей в совместную деятельность , оказывает помощь, организует взаимную поддержку. Из это следует, что именно система проектов в обогащении социально-личностного опыта детей, продвижение ребёнка в развитии и выработки привычек поведения.
Проект как правило разрабатывается на основе проблемы, которая интересна и доступна ребёнку данного возраста. Обеспечивается усвоение информации через её изменение, дополнения, и исключение лишнего, самостоятельное практикование в различных ситуациях.
Для осуществления соответствующих разделов проекта, привлекаются специалисты, родители. Составляется примерная план-схема, собирается и накапливается материал, включаются развивающие ситуации. В конце презентуется данный проект.
Пример проекта, разработанного и реализованного в старшей группе ГБДОУ детский сад №91 Выборгского района в октябре текущего года «Как мы попали в золотую осень». Проект разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта, охватывает области познавательного , художественно-эстетического, речевого развития.
Цель проекта. Развитие познавательного интереса, стремления отражать свои впечатления в разных видах художественной деятельности.
Задачи проекта:
- развития познавательных и творческих способностей детей;
- стимулирование у детей эмоционального отклика на красоту и разнообразие осеннего леса;
- побуждение интереса к отражению своих впечатлений в художественно-эстетических видах деятельности.
Началом реализации проекта явилось чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной:
Лиловый , золотой, багряный.
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.
Вслед за чтением организован краткий эмоциональный был организован краткий разговор по содержанию, с целью выявления отношения детей к осени, высказанному поэтом Буниным в этом стихотворении.
Дети с интересом рассказывали о разных деревьях, которые растут в сказочном, очень ярком лесу.
Лиза К.: « Так красиво и тихо, что хочется гулять и восхищаться золотой осенью».
Марьяна Т.: «Листья желтые, красные, всякие разные они ещё на ветках»
. Заметили ажурный узор паутинки - она похожа на снежинку.
Егор Я. : «Немного грустно, потому, что листья скоро упадут».
Чтобы соотнести собственное настроение и опыт восприятия природы рассматривали репродукции картин Исаака Ильича Левитана и Ивана Ивановича Шишкина. Сравнивали их . Обратите внимание, что художники разные, а работы называются одинаково. «Золотая осень»
Дети увидели приметы золотой осени: разноцветные листья, желтая трава. Самые внимательные выделили отличия: небо голубое, солнечный осенний день, смотрим и нам тепло, на репродукции И. И Левитана. На другой репродукции, И. И. Шишкина увидели хмурое небо, наверно дует ветер и холодно.
Как художник описывает природу красками, композитор рассказывает про осень звуками. Слушали фрагмент концерта А. Вивальди «Осень».
Дети отметили, что от такой веселой музыки поднимается настроение, хочется прыгать в солнечный день золотой осени.
Когда мы обратились к сказкам Владимира Григорьевича Сутеева детей спросили: « Как узнали, что действие происходит осенью?»
Они ответили , что на фоне зелёных ёлок, жёлтенькие березки.
Ежик взял корзину, идёт за грибами, а грибы собирают осенью. А ещё осенью поспевают яблоки.
По мотивам сказок Владимира Сутеева смотрели мультипликационные фильмы.
В процессе образовательной деятельности мы читали и анализировали пословицы , поговорки, осенние приметы. Малые фольклорные жанры обобщили впечатления детей.
Мы решили, что у осени есть волшебные кисти и краски, которым она раскрашивает природу.
На втором этапе оказались в волшебном лесу, который создали самим: « Можем ли мы с вами попасть в волшебный осенний лес. Как это сделать?» В пространстве группы заготовлен материал: «Нарисованное дерево без листьев, кленовые листья, краски, пластилин» В процессе совместной деятельности вспомнили , как Бунин описывает осенний лес . На вопрос, что означает слово багряный, дети отметили, что это оттенок красного. Постараемся создать такой же. Совместно с детьми мы определили, что и как будем делать? «Как украсить дерево, чтобы создать сказочный лес?»
Дети предлагали нарисовать листья, вырезать из бумаги и приклеить, приклеить лист, упавший с дерева.
Так как эти способы известны, задали вопрос : «А нельзя – ли украсить дерево отпечатками настоящих листьев?» В разговоре, что такое отпечатки мы определили, что нужно разукрасить листок, приложить его к веткам нарисованного дерева и прижать.
Преимущество данной технологии в том, что мы видим реальную форму кленового листа. При этом ребёнок самостоятельно выбирает цвет осеннего листика и место его расположения .
Мы поинтересовались, а что ещё можно сделать?
Дети предложили из засушенных листьев аппликацию «Ёжик». Вместе ежиком мы отправились в воображаемое путешествие.
В дальнейшем дети заинтересовались данной проблемой .
Из чего можно сделать листья? Совместно с воспитателем изготовили из солёного теста осенние листья разных пород деревьев и самостоятельно их раскрасили, получилась аппликация «Осенняя фантазия». Предложили детям подумать : « Что бы они хотел сделать дома для волшебного леса?» (совместно с родителями) .
Для более глубокого понимания родителям рекомендовали консультацию . Дома ребятами были выполнены следующие работы: роспись по дереву, . аппликация из листьев , поделки из природного материала.
Для сказочной атмосферы дети совместно с воспитателем создали образ с жар птицы : на контур птицы предлагалось нанести тонким слоем пластилин, затем украсить семенами деревьев,( ясеня и клёна), которые дети выбирали самостоятельно.
На 3 этапе, на основе полученных впечатлений и созданной в группе атмосферы, оформленной детскими работами. Мы провели конкурс чтецов на лучшее стихотворение про осень
Работами детей частично оформили мини музей- детского сада , а затем и групповой .
Во время логико - математической игры создавали осенний лес из палочек, головоломок ,кубиков. Волк из палочек, ворона из головоломки, из кубиков зайчик.
Ребята сочинили сказку «Сказочное путешествие в лес»: «Сегодня мы гуляли в волшебном осеннем лесу. Везде лежали шишки, желуди, орехи Все деревья стали жёлтыми , начинался листопад. Мимо нас пробегали ежики, они пытались собрать облепиху. Белки прыгали по деревьям, ли шишки с друзьями, собирали запасы на зиму. Вдруг мы увидели карету слоном, она ехала домой в свою сказку Прыгали зайчики, зайцы засмотрелись на облепиху и не заметили волка. Волк стал за ними гоняться. Зайчики ускакали, догнали сказочную карету и спрятались в неё. Волк их не поймал.. Прилетела Жар-птица, угостила всех осенними дарами. В лесу наступила тишина». На основе сказки мы оформили газету «Наша сказочная история».
По истечении двух недель мы вновь вернулись в воображаемый осенний лес.
Во время прогулки, мы обнаружили, что наш групповой участок , если внимательно присмотреться – это и есть фрагмент нашего леса : мы полюбовались красотой листьев, прошлись по шуршащему ковру волшебного леса, там дети придумывали загадки:
1.Растёт в лесу, на ножке со шляпкой ,на шляпке белые кружочки, его нельзя кушать.
Что это ?
2.Это колючее животное, умеет превращаться в клубок, и ловит мышек, засыпает на зиму.
Кто это?
3.Ушастый зверь, с маленьким хвостиком, умеет высоко прыгать, боится волков , не спит зимой.
Кто это?
В группе Чупакабра «рассказала» нам свою историю:(сказку придумала Лиза К. дома, вместе с папой):
«В осеннем лесу жила Чупакабра.У неё были папа им мама Она была девочкой. Она играла со своими братьями и сёстрами, и ей было очень весело. Иногда уходила в лес на охоту с папой и мамой. Они возвращались и ели добычу на ужин.
Однажды, после ужина, Чупакабра нашла лисёнка и сказала: «Что ты плачешь, лисёнок?»Лисёнок ответил : «Я потерялся и на могу найти свою маму». Она спросила : «Как она выглядит?». «Как я , только больше».-ответил лисёнок. «Тогда пойдём к моим родителям они помогут тебе найтись». Они пришли и Чукабабра спросила : «Давайте пойдём искать маму лисёнка». И они все вместе пошли искать её маму в лесу. На опушке леса у грибочков искала своего малыша. Лисёнок сказал : «Вот моя мама! Я побегу к ней, идите обратно». И закричал : «Мама, привет! Меня нашли в другом месте». Мама оглянулась и спросила : «Где ты был сыночек мой». Он ответил : « Я был на краю леса.» И она сказала : «Давайте пойдём искать еду». И мама ответила : «Давай!»»
Сказкой закончился заключительный этап проекта.
Итак, под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.
Проектный метод-это специально , организованный вид деятельности детей дошкольного возраста и педагога. Задачи, которые предполагается решить в процессе реализации проекта могут быть представлены в виде практических, творческих, проблемных мини-ситуаций, игр, игровых упражнений, загадок и пословиц, кратких литературных текстов, элементов исследовательской деятельности, опытов, экспериментов, даёт детям возможность участвовать в выдвижении проблемы. В целом ,реализация проекта, сопровождается исследовательской деятельностью взрослого и детей с эмоциональной направленностью :размышлениями, вопросами, аналогиями, ассоциациями, сомнениями, возможностями проявить смекалку, сообразительность. Совместное рассмотрение их с позиции темы, приводит к появлению чего-либо нового, неизвестного.
Литература:
- Векарс Н. Е. Векарса А. Н. проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- КрашенинниковЕ. Е.,ХолодоваО. Л., Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с дектьми 4-7 лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3..Образовательный ситуации в детском саду(из опыта работы)/сост.:З. А. Миххайлова, А. С. Каменная, О. Б. Васильева.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014г.
4. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители:З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013г.
5.Проектный метод в организации мпознавательно-исследовательской деятельности в детском саду/сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.:Л. С.Киселёва, Т. А. Данилова, Т. С.Лагода, М. Б. Зуйкова.-М.:АРКТИ, 2005.
7. Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О. М. Филиппенко А.-Волгоград:Учитель2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Познавательная деятельность детей старшей группы, как средство интеллектуального развития в ходе реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Позновательная деятельность детей старшего возраста...
Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"
Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"...
Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"
Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"...
ПРОЕКТ реализации образовательной области познавательное развитие на тему: «Зиму встречаем» .
Проект "Зиму встречаем" предоставляет для детей и педагогов большие возможности для творчества, развивает активность. самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. расширяет и обобщает...
Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)
Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)...
Проект «Этот удивительный космос!» (старший дошкольный возраст) (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие).
Проект«Этот удивительный космос!»(старший дошкольный возраст)(Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие)....
Проект «Вместе - дружная семья!» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (старший дошкольный возраст)
Цель. Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Задачи.1.Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обы...