Педагогический проект «Формирование представлений о профессиях родного города как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Старченко Светлана Михайловна

Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство к Родине. Оно начинается у ребёнка с любви к своей малой родине, месту, где родился, с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, их деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starchenko_s.m._statya.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Формирование представлений о профессиях родного города как средство патриотического воспитания

детей старшего дошкольного возраста»

Старченко Светлана Михайловна,

воспитатель высшей категории

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 77 «Эрудит»

г. Нижневартовск

        Формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе…– один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1]

        В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которая опирается на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством, выделены основные приоритеты государственной политики в области воспитания:

-создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

-формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

-возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий [2]

Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство к Родине. Оно начинается у ребёнка с любви к своей малой родине, месту, где родился, с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, их деятельности. Знакомясь с родным городом, его жителями, их профессиональным вкладом в процветание города, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, гордится, и восхищаться своим любимым городом и его горожанами. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Но проблема в том, что в последнее время утрачивается ценность труда для подрастающего поколения. Дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях взрослых, родители, к сожалению, не предают значения трудовому воспитанию, мало общаются с детьми, мало рассказывают о своих трудовых достижениях, тем самым не обогащая запас знаний детей о трудовой деятельности взрослых, об их профессиях.

Детский сад является первым уровнем общего образования и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. В соответствии с ФГОС ДО в процессе получения ребёнком качественного дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, должно быть объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Во многом этому способствует и решение задач трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка.

Таким образом, учитывая важность выше сказанного, из приоритетных направлений деятельности с детьми было избрано трудовое, патриотическое воспитание детей, в рамках которого организовалась работа по созданию педагогического проекта «Формирование представлений о профессиях родного города как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Новизна проекта заключается в том, что реализация комплексно-тематического принципа построения работы над проектом осуществляется на основе примерного календаря профессиональных праздников, с включением регионального компонента, связанного со спецификой родного города.

Педагогический проект реализует комплексный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста, разработан на основе интеграции образовательных областей, в соответствии с ФГОС ДО.

Этапы и механизм реализации проекта.

В ходе подготовительного этапа был систематизирован диагностический инструментарий: мониторинг из программы «От рождения до школы», диагностика «Представления о труде взрослых» Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик. Выявлена проблема в формировании представлений дошкольников о профессиях взрослых. Была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, методическая литературу по данной теме, далее были определены цель и задачи педагогического проекта.

Затем прошла предварительная работа по разработке и сбору материала, необходимого для реализации цели проекта:

-Разработка календарно-тематического плана, с учётом интеграции образовательных областей, в основу которого положен примерный календарь профессиональных праздников, с включением регионального компонента, связанного со спецификой родного города.

-Разработка конспектов НОД, бесед по ознакомлению детей с профессиями.

-Подборка настольных игр, разработка картотек дидактических и словесных игр, игр с использованием интерактивной доски.

-Создание сборника ресурсного материала «Человек славен трудом» (пословицы о труде, загадки, стихи о профессиях);

-Разработка методических рекомендаций для педагогов, консультаций, листов-памяток, буклетов, информационных листов для родителей.

Организационный этап проекта:

1.        Организация «проектного поля»

Важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых является организация, в соответствии с ФГОС ДО, предметной развивающей среды, при этом учитывая гендерную специфику и принцип интеграции образовательных областей. С этой целью, в рамках данного проекта, велась работа по отражению темы проекта в каждом «центре» группы.

2.        Введение детей в ход проекта.

Для введения детей в ход проекта на этом же этапе была создана игровая ситуация с формулировкой проблемы: письмо детям от Незнайки, который не знает кем хотел бы быть и помочь ему найти ответ на вопрос: «Какая профессия - самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись?

Гипотеза детей: «Профессии - все нужные и важные»

        Детям был задан проблемный вопрос «Может, мы ошибаемся, что все профессии важны? Как и где мы точно можем узнать, что важны все профессии?». При ответе на вопросы необходимо нацеливать детей на источники, в которых мы можем подтвердить нашу гипотезу. Вместе с детьми сделан вывод: можем узнать из книг, что существует много разных профессий и все они важные и нужные, могут помочь и взрослые узнать это. Много игр по профессиям, могут и они помочь и т.д. И так постепенно целенаправленно был составлен план совместной деятельности для подтверждения предположения детей о важности профессий.

Сотрудничество с родителями.

Необходимо определить роль родителей в проекте как активных участников, т.к. в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка дошкольного возраста, ограниченны возможности наблюдения за их трудом. Зачастую дети имеют весьма поверхностное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения (например – труд нефтяника). И здесь совершенно очевидно, что работа педагога детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды.

Сотрудничество с педагогами и работниками ДОУ

Успех в работе ДОУ по воспитанию и обучению дошкольников в большей степени зависит от крепкого тандема всех его специалистов – логопедов, музыкальных руководителей, инструкторов и других сотрудников детского сада.

При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы как консультации, семинары-практикумы, интервьюирование. Были организованы экскурсии с детьми на рабочие места сотрудников «Мы рады Вас видеть!».

В познавательно-творческий этап входят мероприятия по реализации основных видов деятельности по плану проекта:

-Экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессий. Непосредственно-образовательная деятельность: «Весёлые поварята», «Что такое чёрное золото?», «Открытие ателье» и мн. др. Беседы «Кто нас воспитывает?», «Кто такой бурильщик?», «Учитель», «Служба 02» и мн. др. Театрализованные игры: разыгрывались с детьми понравившиеся сюжеты из художественных произведений, например, «Кем быть?» В. Маяковского, «Строители», «Шофёр» Б. Заходера. Дети выбирали представителя той или иной профессии, подбирали спец. одежду и читали отрывки из произведения, стараясь передавать характерный образ героя, манеру поведения. Физкультурные развлечения «Отважные огнеборцы», «Умные водители» и т.д. Дидактические, настольные, словесные игры, игры на интерактивной доске. В ходе изобразительной деятельности и художественного творчества были оформлены выставки «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем бы я хотел стать». В самостоятельной деятельности дети организовывают сюжетно - ролевые игры «Путешествие», «Поликлиника», «Скорая помощь», «Минимаркет», «Пожарные» и мн. др. В ходе этих игр закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно-образовательной и в совместной деятельности.

На заключительном этапе был проведён анализ деятельности, обобщение результатов работы. На этом же этапе прошла презентация проекта, в группе была создана познавательная книга «Профессии наших родителей». Дети вместе с родителями приносили рисунки с изображением профессий мамы и папы. Ребёнок с большой радостью и гордостью рассказывал, кем трудятся его родители и почему их профессия нужна другим людям. В дальнейшем эти рисунки стали страницами познавательной книги.

В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно готовиться к обучению в школе, воспитать в детях нравственные качества, любовь к родному городу, гордость в первую очередь за своих родителей, которые вносят профессиональный вклад в процветание города.

Литература и интернет ресурсы.

1. http://zakon-ob-obrazovanii.ru Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года.

2. https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

3. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учебн. Заведений/ Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания старших дошкольников

В настоящее время, в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей, именно от решения вопроса патриотического воспитания зависит будущее каждого человека, живущего в России. Цель ...

Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...

Педагогический проект ТЕМА: «Формирование представлений о днях недели и их последовательности у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Веселая неделька»

Педагогический проектПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ    ТЕМА: «Формирование представлений о днях недели и их последовательности у детей старшего дошкольн...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...

"Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

В настоящее время стало все более заметной постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицит...