Педагогический проект «Формирование представлений о профессиях родного города как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство к Родине. Оно начинается у ребёнка с любви к своей малой родине, месту, где родился, с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, их деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Формирование представлений о профессиях родного города как средство патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста»
Старченко Светлана Михайловна,
воспитатель высшей категории
МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 77 «Эрудит»
г. Нижневартовск
Формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе…– один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1]
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которая опирается на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством, выделены основные приоритеты государственной политики в области воспитания:
-создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
-формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
-возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий [2]
Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство к Родине. Оно начинается у ребёнка с любви к своей малой родине, месту, где родился, с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, их деятельности. Знакомясь с родным городом, его жителями, их профессиональным вкладом в процветание города, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, гордится, и восхищаться своим любимым городом и его горожанами. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Но проблема в том, что в последнее время утрачивается ценность труда для подрастающего поколения. Дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях взрослых, родители, к сожалению, не предают значения трудовому воспитанию, мало общаются с детьми, мало рассказывают о своих трудовых достижениях, тем самым не обогащая запас знаний детей о трудовой деятельности взрослых, об их профессиях.
Детский сад является первым уровнем общего образования и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. В соответствии с ФГОС ДО в процессе получения ребёнком качественного дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, должно быть объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Во многом этому способствует и решение задач трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка.
Таким образом, учитывая важность выше сказанного, из приоритетных направлений деятельности с детьми было избрано трудовое, патриотическое воспитание детей, в рамках которого организовалась работа по созданию педагогического проекта «Формирование представлений о профессиях родного города как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Новизна проекта заключается в том, что реализация комплексно-тематического принципа построения работы над проектом осуществляется на основе примерного календаря профессиональных праздников, с включением регионального компонента, связанного со спецификой родного города.
Педагогический проект реализует комплексный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста, разработан на основе интеграции образовательных областей, в соответствии с ФГОС ДО.
Этапы и механизм реализации проекта.
В ходе подготовительного этапа был систематизирован диагностический инструментарий: мониторинг из программы «От рождения до школы», диагностика «Представления о труде взрослых» Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик. Выявлена проблема в формировании представлений дошкольников о профессиях взрослых. Была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, методическая литературу по данной теме, далее были определены цель и задачи педагогического проекта.
Затем прошла предварительная работа по разработке и сбору материала, необходимого для реализации цели проекта:
-Разработка календарно-тематического плана, с учётом интеграции образовательных областей, в основу которого положен примерный календарь профессиональных праздников, с включением регионального компонента, связанного со спецификой родного города.
-Разработка конспектов НОД, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
-Подборка настольных игр, разработка картотек дидактических и словесных игр, игр с использованием интерактивной доски.
-Создание сборника ресурсного материала «Человек славен трудом» (пословицы о труде, загадки, стихи о профессиях);
-Разработка методических рекомендаций для педагогов, консультаций, листов-памяток, буклетов, информационных листов для родителей.
Организационный этап проекта:
1. Организация «проектного поля»
Важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых является организация, в соответствии с ФГОС ДО, предметной развивающей среды, при этом учитывая гендерную специфику и принцип интеграции образовательных областей. С этой целью, в рамках данного проекта, велась работа по отражению темы проекта в каждом «центре» группы.
2. Введение детей в ход проекта.
Для введения детей в ход проекта на этом же этапе была создана игровая ситуация с формулировкой проблемы: письмо детям от Незнайки, который не знает кем хотел бы быть и помочь ему найти ответ на вопрос: «Какая профессия - самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись?
Гипотеза детей: «Профессии - все нужные и важные»
Детям был задан проблемный вопрос «Может, мы ошибаемся, что все профессии важны? Как и где мы точно можем узнать, что важны все профессии?». При ответе на вопросы необходимо нацеливать детей на источники, в которых мы можем подтвердить нашу гипотезу. Вместе с детьми сделан вывод: можем узнать из книг, что существует много разных профессий и все они важные и нужные, могут помочь и взрослые узнать это. Много игр по профессиям, могут и они помочь и т.д. И так постепенно целенаправленно был составлен план совместной деятельности для подтверждения предположения детей о важности профессий.
Сотрудничество с родителями.
Необходимо определить роль родителей в проекте как активных участников, т.к. в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка дошкольного возраста, ограниченны возможности наблюдения за их трудом. Зачастую дети имеют весьма поверхностное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения (например – труд нефтяника). И здесь совершенно очевидно, что работа педагога детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды.
Сотрудничество с педагогами и работниками ДОУ
Успех в работе ДОУ по воспитанию и обучению дошкольников в большей степени зависит от крепкого тандема всех его специалистов – логопедов, музыкальных руководителей, инструкторов и других сотрудников детского сада.
При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы как консультации, семинары-практикумы, интервьюирование. Были организованы экскурсии с детьми на рабочие места сотрудников «Мы рады Вас видеть!».
В познавательно-творческий этап входят мероприятия по реализации основных видов деятельности по плану проекта:
-Экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессий. Непосредственно-образовательная деятельность: «Весёлые поварята», «Что такое чёрное золото?», «Открытие ателье» и мн. др. Беседы «Кто нас воспитывает?», «Кто такой бурильщик?», «Учитель», «Служба 02» и мн. др. Театрализованные игры: разыгрывались с детьми понравившиеся сюжеты из художественных произведений, например, «Кем быть?» В. Маяковского, «Строители», «Шофёр» Б. Заходера. Дети выбирали представителя той или иной профессии, подбирали спец. одежду и читали отрывки из произведения, стараясь передавать характерный образ героя, манеру поведения. Физкультурные развлечения «Отважные огнеборцы», «Умные водители» и т.д. Дидактические, настольные, словесные игры, игры на интерактивной доске. В ходе изобразительной деятельности и художественного творчества были оформлены выставки «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем бы я хотел стать». В самостоятельной деятельности дети организовывают сюжетно - ролевые игры «Путешествие», «Поликлиника», «Скорая помощь», «Минимаркет», «Пожарные» и мн. др. В ходе этих игр закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно-образовательной и в совместной деятельности.
На заключительном этапе был проведён анализ деятельности, обобщение результатов работы. На этом же этапе прошла презентация проекта, в группе была создана познавательная книга «Профессии наших родителей». Дети вместе с родителями приносили рисунки с изображением профессий мамы и папы. Ребёнок с большой радостью и гордостью рассказывал, кем трудятся его родители и почему их профессия нужна другим людям. В дальнейшем эти рисунки стали страницами познавательной книги.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно готовиться к обучению в школе, воспитать в детях нравственные качества, любовь к родному городу, гордость в первую очередь за своих родителей, которые вносят профессиональный вклад в процветание города.
Литература и интернет ресурсы.
1. http://zakon-ob-obrazovanii.ru Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года.
2. https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
3. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учебн. Заведений/ Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/08/picture-698092-1465386738.jpg)
Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)
Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева С.И., ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/30/picture-787732-1464635153.jpg)
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания старших дошкольников
В настоящее время, в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей, именно от решения вопроса патриотического воспитания зависит будущее каждого человека, живущего в России. Цель ...
Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/08/picture-1161017-1567939292.jpg)
Педагогический проект ТЕМА: «Формирование представлений о днях недели и их последовательности у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Веселая неделька»
Педагогический проектПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «Формирование представлений о днях недели и их последовательности у детей старшего дошкольн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/26/picture-237909-1506446756.jpg)
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/13/picture-398282-1394734679.jpg)
"Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
В настоящее время стало все более заметной постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицит...