Консультация «Развивающая среда по сенсорному развитию»
консультация

Гусева Мария Сергеевна

Консультация «Развивающая среда по сенсорному развитию»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_po_sensornomu_razvitiyu.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Кыренский детский сад «Солнышко»

Консультация

«Развивающая среда по сенсорному развитию»

 

Выполнила:

Воспитатель второй младшей группы

М.С. Гусева

с. Кырен

2020 г.

Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования. организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека»

Видными представителями зарубежной дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется условием и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:

1) формирование у детей систем обследовательских (перцептивных) действий;

2) формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания- это круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Этот объем определяется  многообразием особенностей окружающего ребенка мира и разнообразием деятельностей, закладывающихся  в дошкольном возрасте и имеющих различные сенсорные основы.

Сенсорное воспитание осуществляется в неразрывной связи с разнообразной деятельностью детей. Особое значение в сенсорном развитии играют продуктивные виды деятельности: рисование, лепка конструирование, аппликация, театральная деятельность . Успешное овладение той или иной деятельностью зависит от совершенствования и развития сенсорных процессов. Воспитатель организует обследование - специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. Правила для общих видов обследования: восприятие целостного облика предмета ; мысленное деление на основные части и выделение их признаков (форма, величина, цвет, материал); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т.д.); выделение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

Эффективным средством сенсорного воспитания является природа, потому что, познание природного окружения осуществляется чувственным путем: при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Игры с природным материалом, с песком и водой, а также организация труда в природе обогащают сенсорный опыт ребенка.
Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, следовательно, интенсивно осуществляется сенсорное воспитание и развитие дошкольника. Это позволяет формировать разнообразные представления об окружающем мире, на основе которых развиваются мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства ребенка.

В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка ) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;

● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс

Во ФГОС ДО определены требования к развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной и обеспечивать реализацию образовательной программы.

Детский сад- это место где ребенок получает опят широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Предметная среда в группе должна создаваться с учетом возрастных возможностей детей и конструироваться таким образом, чтобы ребенок в течении дня мог найти для себя увлекательное занятия.

Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы должен учитывать особенности разных уровней развития детей.

 Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. При построении предметно-пространственной среды должны учитываться возрастные особенности детей, право и свобода выбора.

Среда должна быть обучающей. Именно на это необходимо обратить особое внимание, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем. Прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослыми заранее, а строится самим ребёнком по мере получения всё новых сведений об объекте. В группе могут быть  организованы центр воды и песка; лаборатория, где малыши могут с удовольствием проводить эксперименты: лить воду, процеживать, переливать через трубочки, пересыпать песок через ситечко, рассматривать различные объекты не живой природы через лупу, закрашивать соль и снег.  Дети могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними, проявлять творческие качества, развивать воображение, сенсорные способности, а также мелкую моторику.  

В условиях предметно-развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Изучение и внедрение в практику новых подходов в организации предметно-развивающей среды, которая должна комфортно сочетать современный дизайн, т. е. эстетичность и возрастную функциональность, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация предметно-развивающей среды осуществляется на основе возрастных особенностей детей, психологической характеристики группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Предметно-развивающая среда для сенсорного развития малышей"

В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однак...

Выступление на педсовете. «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию в группе детей дошкольного возраста»

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов....

Консультация для педагогов на тему: «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию детей в группе с ОВЗ»

Консультация для педагогов  на тему: «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию детей в группе с ОВЗ»...

Буклет "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста"

Буклет для педагогов на тему "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста"...

Проектирование предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста (2-3 года)

Ребенок этого возраста познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различ...

Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...

Доклад на педсовет «Развивающая среда по сенсорному развитию из опыта работы»

Сенсорное воспитание - это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений. Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного,...