Консультация «Реализация проектной технологии в ДОУ»
консультация

Гусева Мария Сергеевна

Консультация

«Реализация проектной технологии в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_proektnaya_tehnologiya.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Кыренский детский сад «Солнышко»

Консультация

«Реализация проектной технологии в ДОУ»

 

Выполнила:

Воспитатель второй младшей группы

М.С. Гусева

с. Кырен

2020

Основная задача педагогов дошкольного образования - выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является  позиция ребенка  в воспитательно- образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология – это совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку  форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проектной деятельности
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Технологии портфолио дошкольника и воспитателя.
  • Технология «ТРИЗ»
  • Технология предметно - развивающей среды.

Проектная деятельность – один из важнейших элементов зоны ближайшего развития ребенка (пространства детской реализации). Проекты бывают трех типов: творческие, исследовательские и нормативные. Главное условие эффективности проектной деятельности – это чтобы проект был действительно детским, то есть был задуман и реализован детьми. Роль взрослого – в создании условий.

С целью развития проектной деятельности педагоги должны:

 ‹         Создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;

Быть внимательными к  детским вопросам, возникающим в  разных ситуациях, регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;

 Поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные решения;

Помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;

В  ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;

Помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.

Проектная технология построена на деятельностном подходе, который говорит о том, что ребенок является субъектом образования. Он сам совершает активные шаги для того, чтобы добыть знания.

Структура деятельности.

Потребность – мотив – цель – условия – действия.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы ( ее технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.  

Метод проектов позволяет учить детей: целеполаганию и планировании; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы в различных формах; работе с макетами, плакатами, моделями, схемами. Практическому применению знаний в различных формах ( в том числе в нестандартных) ситуациях.

Метод проектов в ДОУ – взаимодействие педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности для достижения поставленной цели и дидактической задачи, получения реального, творческого продукта и презентация полученных результатов. Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности.

Ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Результат проекта.

Все проекты имеют прагматическую направленность на результат, который можно получить при решении практически или теоретически значимой проблемы.

Результат: можно увидеть, осмыслить, применить в реальной деятельности.

Оформленные детские альбомы. Макеты, фотоальбомы, фотогазета, реальные детские постройки, созданные схемы, спектакли, выставки.

Результат проекта – решение проблемы, которая была у вас в начале.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Постановка проблемы

Формулирует для себя проблему, подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией

Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы.

Определение цели деятельности

Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей

Обозначают цель деятельности( становятся активными исследователями окружающего мира)

Конкретный замысел

Продумывает, представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет.

Участвует в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения.

Планирование

Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально- личностных условий.

Перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций.

Реализация проекта и рефлексия

Организует и мотивирует различные виды деятельности через интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов.

Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателей.

Анализ результатов и презентация

Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми.

Проводят посильные анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов.

1 этап. Постановка проблемы.

Выбор темы от педагога

От педагога

От детей

наблюдать за детьми, самой вычленять их интерес или проблемы, чтобы направить проект на их решение.

В зависимости от предстоящих событий. Например,  9 мая, новый год.

Праздник или элемент праздника будет результатом.

Дерево познаний, дерево почемучек, шкатулка идей

 (фиксация детских вопросов)  

(Чем старше дети, тем выше вероятность того, что тему будут выбирать дети)

Чтобы заинтересовать детей используется метод создания проблемной ситуации.

Примеры проектов и постановки проблемы.

«Огород для Чиполлино»

(Чиполлино загрустил ,т.к. ему одиноко, поможем ему больше не грустить и вырастить ему друзей.)

«Подарок Деду Морозу»

Увидели в календаре 17 ноября д/р у Деда Мороза. Он всем дарит подарки, а ему никто не дарит подарки. Ему тоже нужно подарить)

2. Этап. Определение цели деятельности.

Цель  

Для педагога

Для детей

Развивать навыки, компетентности, умения.

Научить целеполаганию, планированию, презентации результатов.

создать выставку

Помочь кому-то

Вернуть что-то

Сделать что-то

Решить возникшую проблему.

Особенности:

Мы не даем детям готовый результат, и не даем готовых решений. Дети сами предлагают варианты.

Делайте цель наглядной: зарисовать, слепить, или любым другим способом зафиксировать, чтобы дети видели и помнили о ней.

Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом, его интересом.

Ребенок всегда должен понимать цель – зачем он это делает? Почему? Зачем ему идти в детсад? Зачем искать информацию?

Пример постановки цели

Проект

Цель педагога

Цель детей

«огород для Чиполлино»

Развитие исследовательских навыков через проращивание луковиц

Помочь Чиполлино не быть одиноким

«Подарок Деду Морозу»

Включение детей в подготовку к новогоднему утреннику, создание праздничного настроения.

Подготовить подарок для  Деда Мороза»

3 Этап. Конкретный замысел. (Как будет выглядеть итог нашего проекта)

Что делает педагог?

Что делают дети?

Организует мозговой штурм:

как будем добиваться поставленной детьми цели. Каким путем пойдем.

Предлагают разные варианты, вплоть до нестандартных

.

Помогают фиксировать ответы.

Совместное обсуждение и принятие конкретного решения. Необходимо  создать образ  результата. определить  то, как будет выглядеть наш результат. Не сообщайте детям готовое «Я предлагаю» и не делайте так, как будто вам уже заранее известно, и вы лишь ведете детей  по уже поставленному маршруту.

                               Пример замысла проектов

Проект

Конкретный замысел

Огород для Чиполлино

Сделать еще луковок-друзей или создать город-огород

Нарисовать ему друзей и огород

Покатать его на поезде

Подарок для Деда Мороза

Сделать несколько новогодних подарков

Подарить цветы

Подарить новый мешок для подарков

Сделать ему новый посох.

 4. Этап Планирование

2 этап                     Видим цель

3 этап                     Знаем каким будет результат

4 этап                     Как достичь результат?

Особенности:

Составляем совместно с детьми. Не даем готовых шаблонов.

Наглядность: зарисовать. Висит на видном месте ( Мы понимаем, что живем проектом)

Цель педагога – научить детей планированию.

Не идем за красотой и эстетикой. Важна суть, а не картинка.

Что нужно – Кто ответственный.

Отмечаем в плане сделали или нет.

 5 этап. Реализация проекта и постоянная рефлексия.

Когда проводить: утренний круг, занятия, элементы дома.

Отмечаем в таблице с планом, что шаг выполнен. Показываем детям – если постепенно выполнять шаги, то получится достичь цели, которая вначале могла казаться неподъемной.

Возможны изменения в план.

6 этап. Анализ результатов и презентация.

Все шаги пройдены.     Продукт (результат) готов.        Обсуждение.

Дети сами рассказывают о своем проекте.

Не заученным текстом.

Кому презентуем? Соседней группе, родителям, педагогам, миру?

Варианты презентации.

Через мнемотехнику (Лента фотографий или альбом)

Театрализованное представление

Встраиваем в игру, утренник.

Произвольное повествование.

Для  какого  возраста предназначена технология?

Старший, подготовительный возраст. Возможно, средняя группа.

Е.С.Евдокимова  в книге «технология  проектирования в ДОУ» пишет, что есть формат «Подражательно – исполнительский» реализации проектов.

Дети не могут сами выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально- творческих способностей.

Поэтому активная роль принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» (явно или не явно детьми).

Проблема – цель – замысел – планирование -  реализация – презентация.