семинар- практикум "Технологии речевого развития"
методическая разработка

Насонова Елена Владимировна

Разработка семинара-практикума

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-деловая игра

«Технология речевого развития»

Цель: повышение речевой культуры педагогов по проблеме речевого развития дошкольников

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников;

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников;

3. Совершенствовать умение дискутировать, выступать;

4. Активизировать навыки по генерированию идей дидактических пособий для речевого развития детей;

5. Развивать личностные профессиональные качества педагогов;

6. Совершенствовать навыки логического мышления.

Участники:

- педагоги всех возрастных групп;

- ведущие: педагоги второй младшей группы.

Регламент: 40 минут

Предварительная работа:

- изготовление дидактических пособий по развитию мышления и речи;

- изготовление памятки для педагогов;

- изучение научно – методической литературы по данной тематике;

- проведение тематической проверки.

План деловой игры:

1. Мотивационно – организационный этап (5 минут).

2. Содержательный этап (30 минут).

- «Разминка» (5 минут)

- «Дискуссия» (15 минут)

- «Сообщение нового» (10 минут)

3. Заключительный этап (5 минут).

Ход деловой игры

  1. Мотивационно – организационный этап.

   Уважаемые педагоги, мы рады вас приветствовать на нашем семинаре. И начнём мы его подарков.

                                   Упражнение для педагогов «Подарок».

- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.). (1 слайд)

 

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста, а также повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении. (2 слайд)

          Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. (3 слайд)

Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Технология речевого развития». (4 слайд)

2.  Содержательный этап

        «Разминка»

        Объединившись в микрогруппы воспитателям предложен белоснежный цветок – ромашка. Каждой группе необходимо сорвать один лепесток с объяснением педагогического термина, обдумать его, и выбрать зелёный листок, который является ответом. Подобрав лепестки к листьям, заслушаем определения.

                      Предлагаем вспомнить:

        язык 1.  … Исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. (Ефремова)

             2. Система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления (В.И. Селиверстов)

        речь 1. Способность говорить (С.И. Ожегов)

             2. Способность выражать мысль словами; умение говорить (Ефремова).

             3. Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. (по психологическому словарю)

        речевая деятельность Речь с точки зрения деятельностного подхода, т.е. речь, выступающая или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий, включённых в неречевую деятельность; её структура включает этапы ориентировки, планирования, реализации и контроля (В.И.Селивёрстов).

        языковая способность 1. Умение выражать свои мысли на родном с детства языке

                       2. Способность человека к порождению и восприятию речи

        речевая среда Речь окружающих людей и читаемые книги. Различают естественную в которой усвоение речи происходит спонтанно, и искусственную, т.е. специально организованную, максимально пригодную для обучения (В.И.Селивёрстов).

        речь устная Словесное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух (В.И.Селивёрстов).

        речь письменная Словесное общение при помощи письменных текстов; может быть отсроченной и непосредственной; характеризуется сложной композиционно-структурной организацией (В.И.Селивёрстов).

 

«Дискуссия»

На данном этапе мы с вами должны определить, какие педагогические условия нужны для успешного, полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.

Для этого мы проведем мини – дискуссию. Вашему вниманию будет предложен вопрос и к нему варианты ответов. Ваша задача - выбрать один или несколько правильных ответов и обосновать выбор.

Cегодня мы наблюдаем неуклонный рост числа детей, речь которых не соответствует возрастным возможностям. Неразвитая речь является серьезным препятствием для успешного обучения в школе и для общего развития ребенка. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому для успешного овладения речью необходимо целенаправленное обучение.

Причины низкого уровня речевого развития (5 Слайд )

Низкий уровень речевого развития прежде всего, связан с воспитанием и условиями жизни ребенка.

Недостаточное общение ребенка со взрослым, при котором взрослый уделял бы важное значение развитию голоса у ребенка и выражению своих желаний и действий не только посредством жестов, но и при помощи слов.

Условия для успешного развития речи. (6 Слайд)

«Сообщение нового»

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.

Требования к культуре речи воспитателя.

Сейчас мы поговорим о речи воспитателя – как об основном источнике речевого развития детей в детском саду.  (7 слайд)

 Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. (Слайд)

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. (8 слайд)

 Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач (которые вы видите на экране)- (9 СЛАЙД)

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель.

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке.

 Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.  (10 слайд)

Мой текст.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее:

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя? (11 слайд)

1. Приведу пример к первому требованию которое вы видите на экране:

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. "Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые стирают нам скатерти”.  

2. Если говорить о втором требовании то,  к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: "Возьми со старшей группы” (здесь предлог "из” заменяется "со”). ""Не ложи сюда” (вместо "не клади”). "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.

3. По третьему требованию могу сказать, что Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: "Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют. В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде: "Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается. Или: "Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. "И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. "Верно, Слава, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница. Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

4. А четвертое требование я хочу вам прочитать.

Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. (12 слайд)

Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении. Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. (Слайд) Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе над развитием речи.

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям. (13 слайд)

1 Для первого требования используются упражнения, повторения).

2.  Для второго применяются поощрения, пример хорошо говорящие дети

3. И в третьем требовании, конечно, вовремя исправлять ошибки.

 На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей. (14 слайд)

 Вопрос воспитателя—очень действенный приём обучения детей мышлению и речи.

Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:  

(15 слайд)

По первому требованию могу сказать, что  В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, рассматривая с детьми картину Саврасова "Грачи прилетели”, воспитательница спрашивает: "Дети, подумайте, почему так красиво изобразил художник прилёт грачей?”

Второе требование к вопросу — точность и конкретность.

Проводя занятие с детьми, воспитатели часто ставят слишком общие, а потому и мало конкретные вопросы. Например, в итоговой беседе о весне воспитательница спрашивает: Воспитательница спрашивает. "Какие изменения произошли весной с растениями?” В этом общем вопросе детям неясно, и о каких растениях спрашивает воспитательница (о деревьях или цветах), и о каких изменениях. Подобные общие вопросы мало доступны или совсем недоступны детям. Гораздо проще, точнее и потому доступнее детям будет вопрос: "Что появляется весной на деревьях?”

Очень важным третьим  требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.

Итак, по всему выше сказанному мы хотим сделать вывод. (16 слайд)

Выводы:

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря.

3. Заключительный этап (17 слайд)

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали наши знания и умения в области развития речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста. Надеемся, что вы не зря потратили своё время, а взяли себе что-то на заметку. А мы вам предлагаем памятки (раздать педагогам)   

Памятка для смелых и упорных педагогов

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети.
  • Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
  • После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-деловая игра «Технология речевого развития »

Слайд 2

Цель : повышение речевой культуры педагогов по проблеме речевого развития дошкольников Задачи: - Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников ; - Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников ; - Совершенствовать умение дискутировать, выступать ; - Активизировать навыки по генерированию идей дидактических пособий для речевого развития детей ; - Развивать личностные профессиональные качества педагогов; - Совершенствовать навыки логического мышления;

Слайд 3

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Слайд 4

План деловой игры: 1. Мотивационно – организационный этап (5 минут). 2. Содержательный этап (30 минут). - «Разминка» (5 минут) - «Дискуссия» (15 минут) - «Сообщение нового» (10 минут) 3. Заключительный этап (5 минут ).

Слайд 5

Причины низкого уровня развития речи: Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком с вязного высказывания; Национальный состав групп (двуязычные дети - билингвы); - Недостаточная подготовка к занятию; - Культура речи педагога; Родители.

Слайд 6

Условия для успешного развития речи Интересно организовывать жизнь ребенка. Постоянно побуждать ребенка говорить. Создавать соответствующую обстановку, среду. Дать детям одинаковые стартовые возможности. Совместные игры взрослого и ребенка.

Слайд 7

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.

Слайд 9

воспитания звуковой культуры речи, обогащения , закрепления и активизации словаря , совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову , подготовки к обучению грамоте.

Слайд 10

ПОВЕДЕНИЕ ВНЕШНИЙ ОБЛИК РЕЧЬ

Слайд 11

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя? 1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям. 2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. 3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. 4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя

Слайд 12

Образец используется: при работе с картинкой; при пересказе; при рассказывании из личного опыта; для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитателем; образец грамматически правильной речи используется на специальных занятиях по обучению детей грамматической и звуковой культуре.

Слайд 13

Требования воспитателя к детям: 1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети 2.Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить 3.Нужно систематически контролировать речь детей

Слайд 14

? направляет внимание , стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Слайд 15

Требования к вопросам: В опрос должен обладать определённым содержанием Т очность и конкретность. Ц еленаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.

Слайд 16

Вывод: Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его воспитанников.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Технология речевого развития»

Знакомство с региональными подходами к обновлению содержания работы по речевому развитию ребёнка в ДОУ, систематизация знаний педагогов по данной теме....

Семинар-практикум "Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Данная презентация предназначена для старших воспитателей и воспитателей дошкольных учреждений. Раскрывает проблему развития детской речи, требования к речи воспитателя. Практическая часть включает...

Семинар "Технологии речевого развития"

. Ведущей деятельностью детей является игра. Учебная деятельность предполагает творческое преобразование материала, с применением которого снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, ...

Сообщение к семинару по речевому развитию в старшей группе

Методы, приемы и формы работы по речевому развитию...

«Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Повестка.1. Теоретическая часть:ФГОС ДОречевое развитие.Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.2. Практическая часть:Использование игровых форм и методов, элементов совреме...

Семинар - практикум «Речевое развитие в ДОУ»

Расширение  педагогического опыта педагогов по речевому развитию с детьми, практика методики развития речи....