Памятка для оценки воспитателем реализации психолого-педагогических требований ФГОС дошкольного образования.
статья (старшая группа)

Леонова Мария Олеговна

Памятка для оценки воспитателем реализации психолого-педагогических требований ФГОС дошкольного образования.

  1. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

При анализе данного показателя рекомендуется обратить внимание на поведение педагога, а также поведение детей, некоторые характеристики, которые могут указывать на то, что ребенок подвергается насилию:

Признаки физического насилия: поврежедения, имеющие специфический характер, задержка физического и психического воздействия, признаки плохого ухода (внешний вид), пассивная реакиця на боль, стремление скрыть травму, боязнь идти в сад, боязненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агресивнсть, лживость, воровство, жестокое обращение с животными, побеги, заискивующее поведение, черезмерная уступчивать.

Физиологическое насилие: низкий рост, отставание в физическом развитии, санитарно-гигиеническая запущенность, утомленный, сооный вид, желение любими путями привлечь к себе внимание, антиобщественное поведение, плозие социальные взаимотношения, подавленное настроение, адаптивность.

Психическое и эмоциональное насилие: задержка психического и эмоционального развития, наличие соматических заболеваний, нервные тики, энурез, нарушение аппетита, беспокойство, тревожность, нарушение сна, длительное сохраняющееся подавленное состояние, склонность к уедининю, низкая самооценка, аггресивность или черезмерная уступчивость, угодливое поведение.

Условия проведения наблюдения:

Наблюдение проводится эпизодически (неожиданно) в течении определенного отрезка времени (недели) в разных видах деятельности: непосредственной образовательной деятельности, режимных моментов.

Наблдение целесообразно проводить, если у группы детей появляются указанные выше возможные признаки насилия, имеются жалобы со стороны родителей.

 

Для анализа представлен чек-лист в котором показатели распределены на 4 группы:

  1. Физическое насилие - вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения. Данный вид насилия недопустим со стороны педагога (недопустим ни средний, ни высокий показатель), любое его проявление ведет к постановке вопроса о профессиональном несоответствии педагога занимаемой должности, так как нарушает конституционные права ребенка.
  2. Физиологическое насилие – равнодушное отношение в физиологическим нуждам ребенка (несильное кормление, регламентация естественных отправлений организма и др.). При наличии средних и высоких показателей проводится разъяснительная работа, так как данное поведение педагога может вызвать тяжелое последствия у ребенка – расстройство пищевого поведения, нарушение работы пищеварительной и выделительной системы, заболевания (при одежде не по сезону) и др. Руководители организации ставят данный вопрос на контроль, педагог должен избегать применения данных видов насилия в дальнейшем.
  3. Психологическое насилие - совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей.
  4. Эмоциональное насилие - действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

При наличии средних и высоких показателей психологического и эмоционального насилия педагог должен пройти курсы повышения квалификации, изучить психолого-педагогические подходы при построении образовательного процесса и в дальнейшем не допускать в своей работе данных приемов.

 

Уважаемые педагоги. Стремитесь относится к каждому ребенку, как к своему, не допускайте насилия, так как это негативно сказывается на всей дальнейшей жизни ребёнка.

 

  1. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. (Старший дошкольный возраст)

По мнению исследователей, в старшем дошкольном возрасте дети испытывают потребность быть самостоятельными в выборе вида деятельности и ее содержания.

Инициатива – внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Ребенок начинает проявлять инициативу в тех случаях, когда взрослый или сама проблемная ситуация не ре­гламентируют его действия, т. е. предоставляют ему возмож­ность реализовывать их именно как самостоятельные действия.

Самостоятельность – интегративная характеристика личности, ее интеграция проявляется в объединении других качеств и свойств личности для решения актуальных для ребенка задач деятельности. Самостоятельность ребенка может быть рассмотрена через объединение таких качеств, как интерес, избирательность, целенаправленность, автономность, умелость, творчество. Развитие самостоятельности связано с субъектным опытом: опытом проявления интереса и избирательности, опытом планирования своих действий и достижения цели деятельности, опытом обращения за помощью к взрослому, опытом осуществления действий и операций, опытом творчества.  Ребенок получает такой опыт в разных видах детской деятельности, действуя автономно от взрослого или принимая его помощь и поддержку.

Степень самостоятельности ребенка в той или иной деятельности будет зависеть от ее вида, содержания, цели, которые ставит сам ребенок или принимает от взрослого, мотивов достижения результата. Осуществляя поддержку самостоятельности ребенка в детских видах деятельности, педагог инициирует свободный выбор ребенка, активность, оказывает помощь при возникновении трудностей в достижении намеченного результата.

Разнообразные виды детской деятельности имеют особое, специфическое влияние на развитие ребенка: творческие игры будут способствовать развитию воображения ребенка; игры с правилами, особенно подвижные, способствуют развитию произвольности; детское экспериментирование влияет на становление целенаправленности деятельности; в продуктивных видах деятельности ребенок свободнее проявляет инициативу и творчество.

Таким образом, в разнообразных видах детской деятельности самостоятельность детей и проявляется, и развивается. «Развивающими» для ребенка будут те виды деятельности, которые ему наиболее интересны как по форме, так и по содержанию. Исходя из этого можно предположить, что именно многоплановая деятельность будет являться одним из важнейших условий развития самостоятельности ребенка.

Предлагаем заполнить чек-лист, который содержит показатели поддержки детской инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_otsenki_vospitatelem_realizatsii_psihologo.docx205.7 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для оценки воспитателем реализации психолого-педагогических требований ФГОС дошкольного образования.

  1. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

При анализе данного показателя рекомендуется обратить внимание на поведение педагога, а также поведение детей, некоторые характеристики, которые могут указывать на то, что ребенок подвергается насилию:

Признаки физического насилия: поврежедения, имеющие специфический характер, задержка физического и психического воздействия, признаки плохого ухода (внешний вид), пассивная реакиця на боль, стремление скрыть травму, боязнь идти в сад, боязненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агресивнсть, лживость, воровство, жестокое обращение с животными, побеги, заискивующее поведение, черезмерная уступчивать.

Физиологическое насилие: низкий рост, отставание в физическом развитии, санитарно-гигиеническая запущенность, утомленный, сооный вид, желение любими путями привлечь к себе внимание, антиобщественное поведение, плозие социальные взаимотношения, подавленное настроение, адаптивность.

Психическое и эмоциональное насилие: задержка психического и эмоционального развития, наличие соматических заболеваний, нервные тики, энурез, нарушение аппетита, беспокойство, тревожность, нарушение сна, длительное сохраняющееся подавленное состояние, склонность к уедининю, низкая самооценка, аггресивность или черезмерная уступчивость, угодливое поведение.

Условия проведения наблюдения:

Наблюдение проводится эпизодически (неожиданно) в течении определенного отрезка времени (недели) в разных видах деятельности: непосредственной образовательной деятельности, режимных моментов.

Наблдение целесообразно проводить, если у группы детей появляются указанные выше возможные признаки насилия, имеются жалобы со стороны родителей.

Для анализа представлен чек-лист в котором показатели распределены на 4 группы:

  1. Физическое насилие - вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения. Данный вид насилия недопустим со стороны педагога (недопустим ни средний, ни высокий показатель), любое его проявление ведет к постановке вопроса о профессиональном несоответствии педагога занимаемой должности, так как нарушает конституционные права ребенка.
  2. Физиологическое насилие – равнодушное отношение в физиологическим нуждам ребенка (несильное кормление, регламентация естественных отправлений организма и др.). При наличии средних и высоких показателей проводится разъяснительная работа, так как данное поведение педагога может вызвать тяжелое последствия у ребенка – расстройство пищевого поведения, нарушение работы пищеварительной и выделительной системы, заболевания (при одежде не по сезону) и др. Руководители организации ставят данный вопрос на контроль, педагог должен избегать применения данных видов насилия в дальнейшем.
  3. Психологическое насилие - совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей.
  4. Эмоциональное насилие - действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

При наличии средних и высоких показателей психологического и эмоционального насилия педагог должен пройти курсы повышения квалификации, изучить психолого-педагогические подходы при построении образовательного процесса и в дальнейшем не допускать в своей работе данных приемов.

Уважаемые педагоги. Стремитесь относится к каждому ребенку, как к своему, не допускайте насилия, так как это негативно сказывается на всей дальнейшей жизни ребёнка.

                          Уровень проявлений явления

                         Показатели

Низкий (никогда)

Средний (иногда)

Высокий (часто)

1. Физическое насилие

Нанесение ран и синяков (побои)

Толкание; резкое, неаккуратное ведение ребенка за руку

Долговременное стояние в углу (в определенном месте)

Заклеивание рта, завязывание рук и подобные формы физического воздействия

2. Физиологическое насилие

Регламентация естественных отправлений организма (принуждение к совершению акта дефекации или мочеиспуская в определенное время, запрет на посещение туалета в тихий час, НОД)

Принуждение к приему пищи

Ношение одежды, не подходящей по погодным условиям (не разрешаем снять свитер, если жарко, снять перчатки, если вымокли), ношение мокрой, сильно испачканной (выделительной системой организма) одежды, постельного белья)

Равнодушное отношение к нуждам ребенка, игнорирование их.

3. Психологическое насилие 

Непредсказуемое поведение педагога (непоследовательность, нелогичность действий, обман детей, недоверие к детям и др.)

Конфликтная ситуация (между педагогами, между родителем и педагогом)

Обман ребенка, манипулирование ребенком

Неумение педагогом признать свою ошибку, исправить ее, извинится

4. Эмоциональное насилие

Изоляция ребенка

Пренебрежение (игнорирование), угрюмость, отказ от обсуждения проблемы

Оскорбление ребенка

Терроризирование ребенка (неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха)

Моральное разложение (принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку)

Отвержение ребенка (отказ признавать ценности ребенка)

«Торговля запретами» (за неисполненное требование (убрать игрушки) следует наказание (запрет играть в следующую игру))

Запугивание, угрозы, поддержание постоянного напряжения

Брань, издевки над ребенком

Запугивание наказанием (еще раз не уберёшь игрушки, играть не будешь)

Анализ и интерпретация результатов.

  1. Показатель «Физическое насилие». Данный вид насилия недопустим со стороны педагога (недопустим ни средний, ни высокий показатель), любое его проявление ведет к постановке вопроса о профессиональном несоответствии педагога занимаемой должности, так как нарушает конституционные права ребенка.
  2. Показатель «Физиологическое насилие». При наличии средних и высоких показателей проводится разъяснительная работа, так как данное поведение педагога может вызвать тяжелое последствия у ребенка – расстройство пищевого поведения, нарушение работы пищеварительной и выделительной системы, заболевания (при одежде не по сезону) и др. Руководители организации ставят данный вопрос на контроль, педагог должен избегать применения данных видов насилия в дальнейшем.
  3. Показатели «Психологическое и эмоциональное насилие». При наличии средних и высоких показателей психологического и эмоционального насилия педагог должен пройти курсы повышения квалификации, изучить психолого-педагогические подходы при построении образовательного процесса и в дальнейшем не допускать в своей работе данных приемов.

  1. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. (Старший дошкольный возраст)

По мнению исследователей, в старшем дошкольном возрасте дети испытывают потребность быть самостоятельными в выборе вида деятельности и ее содержания.

Инициатива – внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Ребенок начинает проявлять инициативу в тех случаях, когда взрослый или сама проблемная ситуация не регламентируют его действия, т. е. предоставляют ему возможность реализовывать их именно как самостоятельные действия.

Самостоятельность – интегративная характеристика личности, ее интеграция проявляется в объединении других качеств и свойств личности для решения актуальных для ребенка задач деятельности. Самостоятельность ребенка может быть рассмотрена через объединение таких качеств, как интерес, избирательность, целенаправленность, автономность, умелость, творчество. Развитие самостоятельности связано с субъектным опытом: опытом проявления интереса и избирательности, опытом планирования своих действий и достижения цели деятельности, опытом обращения за помощью к взрослому, опытом осуществления действий и операций, опытом творчества.  Ребенок получает такой опыт в разных видах детской деятельности, действуя автономно от взрослого или принимая его помощь и поддержку.

Степень самостоятельности ребенка в той или иной деятельности будет зависеть от ее вида, содержания, цели, которые ставит сам ребенок или принимает от взрослого, мотивов достижения результата. Осуществляя поддержку самостоятельности ребенка в детских видах деятельности, педагог инициирует свободный выбор ребенка, активность, оказывает помощь при возникновении трудностей в достижении намеченного результата.

Разнообразные виды детской деятельности имеют особое, специфическое влияние на развитие ребенка: творческие игры будут способствовать развитию воображения ребенка; игры с правилами, особенно подвижные, способствуют развитию произвольности; детское экспериментирование влияет на становление целенаправленности деятельности; в продуктивных видах деятельности ребенок свободнее проявляет инициативу и творчество.

Таким образом, в разнообразных видах детской деятельности самостоятельность детей и проявляется, и развивается. «Развивающими» для ребенка будут те виды деятельности, которые ему наиболее интересны как по форме, так и по содержанию. Исходя из этого можно предположить, что именно многоплановая деятельность будет являться одним из важнейших условий развития самостоятельности ребенка.

Предлагаем заполнить чек-лист, который содержит показатели поддержки детской инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Чек-лист для поддержки инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Показатели

Проявляется в работе педагога

Часто

Иногда

Никогда

Создана доступная, вариативная предметно-развивающая среда, в которой имеются неоформленные материалы для игры (предметы заменители, трансформируемые материалы), самостоятельной деятельности

Проектная деятельность, которая учитывает интересы детей группы (познавательная активность)

Использование в работе творческих игр (развитие воображения)

Проведение игр с правилами (развитие произвольности)

Использование в работе экспериментальной деятельности (развитие целенаправленности)

Продуктивная деятельность с детьми (развитие творчества, инициатива)

Использование в работе исследовательских, поисковых, проблемных технологий.

Разнообразная деятельность педагогов с детьми, затрагивающая различные виды детской деятельности, интегрирование различных видов деятельности (игра-труд, музыка -ИЗО; познавательная – ИЗО и др.)

Достаточное время для самостоятельной деятельности детей (более 2 часов в день, чтобы они смогли довести задуманное до конца, разрешить не убирать результаты деятельности, а продолжить после режимного момента)

Личностно-ориентированное (партнерское) взаимодействие педагога и ребенка: основанное на гибком изменении позиции педагога (в зависимости от нарастания самостоятельности).  

Умение педагога слышать «голос ребенка», строить образовательную деятельность исходя из интересов (по форме и содержанию) ребенка

Возможность ребенку самостоятельно выбрать вид деятельности, участников, ситуации, в которой он свободно будет выражать свои чувства и эмоции.

Поручение детям выполнение действий, которые находятся в «зоне ближайшего развития»

Возможность задавать большое количество вопросов и получать на них научные, возростосообразные ответы

Поддерживать инициативы ребенка (быть готовым «платить» за ошибки и неудачи)

Принятие педагогом наличия у ребенка собственного мнения, пусть и неправильного

Научить грамотно реагировать на собственные ошибки («Смотри, ошибочка!»)

Формирование установок «Я могу», «Я сумею» (снимать страх «не справлюсь»).

Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»

Итоговое количество показателей (сумма +)

Выводы:

Если, в работе педагога более 5 раз встречаются показатели «никогда» рекомендуется провести методическую работу, направленную на формирование компетенций по данному вопросу: значимость самостоятельности и инициативности для детей старшего дошкольного возраста. Ознакомиться со статьями Атаровой А.Н. «Развитие самостоятельности старших дошкольников на основе интеграции детских видов деятельности», Римашевской Л.С. «Изучение субъектных проявлений ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и развития детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования

Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования...

консультация для воспитателей Требования ФГОС дошкольного образования к взаимодействию педагога с детьми

Данный материал поможет воспитателям при организации образовательной деятельности с детьми...

«Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошкольников

laquo;Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошк...

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для груб общеобразовательной направленности детей от 2 до 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Программа направлена на формирование физических качеств дошкольников, имеет приоритет оздоровительной направленности, направлена на физическую  подготовку дошкольников к школе, на профилактику на...

«Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Воспитатель: О.В. Понькина.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем учреждении созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом...