Самостоятельность
статья (младшая группа)

Смирнова Анна Игоревна

Самостоятельность в ребенке необходимо начинать развивать в 2 года. В этом возрасте он уже достаточно развит, чтобы снять носки, штаны, может сам себя занять игрой, самостоятельно сходить в туалет.В 3 года начинается наиболее интенсивный период развития самостоятельности у ребенка. «Я сам» — любимая фраза трехлетки. Если родители по каким-то причинам не поощряют инициативу со стороны любимого чада, то малыш начинает проявлять лень, упрямство и своенравность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost.docx276.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное  Дошкольное Образовательное Учреждение Колпинского района детский сад 35

«Я Сам!»

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkIVLzEQmOimNOLXpWI-8uaKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Подготовила: Смирнова Анна Игоревна

Приучать к самостоятельности нужно с раннего возраста

Самостоятельность в ребенке необходимо начинать развивать в 2 года. В этом возрасте он уже достаточно развит, чтобы снять носки, штаны, может сам себя занять игрой, самостоятельно сходить в туалет.В 3 года начинается наиболее интенсивный период развития самостоятельности у ребенка. «Я сам» — любимая фраза трехлетки. Если родители по каким-то причинам не поощряют инициативу со стороны любимого чада, то малыш начинает проявлять лень, упрямство и своенравность. Ранние проявления самостоятельности можно заметить у детей самого юного возраста. Едва научившись ползать, грудничок стремиться добраться до интересующего его объекта без помощи со стороны старших, которым следует поощрять активные движения и любознательность непоседы, разумеется, предварительно обеспечив полную безопасность. Ему интересно познавать мир, а для родителей важно позволять получать новый опыт. Даже если сборы в детский сад или на прогулку займут вдвое больше времени, не стоит брать инициативу в свои руки и одевать ребенка. Позвольте ему самому выбрать одежду и надеть ее на себя. 

https://kolyaski-land.ru/wp-content/uploads/d/4/f/d4fbe1694aa1c7070ecea58aa4070ecb.jpeg

 Не забывайте напоминать убрать беспорядок в комнате, разрешите принять активное участие в приготовлении пирога или мойке посуды, попросите принести на кухню тарелку и чашку после обеда. Поверьте, разбитое блюдце и просыпанная мука не такая большая плата за развитие чувства ответственности и желания помочь у дошкольника. 

https://medaboutme.ru/upload/iblock/aef/shutterstock_342419501.jpg

 «Прежде всего, для формирования у ребенка самостоятельности родителям необходимо отказаться от авторитарного стиля воспитания, который не дает возможность малышу делать самостоятельно выбор и самому принимать решения. Также излишнее давление со стороны родителей не позволяет карапузу получать личный опыт, и, как следствие, у него формируется недоверие к себе. Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем сильнее он уверен в себе, и это очень мотивирует».

При разговоре с ребенком необходимо задавать вопросы, спрашивать его мнение, это позволяет лучше понять ход его мыслей и при необходимости мягко откорректировать действия.

Примеры: «Как ты думаешь, почему важно мыть руки?», «А почему ты сложил вещи именно так?», «Как ты думаешь, с чего нам начать уборку квартиры?» Когда ребенок проговаривает свои мысли, он берет ответственность на себя.Помните, что наши дети нас не слышат, они смотрят на нас! Подавайте правильный пример: если вы перебегаете дорогу на красный свет или не убираете со стола после еды, то и ребенок будет делать так же.

По мнению психолога, к 3- 4 годам ребенок должен уметь выполнять следующие действия:

— сам умываться, пользоваться мылом и вытираться полотенцем;

— самостоятельно чистить зубы;

— помогать сервировать стол;

— аккуратно принимать пищу без помощи взрослых;

— самостоятельно надевать и снимать одежду, даже с пуговицами и молниями;

— обуваться (завязывать шнурки помогают родители);

— складывать свою одежду в шкаф;

— после игры убирать за собой игрушки;

— самостоятельно расчесываться;

— держать в руке карандаш и пытаться рисовать;

— не ломать игрушки и предметы домашнего обихода;

— соблюдать основные правила поведения, принятые в обществе.

Родителям необходимо набраться терпения и позволять ребенку быть самостоятельным.

Чем опасна гиперопека?

Многим родителям тяжело смириться с тем, что ребенок растет. Стремление уберечь самое драгоценное от всех опасностей на свете понятно, но губительно для самого объекта чрезмерной заботы.

«Гиперопека — это враг самостоятельности. Все мы родом из детства, и родители не всегда осознают, что их малыш станет взрослым мужчиной или женщиной. Основные знания, умения и навыки, которые ребенок несет во взрослую жизнь, формируются именно в детстве».
Гиперопека может иметь следующие неприятные последствия:

— недостаточные представления об окружающем мире;

— отсутствие самостоятельности;

— сложности в коммуникации;

— неуверенность в себе;

— безответственность;

— сложности с адаптацией в социуме,и др.

В этой связи полезно будет перечислить некоторые приемы для взрослых, которые помогут ослабить «бразды правления»:

1. Прежде всего необходимо расслабиться и осознать, что ребенку придется получить свой собственный опыт. Если он не усвоит уроки самостоятельности с детства, то придется это сделать уже во взрослой жизни, что может привести к губительным последствиям.

2. Стать малышу другом и заранее принять все ситуации, которые не всегда будут соответствовать представлениям взрослых о правильности. Ребенок может по-своему видеть происходящее и действовать по-другому, и это нормально!

3. Быть наставником. «Давай я покажу тебе, как мы вместе с тобой это сделаем». Когда ребенок чувствует поддержку со стороны родителей, он приобретает уверенность в себе и быстрее усваивает навыки.

4. Научиться получать положительные эмоции от достижений карапуза. Ничто так не наполняет организм силой, как положительные эмоции. Постарайтесь искренне радоваться его даже самым маленьким успехам.

5. Чтобы расслабиться и получить положительные эмоции во время занятий с ребенком, можно петь или слушать любимую музыку. Мурлыканье под нос снимает тревогу и вызывает улыбку на лице, а приятная мелодия поднимает настроение.

6. Пока малыш оттачивает свои навыки самостоятельности, полезно заняться дыхательной гимнастикой, которая позволит расслабиться, привести физическое и физиологическое состояние в порядок. Дыхательные упражнения помогают контролировать эмоции, снять чувства тревожности, стресса, победить бессонницу, а также улучшить память и внимание.

Игры для развития самостоятельности

В детском возрасте основным методическим приемом для эффективного усвоения навыков является игровая мотивация. Дети с удовольствием играют, ведь таким образом они познают мир.

1. «День рождения куклы». Ребенок тренируется одевать куклу, сервировать стол и учится правилам этикета. Расскажите малышу, что у куклы день рождения. Ее необходимо нарядить и пригласить на праздник всех друзей. Для гостей необходимо накрыть праздничный стол и приготовить угощения. В процессе задействуйте любимые игрушки.

2. «Золушка». Предварительно прочитайте сказку «Золушка». Спросите ребенка, какая кукла похожа на главную героиню. Чтобы Золушка поехала на бал, ей необходимо помочь. Родитель высыпает на стол крупы — рис, гречку, горох — и все перемешивает, а затем просит малыша разобрать их по отдельности. Достаточно небольших горсточек, чтобы ребенок не устал, раскладывая ее. Игра к тому же развивает мелкую моторику.

3. «Красный домик». Тренируем скорость принятия решения. На прогулке попросите малыша выбрать любой дом из недалеко находящихся. Спросите, почему он сделал такой выбор. В игре могут принимать участие любые объекты: машины, цветы, животные и др.

4. «Логика». Разделите и напишите слова по тематике, чтобы ребенок мог продолжить:

День — ночь.

Горячий — холодный.

Добрый — злой.

5. «Кто в Теремочке живет?» Прочтите малышу сказку «Теремок». В игре представьте шкаф для вещей Теремком. Определите с ребенком, какие вещи будут жить в «Теремочке» и на какой полке.

Важно, чтобы каждая игра приносила ребенку радость и позитивный настрой, а родителям — гордость за достижения карапуза. Ребенок познает мир через игру. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

Самостоятельность, как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность

Самостоятельная деятельность – это  работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, ...

Самостоятельный ребенок. Как научить ребенка играть самостоятельно?

Прежде всего вспомним о том, что ребенок не слушает и исполняет, а смотрит и впитывает. Организуйте для детей такое безопасное пространство, которое сможет двигать его к самостоятельности.  Пройд...

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников

Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Развитие детской инициативы и самостоятельнос...