Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
статья (младшая группа)

какие пособия можно использовать для  развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_rannego_vozrasta.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Современные исследования ставят под вопрос наличие жесткой взаимосвязи между развитием мелкой моторики и запуском речи. Ведь мы знаем немало неговорящих детей, которые достаточно ловко управляют своими руками и пальцами. Но значит ли это, что пальчиковая моторика не важна для развития речи? Безусловно это не так, и вот почему.

Как развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста помогает речи?

  1. Часто говорят, что дети «думают руками», более того, мышление ребенка в первые годы жизни называют предметно-действенным. То есть для того, чтобы понять или освоить какую-то ситуацию, ему нужно потрогать, пощупать объект, а логические взаимосвязи между объектами ребенок улавливает, манипулируя ими. Так он изучает такие критерии, как объем, глубина, удаленность объектов друг от друга, знакомится с понятиями формы, высоты, размера, количества и подобными им.
  2. От того, насколько ловко ребенок управляет своим телом, зависит его общая уверенность, желание общаться со сверстниками и уровень интеллекта. А степень развития мелкой моторики влияет на то, насколько ребенок будет успешен в освоении бытовых и учебных навыков, начиная с умения самостоятельно одеваться, заканчивая навыком рисования, а позже - и письма.

В раннем возрасте идет активное расширение пассивного словаря. Если говорить просто - ребенок запоминает, как называются все действия, объекты и их признаки. Ведущая задача раннего возраста - запомнить названия всех предметов, действий, признаков, которые его окружают. Чем лучше развит словарный запас малыша, тем точнее он будет выражать свои мысли - навык необычайно важный в школьном возрасте. Но если вернуться к первым годам жизни и проследить, как ребенок запоминает названия объектов, мы поймем, что на этот навык в том числе влияет его опыт манипулирования с объектами разных форм, размеров, цветов, и умение различать их между собой. Ведь все предметы, называния которых предстоит запомнить малышу, обладают разными характеристиками, и чем точнее малыш эти характеристики запоминает, тем быстрее идет процесс расширения словарного запаса. При этом запомнить название того или иного предмета очень сложно, если ты не можешь их между собой различить. Парадоксально, но базу для развития речи малыш готовит с первых дней жизни, и наша задача - помогать ему в этом, предлагая правильные игрушки и пособия.  

Какие пособия можно использовать  для развития мелкой моторики раннего возраста?

ШНУРОВКИ
Как выбрать первую шнуровку?


Для начала мы советуем приобретать 
шнуровки достаточно крупного размера, чтобы малышу было удобно удерживать фигуры в ладошке. Игрушка должна быть выполнена в контрастных цветах, которые легко различить, но при этом она не должна быть пестрой, чтобы сенсорно не перегрузить малыша. Важно обратить внимание, чтобы шнур заканчивался рукояткой, за которую можно без труда ухватиться, продевая веревку в отверстие.

Как играть со шнуровкой?

Вы можете просто попросить ребенка нанизать все фигуры на шнуровку или давать задания, в какой последовательности он должен нанизывать фигурки. Попросите его надеть сначала красный, а потом зеленый кубик. Говорите о формах деталей, постепенно усложняйте игровое задание, чтобы малыш не терял к нему интерес. 

ПИРАМИДКИ И СТАКАНЧИКИ ДЛЯ СОРТИРОВКИ

Второй вид игр для развития мелкой моторики у детей раннего возраста – это всем известные пирамидки и стаканчики для сортировки. Эти незамысловатые игрушки учат ребенка определять размеры фигур и составлять ряды из деталек по убыванию и возрастанию, а также способствуют развитию координации движений двух рук в процессе манипулирования. Одной рукой ребенок удерживает основание игрушки, а второй нанизывает колечко или ставит стаканчик. Казалось бы - простая задача, но в процессе ее выполнения малыш учится прослеживать направление своих движений глазами, координирует силу, с которой он удерживает деталь, знакомится с понятием глубины, величины и формы. 

СОРТИРОВЩИКИ

Полки детских магазинов переполнены сортерами всевозможных цветов и материалов. Но есть одно но - такие сортировщики чаще всего небольшие и имеют прорези всех форм на одной грани. В связи с этим такие игрушки можно давать детям после трех лет, когда они уже научились различать формы и могут играть с небольшими деталями. Так как начинать обучать ребенка сортировке важно гораздо раньше, мы разработали авторское пособие для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, с которым можно заниматься с ребенком в возрасте с 1 года - сортер "Шаг за шагом". Его отличительная особенность в том, что сортер трансформируется и "растет" вместе с ребенком, начиная со второго полугодия его жизни. Для начала вы можете поставить насадку с одним крупным отверстием, куда помещаются все детали, и научить малыша складывать фигурки разных форм в одно отвертие. Через несколько месяцев вы сможете взять грань с двумя разными по форме прорезями и научить ребенка сортировать две фигуры по форме. Сортер будет расти каждый месяц, и вы сможете подключать к игре все новые и новые грани, следуя подробной инструкции от логопеда, которая идет в комплекте к пособию. В наборе 5 граней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...