Сенсорное воспитание (опыт работы)
статья
В данной статье представлены используемые мною педагогические периемы и методы, которые помогли детям моей группы лучше ориентироваться в предметном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное воспитание
(Опыт работы)
Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды (видит, слышит, чувствует тепло и холод).
Но далеко не у всех детей в достаточной мере развиваются природные способности.
Формированием полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное воспитание.
В моей группе находятся дети 2 – 3 х лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека. И я как педагог должна расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.
В своей работе я поставила задачи:
- формировать у детей представления о цвете, форме, величине
- формировать умения устанавливать сходства и различия между двумя одинаковыми по названию предметами (большой стул, маленький стул, одинаковые кубики)
Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику). Я использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. (Расстёгивание и застегивание молний, пуговиц, кнопок, использование шнуровок); сшила дидактические подушки, создала дидактическую игру «Колобок»; оформила уголок сенсорики.
В своей работе я использую следующие методы и приемы: практический (игры и упражнения), наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение), словесный (беседа, рассказывание, чтение художественной литературы)
Реализовывать поставленные задачи я решила через игру, т.к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ ознакомления с окружающим миром.
Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.
Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки. Предлагаю детям войти в образ животного или сказочного персонажа. Задаю наводящие вопросы об этом животном (большой или маленький, какого цвета глаза, нос и т.д.). «Вышла курочка гулять» (цвет, величина), «Медведь и пчелы» (величина, количество) и др.
Формирую умение создавать первые группы предметов и правильно обозначать их количество словами много и один. Например, инсценирую приход кукол в гости к детям, акцентируя на этом их внимание: «Вот сколько кукол пришло в гости. Много». Предлагаю взять по одной кукле и спрашиваю: «Сколько кукол ты держишь?» И сама помогаю уточнить: «Одну». Затем привлекаю детей к тому количеству кукол, которые остались на стульчиках. Вместе устанавливаем, что их много.
Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:
- подбор одинаковых величин по образцу;
- различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
- закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький».
В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры «Какой мяч больше», «Самый большой кубик», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
При знакомстве с формой формирую умение различать предметы с помощью операции сравнения предметов. Например, побуждаю детей подыскивать сравнения: «На что мячик похож по форме?». Произношу фразу типа: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме как яблоко». Далее предлагаю найти детям самостоятельно объекты с данным значением признака (круглое по форме колесо, солнце), побуждаю к составлению сравнений.
Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.
При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.
Например, для восприятия цвета предмета предлагаю детям задания разного типа: «Колобок», «Башня из красных и зелёных кирпичиков». В задании «Колобок» ребенку предлагаю две полоски красного и зеленого цвета и 6 кружков (3 красных и 3 зеленых). Надо было положить кружки на «дорожку» так, чтобы они «спрятались».
Во втором задании ребенку показываю 5 брусков, сложенных «башней» (наложенный один на другой), одного цвета: красного или зеленого. Ребенку даю 5 брусков красного и 5 брусков зеленого цвета, перемешанных произвольно, и предлагаю сделать «башню» такого же цвета, как у меня.
Задание считается выполненным успешно в том случае, если ребенок хоть один раз группировал объекты по цвету, даже при беспорядочном их размещении.
Умение выбрать кружок, кубик определенного цвета приучает малышей первичному подбору предметов по какому – то одному признаку.
Для закрепления цвета детям предлагаю следующие игры: «Курочка с цыплятами», «Помоги матрешке найти свой домик», «Домик с флажками».
При развитии сенсорных эталонов я приучаю детей смотреть за моими действиями с предметами, слушать, как они характеризуются, называю свойства предметов, их количество, величину, цвет. На ряду с этим создаю условия для развития и восприятия речи.
С детьми я многократно повторяю самые разнообразные игровые комбинации с игрушками в течении дня, вызываю у детей положительные эмоции.
Заряжая детей смехом, бодростью и радостью стараюсь укрепить их здоровье.
Выше изложенная работа дала следующие результаты: у детей моей группы хорошо развиты сенсорные способности. Они самостоятельно обследуют предметы, выделяя их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия между двумя одинаковыми предметами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-229365-1364409356.jpg)
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с позиции гендерного воспитания (опыт работы, 1 мл.группа)
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть доста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-92320-1357841317.png)
"Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания" Опыт работы часть 1
Целью данной публикации является демонстрация новых элементов техники, основных видов движений, что позволяет расширить диапозон двигательных способностей детей и в последующем эти упражнения облегчаю...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-92320-1357841317.png)
"Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания" Опыт работы часть 2
Целью даной публикации является демонстрация новых элементов техники, основных видов движений, что позволяет расширить диапозон двигательных способностей детей и в последующем эти упражнения облегчают...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/05/picture-904679-1614930280.jpg)
Экологическое воспитание опыт работы ГБДОУ детский сад № 10 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Опыт работы коллектива детского сада по экологическому воспитанию....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/19/picture-1435940-1668828107.jpg)
"Развитие ребенка дошкольного возраста через гендерное воспитание"(опыт работы)
Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/23/picture-1386953-1653313810.jpg)
Патриотическое воспитание. Опыт работы: национальный татарский праздник "Сабантуй"
Цель: познакомить детей с культурой татарского народа через познавательный социокультурный досуг....