Главные вкладки

    Рекомендации для педагогов и родителей по использованию учебно- игрового пособия "Логические блоки Дьенеша"
    консультация

    Хуснудинова Ирина Викторовна

    Рекомендации для педагогов

    по использованию

    учебно-игрового пособия"Логические блоки Дьенеша"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для педагогов

    по использованию

    учебно-игрового пособия

    «Логические блоки Дьенеша»

     

    Подготовил воспитатель

    ГБДОУ №61

    Хуснудинова Ирина Викторовна

    Логические блоки Дьенеша – это универсальная развивающая «игра на вырост» для детей от 2 до 10 лет. Играя, дети учатся выполнять логические операции: разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д. В процессе разнообразных действий с логическими блоками происходит овладение различными мыслительными умениями, развивается речь, пространственное воображение, творческие способности, навыки конструирования и моделирования.

    Венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш создал простую и доступную игру в виде специальных блоков, которые называл «логическими». Разработанные в 1960-х годах и названные в честь автора, блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются в различных вариантах исполнения (объёмные, плоскостные) для развития детей и подготовки к школе.

    Логические блоки Дьенеша – это и игра, и универсальное учебное пособие. В набор входят 48 фигур, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. Это форма – здесь представлены круги, квадраты, треугольники и прямоугольники. Кроме того, фигуры отличаются по цвету (желтый, красный и синий), размеру (большой и маленький) и толщине (толстый и тонкий). Заметим, что в наборе нет ни одной повторяющейся фигуры.

    Для маленьких детей Блоки Дьенеша представляют большой интерес. Их можно ощупывать, перекладывать, складывать друг на друга. Ребенок в игре знакомится с понятиями «цвет», «форма», «размер» и получает все те необходимые знания, без которых не может полноценно познать окружающий мир.

    Детям старшего возраста логические блоки помогают овладеть мыслительными операциями и действиями важными для их полноценного развития: выявление свойств, их абстрагирование, логические операции, выделение лишнего, обобщение, знакомство с элементарной алгоритмической культурой мышления. Таким образом, блоки Дьенеша становятся незаменимыми помощниками в интеллектуальном развитии современных детей.

    Приведем примеры игр с использованием блоков Дьенеша.

    Игра «Что к чему подходит?»

    Цель: классифицировать предметы по определенному признаку(по самостоятельно выделенным признакам - более сложный вариант игры, по заданным признакам – простой вариант игры).

    Ход игры: дети распределяют фигуры на группы по определённому признаку:

    – на две  группы по размеру (большие и маленькие);

    – на две группы по  толщине (толстые и тонкие);

    – на три группы по цвету (красные, желтые, синие);

    – на четыре группы по форме (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники).

    Игра «Классификация»

    Цель: классифицировать предметы по двум (или нескольким признакам).

    Ход игры: дети совместно с педагогом определяют принципы классификации фигур. Игру целесообразно проводить много раз, варьируя правила: например, классификация по форме и цвету, цвету и размеру, форме и размеру.

    Игра «Построй дорожку»

    Цель: развитие логических представлений.

    Ход игры: дети составляют дорожку из фигур по принципу чередования двух или нескольких признаков. Например: красная фигура – желтая фигура – красная фигура – желтая фигура – и т.д. Большая синяя фигура – маленькая желтая и т.д.

    Игра «Отрицание»

    Цель: знакомство детей с логической операцией «отрицание»

    Ход игры: педагог предлагает детям выбрать из множества фигур только те, про которые можно сказать «НЕ ….». Например, педагог предлагает детям взять все НЕ круглые фигуры (исключение по одному признаку), не синие и не треугольные (2 признака) и т.п. В этой игре очень важно научить ребенка обозначать свойство классифицируемых фигур.

                 

    Игра «Найди бабочку»

    Цель: закрепление понятий «цвет», «форма», «размер», «толщина», использование их в активной речи.

    Ход игры: дети угадывают, под какой из фигур спряталась бабочка, называя при этом максимальное количество признаков.

    В этой игре возможно использование схем-символов для составления описания фигур.

                                                       

    Игра «Подарки»

    Цель: развитие творческого мышления, воображения, развитие умения использовать объекты для разных целей.

    Ход игры: дети «превращают» фигуру (или несколько фигур) в предметы-подарки.

    Игра «Сложи фигуры»

    Цель: развитие пространственного мышления, развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру в пространстве.

    Ход игры: детям предлагают создать постройку из фигур, опираясь на ее изображение в какой-либо одной плоскости (вид сверху, вид сбоку).

    По трудности задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура большая по размеру, и ребенок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане, а в наглядно-действенном, т.е. непосредственным наложением геометрических фигур.

               

    «Блоки Дьенеша – забавная игра

    для развития и ума»

    Играя в интеллектуальные игры с блоками Дьенеша, дети учатся решать логические задачи на классификацию и группировку предметов по различным свойствам, развивают речь, мышление и математические представления. Игры и упражнения с логическими блоками универсальны: их можно предложить детям на занятиях и в свободные часы, в образовательном учреждении и дома.

    ИГРАЙТЕ С НАМИ!

                                          http://slovo.mosmetod.ru/images/dene6.png

    Учебно-методическое пособие

    Начальная система игровых занятий с блоками Дьенеша

    для детей младшего дошкольного возраста

     

    Хуснудинова Ирина Викторовна
    воспитатель высшей квалификационной категории
    ГБДОУ детский сад №61
    Выборгского района Санкт-Петербурга

    Введение

          Замечательная игра «Логические блоки Дьенеша», названная так в честь своего создателя - венгерского педагога Дьенеша, заслуживает самого пристального внимания педагогов, работающих с дошкольниками. Сложно переоценить ее значение для формирования интеллектуальных способностей дошкольников, для развития их познавательной активности.

          В учебно-методическом пособии освещены аспекты значения использования педагогами в совместной деятельности с дошкольниками  игр с блоками Дьенеша для всестороннего развития детей. Также здесь представлена начальная система игровых занятий для дошкольников с блоками Дьенеша. Пособие предназначено для воспитателей ДОУ, но оно может быть также интересно родителям детей  дошкольного возраста.

         Следует обратить внимание, что  предложенные в данном учебно-методическом пособии развивающие игры с блоками Дьенеша относятся к современным образовательным технологиям.     

     

    Золтан Дьенеш

          Золтан Дьенеш  -  всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей  «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.

          Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре. При этом Золтан Дьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки  и свою теорию «новой математики».

     

    Значение «Логических блоков Дьенеша»

    для всестороннего развития дошкольников

          Мнение, что математическое мышление совсем не обязательно в жизни,  что оно может пригодиться детям только на уроках математики, очень ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие  логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.

          Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

    1.        Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

    2.        Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

    3.        Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

    4.        Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

    5.        Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.

    6.        Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

    7.        Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

     

    Набор «Логические блоки Дьенеша»

          Классический вариант логических блоков Дьенеша – это набор из 48 геометрических фигур:

    1.     Четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)

    2.     Трех цветов (красные, синие, желтые)

    3.     Двух разных видов размеров  (большие и маленькие, толстые и тонкие)

          В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной. 

          Для дошкольников, которые только начинают знакомиться с блоками Дьенеша, целесообразно упростить набор до 24 геометрических фигур, исключив вариант толстых форм. В игре остаются только тонкие или только толстые фигуры. Таким образом, все фигуры имеют отличие только по трем признакам: цвету, форме и величине.

          В настоящее время в магазинах возможно приобрести различные варианты игры с блоками Дьенеша. Желательно для игр с дошкольниками покупать такие наборы, в которые  кроме фигур (блоков Дьенеша)  входят комплекты карточек с символами свойств (цвет, форма, величина, толщина)  и символами отрицаний этих свойств. В набор также может входить  комплект логических кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков Дьенеша (толщина, величина, форма, цвет) и символы отрицания этих же свойств. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и карточками - символами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

     

    Начальная система игровых занятий

    с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста.

          Уважаемые взрослые! Вы должны помнить, что каждое из представленных занятий требует больших умственных усилий для малышей даже, если Вам кажется, что все очень легко и просто. Именно поэтому в каждое занятие кроме игр с блоками Дьенеша включены элементы различных видов  здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, гимнастика для глаз, различные виды физминуток и т.д. Пожалуйста, не исключайте их из занятий, они необходимы детям!

          В игровых занятиях используются:

     1. Блоки Дьенеша только тонкие или только толстые (набор из 24 фигур).

     2. Комплект карточек с символами свойств (цвет, форма, величина).

          Целесообразно проводить данные игровые занятия один раз в неделю, а полученные на занятиях знания и умения возможно закреплять в течение недели в совместных играх взрослых с детьми, в самостоятельной игровой деятельности детей.

     

    Игровое занятие 1.

    «Цвет, классификация по одному признаку».

    Оборудование:

    1.     Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

    2.     Комплект карточек с символами цвета.

    3.     Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик и поросенок.

    Ход занятия:

         -  К нам в гости пришли мишка, зайчик и поросенок. Они принесли нам свои игрушки.

          Игрушки называются фигуры. Вынимаем поочередно по одной фигуре из корзинки.

    - Какого  цвета фигура?

    - Синяя!   и т.д., пока не разложим на столе все фигуры.

    - Сколько всего мишка, зайчик и поросенок принесли фигур?

    - Много!

    - Какого они цвета?

    - Красные, синие и желтые! (выставляем символы цвета)

          Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета. Игрушки начинают строить, называя цвета. Начинают делать ошибки сначала в названиях, потом в построении. Дети поправляют ошибки. Предложить детям построить паровозик самим. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по цвету).

          - Паровозик построен, давайте покатаемся на нем!

    Загудел паровоз и вагончики повез,

    Чу – чу, чу – чу, далеко я укачу.

           (двигаться друг за другом с круговыми движениями  согнутых в локтях рук)

    Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,

          (топать, стоя на месте, руки на поясе)

    А круглые колесики

          (указательным пальцем правой руки  начертить в воздухе большой круг)

    Тук – тук, тук – тук, тук – тук.

         ( стучать кулачком о кулачок)

          - Мишке, зайчику и поросенку очень понравилась игра. Они очень любят играть, но каждый играет в фигуры только одного цвета (около каждой игрушки выставляется символ цвета). Давайте подарим им фигуры!

          Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.

          - Какого цвета у Мишки фигуры?

          - Красные!

          Далее – аналогично для каждой игрушки, для каждого цвета.

        

          - Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры.

         - Какого цвета фигуры?

         - Красного, синего и желтого!

    Игровое занятие 2.

    «Цвет и форма, классификация по одному признаку».

    Оборудование:

    1.     Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

    2.     Комплект карточек с символами цвета и формы.

    3.     Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.

    Ход занятия:

          - К нам в гости снова пришли мишка, зайчик и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.

         - Какого цвета фигуры?

         - Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

          Игрушки хвалят детей и напоминают, что каждый любит играть с фигурами только одного цвета (около каждой игрушки выставляется символ цвета). Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.

          - Какого цвета у Мишки фигуры?

          - Красные!

          Далее – аналогично для каждой игрушки, для каждого цвета.

           Зайчик удивляется, почему у него все игрушки одного цвета, но все равно разные, не похожие друг на друга. Остальные игрушки объясняют ему, что все фигуры разной формы. Есть фигуры круглые, есть квадратные, есть треугольные и есть прямоугольные (одновременно выставляются символы формы). Зайчик говорит: «Не хочу сегодня в желтые фигуры играть, я хочу играть в  круглые фигуры!» Ставим около зайчика символ круга. Остальные игрушки выбирают с помощью детей каждый свою форму, но остается лишний символ формы. Что же делать. Позовем котенка, он будет с нами играть!

          Собираем все формы в корзинку. Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.

          - Какой формы у Мишки фигуры?

          - Круглые!

          Далее – аналогично для каждой игрушки, для каждого цвета.

          Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по цвету).Аналогично предлагается построить паровозик, у которого каждая фигура – вагончик, но рядом могут лежать вагончики только разной формы. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по форме).

          - Паровозик построен, поедем кататься!

    Загудел паровоз и вагончики повез,

    Чу – чу, чу – чу, далеко я укачу.

           (двигаться друг за другом с круговыми движениями  согнутых в локтях рук)

    Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,

          (топать, стоя на месте, руки на поясе)

    А круглые колесики

          (указательным пальцем правой руки  начертить в воздухе большой круг)

    Тук – тук, тук – тук, тук – тук.

         ( стучать кулачком о кулачок)

         -  Приехали вместе с нашими игрушками на полянку лесную! Будем осенние букеты из листьев собирать!

    Раз, два, три, четыре, пять –
    Будем листья собирать.                 
    (Сжимаем  и разжимаем кулачки)
    Листья березы,                                (Загибаем  большой палец)
    Листья рябины,                               (Загибаем  указательный палец)
    Листики тополя,                             (Загибаем  средний палец)
    Листья осины,                                 (Загибаем  безымянный палец)
    Листики дуба мы соберем,             (Загибаем  мизинец)
    Маме осенний букет отнесем.       (Сжимаем  и разжимаем  кулачки)

          - Собрали букеты красивые, возвращаемся в детский сад. Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры.

          - Какого цвета фигуры?

          - Красного, синего и желтого!

          - Какой формы фигуры?

          - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

    Игровое занятие 3.

    «Цвет и форма, классификация по двум признакам».

    Оборудование:

    1.     Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

    2.     Комплект карточек с символами цвета и формы.

    3.     Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик,  поросенок и котенок.

    Ход занятия:

          - К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.

         - Какого цвета фигуры?

         - Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

         - Какой формы фигуры?

         - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!                                                 

    (выставляем символы формы)

          Игрушки хвалят детей и напоминают, что каждый любит играть с фигурами только одной формы (около каждой игрушки выставляется символ формы). Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.

          - Какой формы у Мишки фигуры?

          - Круглые!

          - Какой формы фигуры у Зайчика?

          - Квадратные!

          - Какой формы фигуры у Котенка?

          -Треугольные!

          - Какой формы фигуры у Поросенка?

          -Прямоугольные!

          Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета и разной формы. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам: по форме и по цвету).

          - Паровозик построен, он очень красивый получился! А теперь вместе с нашими гостями – игрушками мы можем веселые стихи выучить:

    Мы ногами топ-топ!

    Мы руками хлоп-хлоп!

    Мы глазами миг-миг,

    Мы плечами чик-чик.

    Раз - сюда, два - туда,

    Повернись вокруг себя.

    Раз - присели, два - привстали.

    Руки кверху все подняли.

    Раз-два, раз-два,

    Вот веселая игра!

          - Ой, почему-то наши игрушки испугались, кто это их пугает? А это, оказывается, гуси!

          Идем гуськом, растопырили руки - крылья, шипим: «Ш - ш – ш…» - долгий выдох, сердимся (повтор 2 – 3 раза).

          - Посмотрите, гуси, всех вы испугали. Не шипите, улыбнитесь нам. Мы – добрые, хорошие ребята, хотим с вами дружить.

          Заулыбались гуси, перестали сердиться, замахали крыльями и улетели!

          - Наши гости игрушки  тоже прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры(складываем по одной, называя хором каждую фигуру по двум признакам – круглая красная, квадратная желтая и т.д.).

          - Какого цвета фигуры?

          - Красного, синего и желтого!

          - Какой формы фигуры?

          - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

    Игровое занятие 4.

    «Цвет и форма, классификация по двум признакам».

    Оборудование:

    1.     Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

    2.     Комплект карточек с символами цвета и формы.

    3.     Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик,  поросенок и котенок.

    Ход занятия:

          - К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.

         - Какого цвета фигуры?

         - Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

         - Какой формы фигуры?

         - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!                                                        (выставляем символы формы)

          Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета и разной формы. Игрушки «начинают сами строить» паровозик, делают ошибки, дети поправляют, объясняя эти ошибки. Затем дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам: по форме и по цвету).

          Построили паровозик, поехали на нем кататься (сидим на стульчиках), едем, в окошки смотрим.

          - Ой, смотрите, кролик!  (проводится пальчиковая игра):

    Веселый кролик Банни         

    Резвился на поляне,                         

          (Указательный  и средний  пальцы = ушки, остальные пальцы = мордочка зайки, покрутить кистью руки)      

    Как шорох он услышит,  замрет он и не дышит,

          (Прижать к себе «зайчика»)-

    А на его макушке растут как стрелки ушки!              

          (Пошевелить прямыми «ушками»)

    И у него есть норка под елкой на пригорке,                  

          (Сделать кольцо = норку из пальцев другой руки)

    Он к норке подбегает,                     

          (Крутить кистью «зайкой», приближая ее к «норке»)

    Прыг – и в нее ныряет!                    

          («нырнуть зайчиком» в норку!)

         Приехали обратно в детский сад! Складываем фигуры в корзинку, но игрушки говорят, что хотят еще поиграть! Дети помогают им выбрать, в какие игрушки они сегодня играют (красные круглые, синие треугольные и т.д). Около каждой игрушки ставим 2 символа - формы и цвета. Дети дарят фигуры игрушкам поочередно до тех пор, пока корзинка не опустеет.

          - Какие игрушки у мишки?

          - Красные круглые!

          - Какие игрушки у котенка?

          - Желтые квадратные!  И т.д.

          - Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по двум признакам – круглая красная, квадратная желтая и т.д.).

          - Какого цвета фигуры?

          - Красного, синего и желтого!

          - Какой формы фигуры?

          - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

    Игровое занятие 5.

    «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».

    Оборудование:

    1.     Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

    2.     Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

    3.     Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик,  поросенок и котенок.

    Ход занятия:

          - К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.

         - Какого цвета фигуры?

         - Красного, синего и желтого!  (выставляем символы цвета)

         - Какой формы фигуры?

         - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные                                                (выставляем символы формы)

         - Посмотрите внимательно, оказывается, наши фигуры еще и по величине разные. Есть маленькие, есть большие (выставляем символы величины).

          - Давайте подарим Мишке все большие фигуры, а Зайчику все маленькие!

           Дети поочередно берут по одной детали и выкладывают около игрушек (классификация по одному признаку: по величине).       

          - Котенок и поросенок тоже хотят поиграть. Подарим котенку большие желтые фигуры, а поросенку - маленькие синие.

          Дети раскладывают фигуры в соответствии с символами рядом с котенком и поросенком. После выполнения задания фигуры складываются в корзинку.

          - Больше всего наши игрушки любят строить паровозики. Давайте поиграем вместе с ними! Сегодня рядом могут лежать вагончики только разной величины и разной формы.

          Игрушки «начинают сами строить» паровозик, делают ошибки, дети поправляют, объясняя эти ошибки. Затем дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам: по форме и по величине).

          - Какой замечательный паровозик у нас получился! Поехали на нем кататься!

          «Едем» (сидим на стульчиках), «в окошки смотрим".

          - Посмотрите, какие замечательные цветы в окошки видны! Как они  чудесно пахнут! (проводится дыхательное упражнение):

          Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!» (повтор 2 – 3 раза).

          -  Ой, погода портится, тучки появились! (проводится гимнастика для глаз):

    Солнышко с тучками в прятки играло.

    Солнышко тучки-летучки считало:

    Серые тучки, черные тучки.

     (смотреть глазами вправо — влево)

    Легких — две  штучки,  тяжелых — три штучки.

     (смотреть глазами вверх — вниз)

    Тучки попрятались, тучек не стало.

    ( Закрыть глаза ладонями)

    Солнце на небе вовсю засияло.

    (Поморгать глазками).

             - Приехали мы обратно в детский сад! Игрушки приглашают нас опять с фигурами играть. Зайчик просит найти его самую любимую фигуру – желтую, прямоугольную, большую!

          Около Зайчика выставляются 3 символа. Дети выбирают нужную фигуру. Аналогичным образом выбираются фигуры для остальных игрушек (классификация по трем  признакам: по цвету,  форме и  величине).

                Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам – большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).

          - Какого цвета фигуры?

          - Красного, синего и желтого!

          - Какой формы фигуры?

          - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

          - Какой величины фигуры?

          - Большие и маленькие!

    Игровое занятие 6.

    «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

    отрицание (игра с двумя обручами)».

    Оборудование:

    1.     Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

    2.     Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

    3.     Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик,  поросенок и котенок.

    4.     2 обруча (синий и красный).

    Ход занятия:

          - К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.

         - Какого цвета фигуры?

         - Красного, синего и желтого!  (выставляем символы цвета)

         - Какой формы фигуры?

         - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!                                                         (выставляем символы формы)

         - Какой величины фигуры?

         - Большие и маленькие!  (выставляем символы величины).

          Игрушки приглашают детей с фигурами поиграть. Котенок просит найти его самую любимую фигуру – желтую, прямоугольную, большую (около Котенка выставляются 3 символа). Дети выбирают нужную фигуру. Аналогичным образом выбираются фигуры для остальных игрушек (классификация по трем  признакам).

          Игрушки рассказывают, что они принесли для игры обручи. Сначала они предлагают поиграть с одним обручем.

          - Положим в обруч любой символ, например – «Большой».

          - Какие фигуры мы положим в обруч?

          - Только все большие!

          - Какие фигуры мы положим вне обруча?

          - Все не большие!

          Дети раскладывают фигуры в обруч и вне обруча согласно символу в обруче. Игра повторяется 3 раза, поочередно с символами цвета, величины и формы. Символы возможно поместить не только в обруч, но и вне обруча.

          Зайчик показывает второй обруч и спрашивает, на что похожи обручи?

          - На мяч, на колесо, на тарелку, на воздушный шарик и т.д.

     

          - Давайте все превратимся в воздушные шарики! (проводится дыхательная гимнастика).

          - Шарики сдулись(расслабленный наклон).Мы их медленно надуваем       (дети распрямляются, поднимают руки вверх), шарики надуваются, вот они стали большие-пребольшие, полетели высоко (дети медленно раскачивают руками). А теперь шарики сдулись через маленькую дырочку (медленный, долгий выдох через рот)Давайте их снова надуем!(Повтор 2-3 раза).

          Мишка предлагает поиграть с двумя обручами (положить их таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). В обручи помещаем символы. Например: в синий обруч «Большой», а в красный – «Круг».

          - Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного?

          - Все большие, но не круги!

          - Какие фигуры внутри красного обруча, но вне  синего?

          - Все круги, но не большие!

          - Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно?

          - Все большие круги!

          - Какие фигуры вне обручей?

          - Все не большие и не круги!

          Заменяем символы и повторяем игру 2 – 3 раза.

    Игрушки хвалят детей и предлагают поиграть в веселую игру.

    Как у наших у ребят ножки весело стучат!

                             ( топать ногами)

    А устанут ножки, хлопаем в ладошки!

                             ( хлопать в ладошки!)

    А потом вприсядку пляшут наши детки,

    Вниз - вверх, раз - два – вот как пляшет детвора!

                              ( приседать!)

    А как пустятся бежать, никому их не догнать!

                              (бегать врассыпную!)

    Мы – народ удаленький, хоть и очень маленький!

                              (сесть на стульчики!)

          -  Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам – большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).

          - Какого цвета фигуры?

          - Красного, синего и желтого!

          - Какой формы фигуры?

          - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

          - Какой величины фигуры?

          - Большие и маленькие!

    Игровое занятие 7.

    «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

    отрицание (игра с двумя обручами)».

    Оборудование:

    1.     Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

    2.     Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

    3.     Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.

    4.     2 обруча (синий и красный).

    Ход занятия:

          - К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.

         - Какого цвета фигуры?

         - Красного, синего и желтого!  (выставляем символы цвета)

         - Какой формы фигуры?

         - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!                                                      (выставляем символы формы)

         - Какой величины фигуры?

         - Большие и маленькие!  (выставляем символы величины).

          Игрушки рассказывают, что они снова принесли для игры обручи. Положим в 2 обруча по символу (расположить обручи таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). Например, в синий обруч «Маленький», а в красный – «Квадрат».

          - Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного?

          - Все маленькие, но не квадраты!

          - Какие фигуры внутри красного обруча, но вне синего?

          - Все квадраты, но не маленькие!

          - Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно?

          - Все маленькие квадраты!

          - Какие фигуры вне обручей?

          - Все не маленькие и не квадраты!

          Заменяем символы и повторяем игру 2 – 3 раза.

       - Давно мы на сказочной полянке не были! Давайте сегодня туда на самолете полетим! (релаксационное упражнение)

           Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.

         Руки в стороны, в полет отправляем самолет.

         Правое крыло вперед, левое крыло вперед,

         Улетает самолет. Впереди огни зажглись,

         К облакам мы поднялись.

         Вот лес, мы тут приготовим парашют.

         Парашюты все раскрылись,

         Мы легонько приземлились.

          - Ой, кто это на полянке? Это – зайчик! (пальчиковая гимнастика)

            Из пальцев правой руки складываем «зайчика».

    Быстро с пальчика на пальчик          

    Скачет зайчик, скачет зайчик. 

           Большой палец левой руки прижат к ладони, остальные пальцы растопырены.  На каждый слог «носик зайчика» « прыгает» по 2 раза на каждом пальце левой руки, кроме  большого.      

    Вниз спустился, повернулся,             

    И опять назад вернулся.

          Большой палец левой руки отворачивается от ладони. «Носик зайчика» спускается по пальцам на левую ладонь, чертит круг и возвращается на кончик указательного пальца левой руки.Большой палец левой руки снова прижат к ладони.                  

    Снова с пальчика на пальчик

    Скачет зайчик, скачет зайчик,

          На каждый слог «носик зайчика»  « прыгает» по 1 разу на каждом пальце левой руки кроме  большого.

    Снова вниз и снова вверх…

          Большой палец левой руки отворачивается от ладони. «Носик зайчика» быстро спускается по пальцам на левую ладонь и возвращается на кончик указательного пальца левой руки.

    Прыгнул зайчик выше всех!

          Левая рука – кулак с оттопыренным большим пальцем, кулак поднять вверх. «Носик зайчика» « прыгает» на кончике большого пальца левой руки.

          Игра с пальчиками проводится повторно, «зайчик» теперь складывается из пальцев левой руки, он скачет по пальчикам правой руки.

          - Давайте спросим у нашего Зайчика, а какая игрушка у него самая любимая.

          Зайчик просит найти для него красную, круглую, большую фигуру (около Зайчика выставляются 3 символа). Дети выбирают нужную фигуру. Аналогичным образом выбираются фигуры для остальных игрушек (классификация по трем  признакам).    

                Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам – большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).

          - Какого цвета фигуры?

          - Красного, синего и желтого!

          - Какой формы фигуры?

          - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

          - Какой величины фигуры?

          - Большие и маленькие!

    Игровое занятие 8.

    «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

    отрицание (игра с тремя обручами)».

    Оборудование:

    1.     Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

    2.     Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

    3.     Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, котенок и поросенок.

    4.     3 обруча (синий, желтый и красный).

    Ход занятия:

          - К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.

         - Какого цвета фигуры?

         - Красного, синего и желтого!  (выставляем символы цвета)

         - Какой формы фигуры?

         - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!                                                       (выставляем символы формы)

         - Какой величины фигуры?

         - Большие и маленькие!  (выставляем символы величины).

          Зайчик предлагает детям поиграть с двумя обручами (расположить обручи таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). Положим в обручи символы. Например, в желтый обруч «Большой», а в красный – «Круг».

          - Какие фигуры внутри желтого обруча, но вне красного?

          - Все большие, но не круги!

          - Какие фигуры внутри красного обруча, но вне желтого?

          - Все круги, но не большие!

          - Какие фигуры внутри желтого и красного обруча одновременно?

          - Все большие круги!

          - Какие фигуры вне обручей?

          - Все не большие и не круги!

          Заменяем символы и повторяем игру 2 – 3 раза.

         Игрушечный  медвежонок хвалит детей и предлагает им отдохнуть,  сделать веселую зарядку:

    Раз, два, три, четыре – топаем ногами.

    Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

    Руки вытянуть пошире – раз, два, три, четыре!

    Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать.

    На носок, потом на пятку -  все мы делаем зарядку!

         Котенок рассказывает, что у него есть еще один, третий, обруч. Он предлагает детям снова поиграть с обручами и с  фигурами. Расположить обручи необходимо таким образом, чтобы  обручи частично перекрывали друг друга.  Положим в каждый обруч по одному символу. Например, в синий обруч - «Красный»,  в красный  - «Треугольник», а в желтый – «Большой». 

          - Какие фигуры внутри желтого обруча, но вне синего и красного?

          - Все большие, но не треугольные  и не красные!

          - Какие фигуры внутри красного обруча, но вне синего и  желтого?

          - Все треугольные, но не большие и не красные!

          - Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного и  желтого?

          - Все красные, но не большие и не треугольные!

          - Какие фигуры внутри желтого и красного обруча одновременно, но вне    синего?

          - Все большие треугольные, но не красные!

          - Какие фигуры внутри желтого и синего обруча одновременно, но вне красного?

          - Все большие красные фигуры, но не треугольные!

          - Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно, но вне желтого?

          - Все красные треугольные, но не большие!

          - Какая фигура находится внутри синего, красного и желтого обруча одновременно?

          - Большая, красная, треугольная!

    Заменяем символы и повторяем игру еще один раз.

          - Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам – большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).

          - Какого цвета фигуры?

          - Красного, синего и желтого!

          - Какой формы фигуры?

          - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

          - Какой величины фигуры?

          - Большие и маленькие!

          - Ой, а это что такое?

         Что за странные пружинки упираются в ботинки?

         Мы ногами их прижмем, крепче-крепче подожмем!

         Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем.

           Дети сидят на стульях, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем -  полное расслабление.

          Релаксационное упражнение повторяется 2 раза.

    Игровое занятие 9.

    «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

    отрицание (игра с четырьмя обручами)».

    Оборудование:

    1.     Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

    2.     Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

    3.     Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, котенок и поросенок. 

    4.     4 обруча.

    Ход занятия:

          - К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.

         - Какого цвета фигуры?

         - Красного, синего и желтого!  (выставляем символы цвета)

         - Какой формы фигуры?

         - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!                                                         (выставляем символы формы)

         - Какой величины фигуры?

         - Большие и маленькие!  (выставляем символы величины).

          Игрушки предлагают детям поиграть с обручами. Проводится игра с тремя обручами аналогично игре, проводившейся во время игрового занятия № 8. Дети сами выбирают, какие символы поместить в обручи. Воспитатель от имени игрушек подсказывает им, что это обязательно должны быть символы цвета, формы и величины. Нельзя в обручи положить 2 символа одного признака.

          Игра с тремя обручами повторяется 2 – 3 раза с заменой символов.

          - Как весело мы поиграли! А сейчас мы все пойдем гулять. Но что это? Дождик начинается! Протяните ладошки, будем капельки ловить!

    Дождик, дождик, кап – кап – кап!

    Мокрые дорожки!

    Все равно пойдем гулять, надевай сапожки!  (Топаем ногами). 

          На полу раскладываются 4 обруча рядом друг с другом по одной линии.

           - Это камушки! Мы идем по ним, чтобы в лужах ножки не замочить! (Проводится релаксационное упражнение).

          - Мы идем большими шагами. Попадаем на кочки. Оступиться с кочек нельзя, промочим в лужах ноги. Дошли до солнечной полянки, легли, расслабились, загораем. Потом встали и идем обратно(вновь мышечное напряжение). Пришли домой, устали, сели на стульчики и расслабились. Хлоп! Вот мы и снова дети в группе, на стульчиках красиво сидим.

          Игрушки снова предлагают поиграть.Зайчик говорит, что любит только треугольные фигуры (ставим символ). Котенок играет только в большие фигуры (ставим символ). Но им очень хочется поиграть вместе (положить между ними обруч).  Медвежонок тоже любит играть, но он играет только в красные фигуры (ставим символ). И ему одному играть скучно ( положить обруч между мишкой и зайчиком, между мишкой и котенком.

          - В какие игрушки могут играть вместе зайчик и котенок?

          - В большие треугольные!  (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между зайчиком и котенком).

          - В какие фигуры могут играть вместе зайчик и мишка?

          - В красные треугольные (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между зайчиком и мишкой).

          - В какие фигуры могут играть вместе котенок и мишка?

          - В большие красные!  (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между котенком и мишкой).

          Поросенок говорит, что тоже хочет поиграть. Он приглашает в свою игру всех: мишку, зайчика и котенка (в середине между тремя обручами располагается четвертый, в него ставим поросенка).

         - В какую игрушку могут играть все игрушки вместе?

         - В большую красную треугольную!(Дети находят такую фигуру и располагают ее в центральный обруч вместе со всеми игрушками).

         Игрушки благодарят детей и просят помочь собрать фигуры. Складываем фигуры в корзинку  по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам – большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.

          - Какого цвета фигуры?

          - Красного, синего и желтого!

          - Какой формы фигуры?

          - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

          - Какой величины фигуры?

          - Большие и маленькие!

         Занятие заканчивается хороводной игрой. Движение в хороводе начинается медленно, затем убыстряется и вновь замедляется. На последних двух строках стихотворения дети останавливаются и хлопают в ладоши – хлопок на каждый слог.

    Еле – еле, еле – еле завертелись карусели,

    А потом, потом, потом

    Все бегом, бегом, бегом!

    Тише, тише, не бегите,

    Карусель остановите!

    Раз, два, раз, два,

    Вот и кончилась игра!

    Игровое занятие 10.

    «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

    отрицание (игра с четырьмя обручами)».

    Оборудование:

    1.     Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

    2.     Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

    3.     Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, котенок и поросенок. 

    4.     4 обруча.

    Ход занятия:

          - К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.

         - Какого цвета фигуры?

         - Красного, синего и желтого!  (выставляем символы цвета)

         - Какой формы фигуры?

         - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

                                                             (выставляем символы формы)

         - Какой величины фигуры?

         - Большие и маленькие!  (выставляем символы величины).

          Проводится игра с четырьмя обручами аналогично игре, проводившейся во время игрового занятия № 9. Дети сами выбирают, какие символы поместить в обручи (в какие фигуры играют игрушки). Воспитатель от имени игрушек подсказывает им, что это обязательно должны быть символы цвета, формы и величины. Нельзя в обручи положить 2 символа одного признака.

          Игра с четырьмя обручами повторяется 2 – 3 раза с заменой символов.

          - Как ловко вы, ребята, фигуры в обручи раскладывали! Какие вы умные и сообразительные! А какие пальчики у вас ловкие! Давайте теперь поможем пальчикам отдохнуть, они, наверное, устали,  спрячем их  в мягкие кулачки!(Проводится пальчиковая гимнастика).

    Пальчики уснули, в кулачок свернулись.

          Сжать пальцы правой руки в кулак.

    Один! Два! Три! Четыре! Пять!                

          Поочередно разжимают пальцы.

    Захотели поиграть!                                      

          Пошевелить всеми пальцами.

    Разбудили дом соседей,                               

          Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак

    Там проснулись шесть и семь,восемь, девять, десять –

           Отогнуть пальцы один за другим на счёт.                                                     

    Веселятся все!                                                 

          Покрутить обеими руками.

    Но пора обратно всем: десять, девять, восемь, семь,                         

    Шесть калачиком свернулся,

          Загнуть пальцы левой руки один за другим.

    Пять зевнул и отвернулся.      

    Четыре, три, два, один,                                  

    Круглый кулачок, как апельсин.

          Загнуть пальцы правой руки, покрутить двумя кулачками.

              Игрушки просят детей помочь собрать фигуры. Складываем фигуры в корзинку  по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам – большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.

          - Какого цвета фигуры?

          - Красного, синего и желтого!

          - Какой формы фигуры?

          - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

          - Какой величины фигуры?

          - Большие и маленькие!

          - Молодцы, ребята! Вы сегодня в такие интересные игры играли, сами их придумывали! А теперь пришло время отдохнуть!  (Дети встают, проводится физминутка).

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Начинаем отдыхать!

          Потягиваемся.

    Спинку бодро разогнули,

    Ручки кверху потянули!

    Раз и два -  присесть и встать,

    Чтобы отдохнуть опять.

    Раз и два - вперед нагнуться,

    Раз и два - назад прогнуться.

          Движения в соответствии со словами.

    В играх стали мы умней,

    Здоровей и веселей!

          Хлопаем в ладошки!

     

    Заключение.

          Уважаемые взрослые!

          Я надеюсь, что данное учебно-методическое пособие, созданное для того, чтобы  рассказать Вам о том, как надо начинать использовать блоки Дьенеша для всестороннего развития детей дошкольного возраста, будет не только прочитано Вами, но и использовано в совместной игровой деятельности с малышами. Надеюсь, что на этом Ваши совместные с детьми игры с блоками Дьенеша не закончатся, что Ваша фантазия подскажет Вам в дальнейшем еще целое множество интересных и разнообразных игр.

          Я желаю Вам многих увлекательных моментов в  играх с этим замечательным дидактическим материалом. Пусть блоки Дьенеша научат Ваших  детей логически мыслить, творчески решать стоящие перед ними проблемы. Пусть эти игры помогут развить у Ваших детей стройное математическое мышление, познавательную активность, творческую фантазию, пусть  научат нестандартно отвечать на различные вопросы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации. И пусть все эти навыки и умения помогут в дальнейшем Вашим детям идти по жизни успешно!

     

    Литература

    1.     Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., Акцидент, 1997 г.

    2.     А.А.Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М., Просвещение, 1991 г.

    3.     А.А.Столяр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», М., Просвещение, 1988 г.

    4.     Из сборника «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду»: статья Носовой Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте», Лениздат, 1990 г.

    5.     М.Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г.

    6.     Касабуцкий Н.И. и др. «Математика"О"», Минск, «Народная асвета» 1983 г.

    7.     Столяр А. А. «Методические указания к учебному пособию "Математика "О"», Минск, «Народная асвета», 1983 г.

    8.     Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», Ярославль, «Академия развития», 1996 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий блоков «Дьенеша»

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий блоков «Дьенеша»Интеграция образовательных областей: познание, коммуника...

    «Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

    laquo;Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

    Альбом к учебно - игровому пособию блоки Дьенеша для 2-3 лет "Маленькие логики"

    Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать м...

    Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.

    Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить ва...

    ПРОГРАММА по развитию логического мышления младших дошкольников в процессе использования учебно – игрового пособия блоки Дьенеша

    СодержаниеЦелевой разделПояснительная запискаЦели и задачи программы.Возрастная характеристика детей 2-3 лет.Планируемые результаты освоения программы.Содержательный разделОсобенности организации обра...