Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия (старшая группа)

Анастасия Александровна Бражник

Образовательная область Познание

Возрастная группа старшая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_brazhnik_1.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка- детский сад № 31

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 по познавательному развитию детей старшей группы

«Круговорот воды в природе»

Воспитатель Бражник А.А.

2021 год

        

Образовательная область Познание

Возрастная группа старшая

Концептуальные основы занятия

Тема «Круговорот воды в природе»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Задачи:

образовательные: дать детям элементарное представление о понятии круговорот воды в природе. Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды. Активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

развивающие: развивать мышление, наблюдательность, любознательность. Учить детей устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать выводы. 

воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; двигательная.

Методы и приёмы:

- словесные (беседа; рассказ педагога; вопросы, худ. слово)

- наглядные (показ, рассматривание глобуса)

- практические (элементарные опыты, игра)

Материалы и оборудование: глобус, яблоко, мольберт, картинки для макета круговорот воды в природе, обруч. Для проведения опыта с водой: термос с кипятком, зеркало, одноразовые тарелочки с водой, губки.

Предварительная работа: беседа о различных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Рассматривание глобуса, чтение энциклопедий.

1.Организационный момент

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

(Дети заходят в группу,

приветствуют присутствующих и друг друга, стоя в кругу)

Ответы детей (это глобус)

Ответы детей (это модель Земли).

Ответы детей: Земля в уменьшенном виде.

Ответы детей (голубого)

-Это вода (моря, реки, океаны).

Дети садятся на стульчики

Ответы детей. (Это тоже вода, но в виде льда).

Дети: в жидком, твёрдом и газообразном.  

Ответы детей

- Доброе утро! 

- Ребята, сделаем круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие:

«Мы живём все на планете, называется Земля,

и живут на той планете наши лучшие друзья».
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

-А теперь пройдите на свои места.

Послушайте загадку:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. 
(Глобус)

- Что это такое?

-А что такое глобус?

-А как вы понимаете – модель Земли?

Да, так выглядит наша Земля.

-Какого цвета больше всего на глобусе?

-И что означает голубой цвет на глобусе?

-Да, верно. Мы привыкли называть себя землянами, потому что планета наша называется Землей, и сам человек живет на твердой земной поверхности. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша.

-Как вы думаете, о чем же мы будем сегодня говорить? Поговорим о воде, о круговороте воды в природе.

Итак, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть - суша.

-На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают? Кто знает?

Вода-самое удивительное вещество на Земле. Давайте, вспомним, что вы знаете о воде? В каких состояниях встречается вода в природе?

Создание благоприятной атмосферы на занятии.

Загадка,

беседа

Показ, вопросы, беседа.

2. Основная часть занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Гипотезы детей

Дети перешагивают через обруч

Ответы детей: нельзя, можно обжечься

Дети делают вывод: что при нагревании вода превращается в пар.

Горячая вода испаряется, в пар превращается.

Дети выполняют опыт 

Ответы детей (лёгкая, как облачко)        

Дождь.

 

Дети повторяют хором и индивидуально.

Дети повторяют (Круговорот воды в природе).

Дети окружают маму-тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод).

-Хочу я вам, дети, сказку рассказать. Слушайте внимательно…

Сказка

Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.

-Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?

(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).

Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

-Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?

Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?

-Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.

Вы согласны? Тогда вперед!

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть - не упасть

То в страну весёлых сказок

Можно сразу же попасть.

Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.

Будем Водяному помогать воду, потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

Опыт №1 Испарение воды

-Ребята, смотрите, что стоит на столе, (педагог поднимает скатерть, там термос).

-Ух, ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.

-Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Можно детям притрагиваться к горячим предметам?  Почему? 

Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.

(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

Воспитатель: А что это выходит из термоса?  Откуда пар в термосе?  (Вода при нагревании превратилась в пар)

Какой сделаем вывод?

Опыт №2 Капли на зеркале.

Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ -это проверить.

(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром. Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале).

-Какой можно сделать вывод?

-Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.

-А во что превращается пар, когда поднимается вверх и как называется это явление мы узнаем из третьего опыта.

Опыт №3.

-Перед вами стоят тарелочки, в них вода, это наш водоём. Возьмите, пожалуйста, в руки губки и скажите губка лёгкая? А теперь наберите чуть-чуть воды, так, чтобы губка впитала капельки воды (набрали?). Поднимите губку и скажите, губка потяжелела? Стала тяжелой, как тучка. А теперь сожмите губку одной рукой, что пошло из тучки? Капельки снова из тучки спустились вниз.

-Из этого можно сделать вывод (какой?) в тучку, набираются, капельки воды и в виде дождя спускаются вниз это явление называется, круговорот воды в природе. ПОВТОРИТЕ!

Физминутка

 «Путешествие капельки» (Воспитатель надевает бумажную корону с изображением тучки).

-Капельки полетели, в речке поплыли, в океан попали. Потянулись капельки к лучам солнца, вспомнили о маме -тучке. Собрались все вместе и упали снова в речку дождем (присели).

-Ребята, как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?

Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не денется. Попутешествует и назад к нему вернется.

Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.

* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают.
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
*Кружится капелька по кругу как белка в колесе.

Рассказ

Вопросы

Постановка проблемной ситуации.

Ритуал входа в сказку «Волшебный колодец»

Исследовательская деятельность

Вопросы, выводы

Проговаривание

Игра

Воспитатель на мольберте выкладывает часть круговорота воды в природе.

Развитие у детей умения самостоятельно делать выводы

Поощрение, похвала.

3. Заключительная часть занятия

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети проходят сквозь обруч

Ответы детей.

-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад

Если дружно встать на ножки,

Топнуть прыгнуть - не упасть,

То легко ребята смогут,

 Снова в детский сад попасть.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – ВОДА!

- Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному?
- Вы всегда готовы прийти на помощь другим?

- Ребята, что нового сегодня вы узнали?

- Как называется путешествие воды?

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

-Как нужно относится к воде?

Молодцы, ребята!


- На следующем занятии мы с вами узнаем о пользе воды для всего живого на Земле.

Ритуал выхода из сказки «Волшебный колодец»

Художественное слово

Вопросы рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Необычное расследование»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивна.Цель: создать условия для развития  у дет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Необычное расследование»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возрастаТема: «Необычное расследование»  Образовательная область: «Познавательное раз...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Лес"

Материал направлен на формирование у детей основ экологического сознания, закрепление правил поведения в природе; способствует развитию у детей познавательных интересов, умения анализировать, делать в...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Масленица».

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей. Она позволит познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к трад...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: игра – путешествие по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста       Тема:игра -путешествие по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветоч...