Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Вода наш друг и помощник"
план-конспект занятия по окружающему миру

Назаркина Юлия Викторовна

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

"Вода наш друг и помощник"

        Задачи:

  • Формировать представления детей о значении воды в жизни человека ( гигиена, питание, здоровье, безопасность)
  • Развивать умение определять взаимозависимость человека, воды и мира природы: "вода – растительный мир – человек", "вода – животный мир – человек", "вода – мир природы - человек".
  • Стимулировать положительно-направленные действия и поступки детей по отношению к воде ( не мусорить на берегах водоема, не бросать в воду предметы и т.д.)
  • Воспитывать бережное отношение к использованию воды (закрывать кран с водой и др.)

        Материалы: накидка для персонажа; кружочки или квадратики для условных обозначений; цветные карандаши; спокойная музыка; детские рисунки "Вода - наш друг и помощник"

Ход ООД:

        Ритуал приветствия

                        Как чудесно, что опять

                        Можем мы весну встречать!

                        Сколько света и тепла

                        Нам весна вновь принесла

                        Каждый день с весной встречаемся,

                        Ей, друзья мы улыбаемся,

                        Слова добрые друг другу говорим,

                        Такими же лучистыми

                        Мы очень быть хотим!

        Дети выполняют упражнения, стоя в кругу, поворачиваясь, друг к другу, говорят слова приветствия.

        Ситуация общения "Значение воды в жизни человека"

        - Вы знаете, ребята, что весну называют волшебницей? Как вы думаете, почему? (ответы детей) А совершать удивительные превращения весне помогает вода. Вода бывает очень-очень разной. Какой? (ответы детей) Я с вами согласна: она может быстро "бежать" в весеннем ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками и горячим паром. Вот она, какая разная. Вы знаете, ребята, сегодня  у нас будет необычный гость.

Звучит музыка. Появляется Вода (Переодетый воспитатель в голубой накидке)

        - Здравствуйте, ребята! Я очень хотела побывать у вас в гостях. Боялась, что не успею – столько работы у  меня каждый день. А вы знаете, какую работу я выполняю весной? У меня есть волшебные кружочки, я предлагаю вам их оживить. Нарисуйте, пожалуйста, какую работу мне приходится делать весной.

        Практическое задание "Много дел у Воды"

        Детям предлагается нарисовать "дела" воды в летний  период.

        По окончании работы Вода обсуждает с детьми, что она делает летом:

  • поливает растения: деревья, кусты, траву;
  • помогает людям утолять жажду
  • охлаждает тело человека в жаркий период
  • смывает грязь с улиц и дорог
  • помогает животным утолить жажду

        Ситуация доказательства "Зачем человеку вода?"

        - Ребята, скажите, пожалуйста, а я вам нужна? (Ответы детей) Зачем я вам нужна? (Ответы детей) 

                Конечно, без меня вам не умыться,

                        Не наесться, не напиться,

                        Смею я вам доложить,

                        Без воды вам не прожить  (Н.А. Рыжова)

        - Вот интересно, что будет с человеком, если я вдруг закончусь? (Ответы детей) Я все поняла: если я закончусь, то человек не сможет жить. Вы со мной согласны? (Ответы детей) Докажите, почему человек не сможет прожить  без воды.

        Ситуация рассуждения "Зачем растению вода?"

        - С человеком все понятно.   Он без воды прожить не сможет. А вот растение, я думаю, без меня проживет. Зачем растению вода, ведь вы со мной согласны? Да? (Ответы детей) Вы меня убедили, я теперь знаю, что и растениям нужна.

        Ситуация рассуждения  "Зачем животным вода?"

        - Ребята, я думаю, что животные могут и без меня прожить. Растение бывает маленькое, хрупкое, конечно, я ему очень нужна. А вот животные, они же такие большие, самостоятельные. Я то им зачем?

        Решение проблемных ситуаций

        Этюд "Капельки"

        - Ребята, вы меня убедили в том, что я очень вам нужна! Мы с вами друзья. А вы знаете из  чего состоит вода? (Из капелек) Я предлагаю вам превратиться в капельки и поиграть. Вот как много капелек! Они все очень красивые. Капельки кивают своими головками – здороваются друг с другом. А потом они взялись за руки, и получился большой ручеек (Дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (Перестраиваются в две колонны). Вдруг в речку полетели бутылки, пакеты с мусором. Загрустила речка (Голова опущена, руки расположены вдоль туловища). И стала речка мелеть (Колонны подходят ближе друг к другу). И решила речка снова стать ручейком и убежать от этого грязного места и больше сюда не возвращаться.

        Ситуация помощи "Как мы можем помочь Воде"

        - Ребята, я вам не случайно рассказала эту грустную историю. Хотя я всем всегда нужна, но меня часто обижают, меня не охраняют.  Вы мне поможете? (реакция детей) А как вы будете мне помогать?  Если дети затрудняются, можно привести следующие ситуации:

  • И днем и ночью я теку из крана.   И даже тогда, когда  я не нужна вам. Как можно спасти меня?
  • На берег реки вы посидели, все попили, все поели. Стали мусор вы в меня кидать, как же мне от вас не убежать?
  • Вот в речку торопится ручеек. Какой-то мальчишка бревно приволок. Не стало ручейка, осталась лужа, а река обмелела, стала хуже.

        Решение практических ситуаций

        Рассматривание детских работ (если останется время)

Вода благодарит детей за их добрые сердца и желание оказать помощь. Обращает внимание на вставку детских работ. Просит объяснить детей, что они нарисовали. Вода благодарит их и в знак признательности дарит свои капельки. Прощается с детьми.

        Ритуал прощания

                        Существует в природе вода,

                        Она нас окружает везде и всегда,

                        В обиду воду никому мы не дадим,

                        Ее мы любим, сохраним.

                        Дети берутся за руки, стоя в кругу, говорят слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Лес"

Материал направлен на формирование у детей основ экологического сознания, закрепление правил поведения в природе; способствует развитию у детей познавательных интересов, умения анализировать, делать в...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста Тема: «К нам в гости пришла матрёшка».

         Конспект организованной образовательной деятельности     по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»

Технологическая карта занятия в старшей группе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: игра – путешествие по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста       Тема:игра -путешествие по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветоч...