Роль и место семьи в концепции Я.А. Коменского
статья

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др.) рассмотрены все педагогические проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_i_mesto_semi_v_kontseptsii_ya.a._komenskogo.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль и место школы и семьи в концепции Я.А. Коменского»

Содержание:

Введение        3

1. Ступени воспитания и образования по Коменскому        5

     2. Основные положения педагогической теории Я.А. Коменского, в  «Великой дидактике»        8

     3. Трактат «Законы хорошо организованной школы»        12

Заключение        14

Список литературы        15

Введение

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель 17 века, создатель первой в мире целостной теории воспитания и обучения. Годы его жизни пришлись преимущественно на XVII век – на переходную эпоху, сочетавшую черты средневековья и нового времени, когда совершались великие научные открытия. Он родился в Южной Моравии в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы.

 Ян Амос Коменский направил свои усилия в сторону преобразования существовавшей тогда системы воспитания и обучения детей, поскольку корень зла, существующего в обществе, он рассматривал как результат ошибок в воспитании

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др.) рассмотрены все педагогические проблемы. С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности.

Демократические идеи отражены в замечательной работе «Великая дидактика», - одна из первых научно-педагогических книг. Большая заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может взойти на «самую высокую ступень лестницы образования».

 Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея Развивающего обучения. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности. Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделял вопросам воспитания.

 Говоря о развитии в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований. Предложенные им принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система, принцип природосообразности (отношение к ребенку как к части природы, стремление сделать ядром любых воспитательных отношений, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития) и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории.

Осмыслив и обобщив накопленный к тому времени опыт воспитания и образования подрастающих поколений в семье и школе, Коменский впервые в истории разработал целостную педагогическую теорию и практическую модель новой организации школ. Кроме того, Коменский попытался создать школы нового типа, составил ряд учебников, которые еще при его жизни получили распространение по всему миру. В том числе он создал первый в истории человечества учебник, в котором иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала («Мир чувственных вещей в картинках»).

  1. Ступени воспитания и образования

В своем главном педагогическом сочинении, в «Великой дидактике», Коменский реализует принцип природосообразности в возрастной периодизации, в разработке системы школ, содержания обучения и его организации. Он делит жизнь подрастающего поколения, которую он называет весной человечества, на четыре шестерки. Большая заслуга Коменского как создателя педагогического учения заключается в том, что для каждой из этих ступеней он разработал содержание, организацию воспитания,
образования, обучения в их единстве, опираясь при этом на принцип природосообразности, обогащая и конкретизируя его в тесной связи с гуманистическими основаниями. Он реализует идею универсальности образования как приобщения подрастающего поколения ко всему богатству культуры.

Первой ступенью воспитания и первоначального образования для детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа. Это воспитание ребенка в семье под руководством матери. Подробное изложение этого процесса представлено в одном из ранних его сочинений «Материнская школа». Фактически этой книгой Коменский заложил основы воспитания и
обучения детей дошкольного возраста. Исходя из своей идеи о природных основаниях, он видел главную задачу в развитии органов чувств, в обогащении представлений детей об окружающем мире, в развитии речи и развитии руки, чему способствуют элементарные трудовые навыки, ручные умения.
     
Вторая ступень в развитии человека, по Коменскому, – возраст от 6 до 12 лет, когда реализуются задачи универсального образования. Для всех детей этого возраста должна быть создана школа родного языка. Надо, считал Коменский, «чтобы во всяком благоустроенном человеческом общежитии (будь то город, местечко или деревня) была устроена школа для совместного воспитания юношества». В этой школе обучение идет на родном языке. И в этом также новаторство Коменского, его отступление от многовековой традиции Средневековья – вести обучение только на латинском языке, связь с идеями реформаторства.
      Третья ступень обучения – это латинская школа, которая должна быть в каждом городе и предназначена для юношей с 12 до 18 лет, проявивших склонность к занятию наукой. Здесь главенствует латинский язык и вместе с тем изучаются реальные предметы – математика, физика, в которую фактически входят элементы естествознания. А венчают весь
курс обучения риторика и диалектика. Для этого типа школ и предназначался учебник «Открытая дверь языков» – одно из ранних произведений Коменского.
     Завершающей,
четвертой ступенью образования должна быть Академия, и хотя в учении Коменского нет детального указания о содержании и организации обучения в этот период, но можно предположить, что оно отражало особенности образования в средневековых университетах.
     Таким образом, Коменский разработал школьную систему, реализуя в ней свои демократические устремления: всеобщность обучения, обучение на родном языке, отстаивал принцип единой школы.

Я. А. КОМЕНСКИЙ(1592-1670) создал единую систему образования:

Возраст

Тип школы

Содержание образование

От рождения до 6 лет (детство)

Материнская школа

Первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни; воспитание умеренности, опрятности, трудолюбия, послушания, правдивости, справедливости, любви к людям; приобщение к религии.

С 6 до 12 лет

(отрочество)

Элементарная школа (школа родного языка)

Родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание, пение, ознакомление с ремеслами, нравственное воспитание.

С 12 до 18 лет

(юность)

Латинская школа или гимназия

Семь свободных искусств, естествознание, история, география.

С 18 до 24 лет

(возмужалость)

Академия (высшее образование)

Богословие, медицина, юриспруденция.

Также в своем труде Ян Амос Коменский выделяет семь возрастов человека, он называет каждый из них и дает ему краткую характеристику. Здесь педагог проводит очень важную мысль о том, как необходимо человеку соответствовать своему возрасту:

  1. Человек бывает сначала младенцем,
  2. затем дитятей,
  3. потом отроком,
  4. затем юношей,
  5. после этого мужем,
  6. затем старцем и, наконец,
  7. дряхлым стариком (Как и другого пола).

Тот же процесс роста, пишет Коменский, происходит и у нашего внутреннего человека, за исключением 6 и 7 пунктов. В духовном возрастании не должно быть «стариков» и «дряхлых стариков», которым уже не под силу «твердая пища» и которые не способны двигаться вперед и живут одними воспоминаниями.

  1. Основные положения педагогической теории Я.А. Коменского, в «Великой дидактике»

В основе педагогической системы Коменского лежала критика существующего в то время порядка обучения и воспитания детей.  Главную свою цель он видел в создании такого метода, «при котором … в школах было бы меньше шума, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия. … чтобы можно было довести их (учеников) до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя» [1, с.243-245].

Основные концепции своей педагогической теории Коменский изложил в своем главном произведении, которое носит длинное и исчерпывающее название «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или способ создавать такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО, где для всего, что предлагается, ОСНОВАНИЯ почерпаются из самой природы вещей; ИСТИННОСТЬ подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; ПОРЯДОК распределяется по годам, месяцам, дням и часам; наконец, указывается ЛЕГКИЙ И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления этого на практике» [1, с.242].

Основные положения педагогической теории Коменского, изложенные в «Великой дидактике», сводятся к следующему.

  1. Человека необходимо формировать, т.е. обучать и воспитывать. Коменский так обосновал данное положение: «Человек со стороны тела создан для труда. Но мы видим, что вместе с ним рождается только способность к этому: человека нужно постепенно учить и сидеть, и стоять, и ходить, и двигать руками для работы. При этом, по мнению Коменского, образование необходимо всем людям без исключения. «Всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей»  [1, с.292].
  2. Формирование человека необходимо осуществлять в раннем возрасте. Коменский считал, что «Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию».
  3. Дети должны формироваться совместно, и для этого нужны школы. «При многообразии людей и их занятий, – писал Коменский, – редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. … Если бы даже и были родители, которые могли бы посвятить себя воспитанию своих детей, то все же более целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, так как больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других».
  1.       Обучение в школах должно быть универсальным, т.е. в школах необходимо обучать детей всему. Однако под этим Коменский подразумевал не точное и глубокое изучение детьми всех наук и искусств.
    Основные задачи образования в школах Коменский видел в том, чтобы обучить детей
    знаниям, добродетели и религии.
  2.       Школы необходимо преобразовать к лучшему. По мнению Коменского, обучение детей в школах должно осуществляться «наиболее легким методом, который не только не отвращал бы от наук, а к ним привлекал бы». Причины нежелания учиться Коменский видел в том, что, во-первых, школы ориентированы только на обучение знаниям, игнорируя воспитание нравственности и религиозности, во-вторых, даже обучение знанием осуществлялось в школах неэффективными методами.
  3.       Основой преобразования школ должен быть точный порядок во всем. Коменский считал, что необходимо сделать весь педагогический процесс разумно организованным и целенаправленным.
  4.        Точный порядок для школы следует заимствовать у природы. Он считал, что дети обладают врожденным стремлением к познанию и самосовершенствованию, и только различные внешние факторы, прежде всего, ошибки родителей и учителей, препятствуют развитию этих стремлений.  

       Он описал различные общие закономерности, характерные для мира живых существ, и на основе этих закономерностей вывел правила воспитания и обучения детей во всех его аспектах, начиная от необходимости правильно распределять время труда и покоя и заканчивая конкретными способами преподавания учебного материала, чтобы учить и учиться легко, точно и быстро. Коменский предлагал развивать у детей вначале внешние чувства, затем память, затем понимание и затем суждение.

         По мнению Коменского, обучение должно быть основано на реальном наблюдении за вещами, а не на словесном толковании о них. В тех случаях, когда реальное ознакомление с предметом невозможно, он предлагал использовать различные наглядные средства. Вместе с тем основой прочного образования он считал изучение причинно-следственных и других взаимосвязей между явлениями, развитие способности детей мыслить самостоятельно.

Большое значение Коменский придавал школьной дисциплине. «Но из этого не следует, – писал он, – что школа должна оглашаться криками, ударами, побоями; в ней должны господствовать бодрость и внимание как у учащих, так и у учащихся. … Если … мы не владеем способами искусно привлекать умы, то напрасно, конечно, будем в таком случае применять силу. По мнению Коменского, школьная дисциплина должна поддерживаться преимущественно живыми примерами учителей, наставлениями и увещеваниями.

Классно — урочная система.

Я. А. Коменский дал теоретическое обоснование классно-урочной системе обучения, характерной особенностью которой была организация обучения в форме урока. Урок — такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию. Я. А. Коменский утверждал возможность одновременного обучения учителем сравнительно большого количества учеников (40—50 человек) и высказывал предположение о том, что количество учащихся может быть увеличено до 300 при условии выделения лучших учеников для проведения занятий с каждым десятком учащихся под общим руководством учителей (декурионов).

В целом дидактика Коменского охватывает практически все проблемы, которые являются предметом рассмотрения современной педагогики.

  1. Трактат «Законы хорошо организованной школы»

Практическим вопросам организации, функционирования и управления школой Коменский посвятил трактат «Законы хорошо организованной школы», который является одним из первых в истории педагогики сводом правил о целях, содержании, методах и организационных формах деятельности школы как социального института по передаче культуры новым поколениям. В данном трактате регламентируются отношения между школой, государством, семьей и церковью; взаимоотношения между учениками, учителями и администрацией школы, выделены все главные составляющие педагогического процесса, рассмотрены взаимосвязи между ними, четко определены их функции. «Законы хорошо организованной школы» Коменского легли в основу школьных кодексов в XVIII и XIX вв.

Трактат включает в себя следующие основные разделы:

  1. Законы о действующих лицах школы, их работе и взаимоотношениях, согласно которым деятельность школы должна быть приведена в порядок, т.е. регламентирована;
  2. Законы о целях школы – о том, что школа представляет собой мастерскую подлинных людей: мудрых, способных к труду, воспитанных и благочестивых, т.е. религиозных;
  3. Законы о месте занятий – о конкретных способах достижения удобства помещений для процесса обучения;
  4. Законы о распределении учебного времени – о соотношении времени занятий и отдыха в течение дня, недели, месяца и года;
  5. Законы об образцах (наглядных материалах для обучения);
  6. Законы о книгах;
  7. Законы о методе обучения, согласно которым обучение должно осуществляться через примеры, наставления и применение на деле, или подражание;
  8. Законы о школьных испытаниях – контроле знаний учеников в течение часа, дня, недели, месяца, триместра и года;
  9. Законы об играх и театральных представлениях, которые Коменский считал необходимым включить в процесс обучения и воспитания как в высшей степени полезные аспекты образования;
  10. Законы о поведении, содержащие конкретные правила благопристойного поведения;
  11. Обязанности родителей, согласно которым родители добровольно отдают своих детей в школу на попечение учителей до момента окончания обучения;
  12. Обязанности учеников, содержащие конкретные правила обучения и отношения к нему;
  13. Обязанности декурионов, или десятских – лиц, осуществляющих руководство над деятельностью и поведением десяти учеников наподобие современных старост;
  14. Законы общежития, в котором живут учащиеся, отданные родителями в школу на весь период обучения, – о том, как необходимо поддерживать порядок в общежитии и не мешать другим;
  15. Обязанности учителей, согласно которым учителя, в первую очередь, должны быть образцом для подражания как в своей деятельности, так и в поведении и личных качествах;
  16. Обязанности ректора, осуществляющего руководство школой;
  17. Обязанности схолархов – лиц, осуществляющих контроль над выполнением школьных законов;
  18. Законы о школьной дисциплине и соблюдении законов, согласно которым школьные законы должны быть одинаковыми для всех, каждый обязан их выполнять, и «никакое нарушение законов не должно быть терпимо ни в ком, начиная с высших и кончая низшими» [2, с.161].

Заключение

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17-18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран. Кончено, далеко не все эти идеи были выдвинуты и разработаны самим Коменским. Так, например, урок как учебный метод применялся за несколько веков до «Великой дидактики», но впервые в истории человечеств Коменский свел воедино все эти педагогические методы.

При этом, новое, что дал Каменский в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два с половиной столетия спустя.

Список литературы

  1. Коменский Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А. Избранные педагогические   сочинения:   В   2-х  т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – с.242-476. – (Педагогическая библиотека).
  2. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы / Коменский Я.А. Избранные педагогические   сочинения:   В   2-х  т. Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – с.133-163. – (Педагогическая библиотека).
  3. Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я.А.Коменского / Коменский Я.А. Избранные педагогические   сочинения:   В   2-х  т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – с.7-24. – (Педагогическая библиотека)
  4. Титова Г.Ю.  История социальной педагогики: Учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2001. – 145 с.
  5. М.А. Галагузова История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 544 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место исследовательской деятельности в работе с одаренным ребенком дошкольного возраста

Доклад содержит описание работы коллектива детского сада с одаренными детьми посредством организации исследовательской деятельности....

РОЛЬ И МЕСТО ЛИТЕРАТУРНОГО, МУЗЫКАЛЬНОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО РЯДОВ В СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ.

РОЛЬ И МЕСТО ЛИТЕРАТУРНОГО,МУЗЫКАЛЬНОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО РЯДОВВ СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ....

Семинар-практикум "Роль и место делового этикета в профессиональной деятельности работника дошкольного учреждения "

«Роль и место делового этикета в профессиональной деятельности работника дошкольного учреждения»  Цели семинара :раскрыть понятие определения «деловой этикет»: его функции и основн...

«Роль и место сказкотерапии в психическом, физическом и интеллектуальном развитии дошкольников»

Консультация для родителей о роли сказки в воспитательном процессе: как правильно рассказать сказку, чтобы добиться нужного результата; какую выбрать сказку....

Роль и место педагога в процессе воспитания у старших дошкольников самостоятельности как качества личности

Воспитание самостоятельности у старших дошкольников, как отмечалось, раньше не означает, безусловно, устранения взрослого. На первых этапах детскую деятельность необходимо направлять, разумно руководи...

«Роль и место сказки в развитии ребенка, в семье и детском саду»

Задача педагогов учитывая трансформацию в системе образования, стремиться сохранить и развить, то неизменное, доброе, вечное. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать про...