Невидимые рисунки"
опыты и эксперименты (старшая группа)
«Невидимые рисунки »
Цель: Развитие экспериментательно-познавательной деятельности и творческих способностей у детей.
Невидимые чернила представляют собой раствор для написания информации на бумаге. От обычных чернил они отличаются тем, что написанное ими сообщение невозможно увидеть, пока не будут применены определенные условия, будь то тепло, свет и так далее. Такой способ передачи информации был одним из главных элементов шифровки во все времена. Тайные агенты Ивана Грозного писали свои донесения луковым соком. Буквы становились видимыми при нагревании бумаги. Секретные чернила широко применялись в России революционерами-подпольщиками. Например, В.И. Ленин использовал для тайнописи молоко. Он писал им в книге между строчек. Для проявления послания адресату достаточно было подержать бумагу несколько минут над огнем. Царская охрана знала об этой секретной переписке и успешно её прочитывала. С тех пор в народе закрепилось образное выражение «Читать между строчек», что означает, проникать в самую суть текста, в его глубинный смысл, уметь постигать его тайны.
Как правило, на чистом листе бумаги сначала писалась секретная информация, использовались симпатические чернила. После высыхания, поверх прозрачной надписи, наносилось обычное сообщение простыми видимыми чернилами. Такие письма, как правило, нагревали, чтобы появился секретный шифр, а потом уничтожали лист.
Как сделать невидимые чернила? Эксперименты с лимонным соком.
- Сначала необходимо выдавить сок из лимона в глубокую ёмкость и добавить небольшое количество воды. Перемешать. Разбавлять лимонный сок необязательно, но тогда чернила будут немного видны на бумаге.
- Намочить ватную палочку полученной жидкостью и написать свое послание на белой бумаге или нарисовать.
- Подождать, пока жидкость полностью высохнет.
- Когда подойдет время читать сообщение, листок бумаги необходимо смочить раствором воды с несколькими каплями йода, используя при этом кисточку для рисования.
Сегодня мы с девочками, т.к. мальчики не захотели с нами рисовать, будем рисовать невидимыми чернилами. А потом, когда рисунок высохнет, проявим его с использованием специального раствора. Раствор изготавливаем при смешивании воды с несколькими каплями йода. Затем кисточкой смачиваем лист с рисунком и начинаем наблюдать, как по волшебству проявляется появление рисунка. Йод вступает в реакцию с крахмалом, который находится в бумаге, и окрашивает её в светло-фиолетовый цвет. А те места, на которых был лимонный сок, остаются белыми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Бойцы невидимого фронта"
Интегрировнное занятие посвященное защитникам Отечества...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Невидимый волшебник»
Конспект занятия по экологии в старшей группе«Невидимый волшебник»...

План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Невидимые ниточки»
Занятие с приминением новых технологий, в соответствии с ФГОС ДО...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Невидимое письмо»
Вашему вниманию будет представлено занятие по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Невидимое письмо» с детьми шестого года жизни. Целью занятия будет являеться сформированное у детей...